Игра в Ночь музеев
Всегда из любых путешествий мы пытаемся выжать все. До капли. Все возможные и даже невозможные впечатления-эмоции-места-персонажи. В некоторой степени, как мне кажется, это можно назвать постсовковым «голодом», жадностью на впечатления. Особенно — «импортные», потому что в следующий раз визу могут не дать. Просто так. Эта жадность живет во мне, хоть я и не знаю, что такое «железный занавес». Зато знаю, как расти в стране, которая до сих пор барахтается «за кулисами».
Так и на этот раз. Согласно плану, в Будапеште мы — в 20.00, а уже в 11 утра следующего дня должны отправляться дальше. Из всех доступных за эти 15 часов впечатлений — только ночные пабы. Не самая плохая и, кстати, не лишенная собственно культурного погружения (без всякой иронии) перспектива, но «голод» настаивает на большем. И тут — это действительно, как нам показалось, чудо! — оказывается, что наша ночь в Будапеште — это Ночь музеев. Или, как говорят венгры, Muzeumok Ejszakaja. Вот почему полгорода носит голубые «фестивальные» браслеты на руках. Эта бумажная лента, которую можно приобрести в течение 20 июня и в ночь с 20 на 21-е в любом будапештском музее и во всех кассах метро (!), стоит 1300 форинтов. Она дает разрешение на свободный вход в любой музей. Правда, только этой ночью. В обычные дни такую сумму туристы вынуждены выкладывать за возможность увидеть экспозицию только одного музея. А этой ночью «в игре» около 50 (!) городских музеев. И в каждом с 16.00 до трех ночи происходит... все, что угодно. Очевидно, чтобы избавиться от стереотипа (если он здесь вообще существует), что музеи — это заведения нудные и статичные, в них собираются все венгерские производительные творческие силы — театр, танцы, музыка, видео, перформанс... К примеру, в час ночи в фантастическом помещении Музея декоративного искусства на первом этаже видим удивительным образом организованное пространство. Зеркальный настил, улитковидный белый «купол», игра света, игра саксофона, игра человеческого тела — в современной импровизированной хореографии. Это пространство органично дополняет публика — всех возрастов, окружившая действо тесным кругом распластанных, «подогретых» музыкой и визуальным рядом тел. Расписывать прелести музейного фона — дело неблагодарное. А вот о публике стоит сказать отдельно. В часовой очереди за билетами, которую пришлось выстоять в 10 вечера около исторического музея, больше всего, конечно, растрогала детвора, повисшая на руках родителей и бабушек-дедушек с припухшими полузакрытыми глазами. Рядом — пенсионеры, люди среднего возраста, «белые воротнички», много молодежи. Ночь музеев здесь — не богемное событие для избранных, а массовый праздник. На уровне города.
Для нас же все мистические впечатления от этой ночи сопровождались чувством тревоги и опущенных рук. Ну как за полночи обойти и увидеть 50 музеев? Наши четыре ноги и две пары глаз на это просто неспособны, а воспаленный от впечатлений мозг в два часа ночи уже на третьем музее — Музее современного искусства имени Людвига — говорит: «Хватит!»
Этот фрагментарный отрывочный рассказ не повод для морализаторства, мол, у нас в исторические музеи часовые очереди не выстраиваются или у нас уровень совсем другой... Нет! Это повод сказать, что Украина уже несколько лет приобщена к европейской игре, известной как Ночь музеев. Да, наша Ночь музеев еще далека от центральноевропейского размаха, но она у нас есть. И она — наша. И знаете, это самое приятное...
Выпуск газеты №:
№106, (2009)Section
Культура