Перейти к основному содержанию

Каннские премьеры, торжество документалистики

В Одессе завершился ІХ Международный кинофестиваль
24 июля, 17:54

Если задуматься, то покажется странным, что раньше в Одессе не было собственного кинофестиваля.

Ведь здесь созданы «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна и  «Человек с киноаппаратом» Дзыги  Вертова, здесь прославилась Вера Холодная, здесь  работала Кира Муратова, здесь снимал сцену для своего радикального «Социализма» Жан-Люк Годар, здесь находится самая старая в стране киностудия.

В начале, впрочем, команда организаторов из Киева, следуя стереотипу об «Одессе — столице юмора» задумывала что-то вроде курортного обзора комедий. Обратная связь от самих одесситов привела к быстрой смене формата. Сейчас ОМКФ — полномасштабный фестиваль с международным, национальным и европейским документальным конкурсами и звездными гостями уровня Изабель Юппер. Визитеры в этом году — культовый французский кино- и театральный актер Дене Лаван  и один из самых известных японских режиссеров Наоми Кавасе.

Помимо знаменитостей есть еще две причины, чтобы ехать в Одессу в середине июля: чтобы посмотреть все самое интересное с последних Канн и оценить состояние дел в национальном кино.

ГРАН-ПРИ ФЕСТИВАЛЯ ПОРУЧИЛ ФИЛЬМ «ХРУСТАЛЬ», РЕЖИССЕР ДАРЬЯ ЖУК; БЕЛОРУСЬ

Сосредоточимся на наиболее интересных фильмах.

МИР

Каннский кинофорум проходит в начале мая, и два месяца — достаточное время, чтобы  договориться с продюсерами и правообладателями и показать в Одессе все более-менее интересное с Лазурного берега. Каннские фильмы открывали и закрывали фестиваль, были в секциях «Фестиваль Фестивалей» и «Гала-премьеры» и даже в международном конкурсе.

Если говорить о каннских призерах (в Одессе показанных преимущественно вне конкурса), то бросается в глаза, что в этот раз взяли верх картины, выдержанные в странном сочетании семейной драмы и криминального сюжета. Так, обладатель «Золотой пальмовой ветви» — «Семейное дело» японца  Хирокадзу Кореди — о чете магазинных воришек, которые подобрали нескольких брошенных детей и сделали их счастливыми. Кореда не жалеет теплых тонов для этой незаконной, но настоящей семьи, неспешно раскрывает каждого персонажа во всех подробностях характера, прописывает каждую линию и получает драматичный фамильный портрет, достойный памяти другого певца «маленьких японцев» — Ясудзиро Одзу.

Такой же сдержанный реализм свойствен и другому каннскому лауреату — «Трем лицам» иранца Джафара Панахи (каннская награда за лучший сценарий).

На родине Панахи запрещено на 20 лет (!) снимать, выезжать из страны и общаться с журналистами, но он за время запрета снял уже 4 высококлассных фильма.

«Три лица» — это  приключения из жизни Панахи и его приятельницы, кинозвезды Бегназ Джафари. Они отправляются в далекое село северо-западного Ирана, получив отчаянное видео от местной девушки  Марзие Резаи (согласно полудокументалистскому подходу Панахи, все играют под своими именами). Семья Марзие не позволяет ей поехать в Тегеран, чтобы учиться театральному мастерству. Поэтому мастера пытаются убедить родню девушки, что не стоит мешать Марзие осуществить мечту об актерской карьере.

С одинаковыми сопереживанием и юмором Панахи изображает и богему, и не менее ярких и артистических крестьян. Каждому оставляет свою правду, но истину свободы все же закрепляет как важнейшую. Если прибегать к рискованным стилистическим подобиям, то можно сказать, что великие режиссеры неореализма нашли в лице Панахи достойного наследника.

«Этот мир похож на головоломку» — так главный герой «Сожжения» (приз ФИПРЕССИ Каннского фестиваля, Ли Чхан Дон, Южная Корея), безработный писатель-крестьянин Чон Су отвечает на вопрос, почему он до сих пор не нашел свою тему. Но это, собственно, и намерение самого режиссера — одного из самых известных на сегодня корейских кинематографистов Ли Чхан Дона: втянуть зрителя в неясную, запутанную историю, сбить с толку и захватить в то же время.

До определенного момента «Сожжение» — о трех очень непохожих молодых людях: чудаковатой, склонной к постоянному актерству Хе Ми, влюбленного в нее, несколько заторможенного Чон Су и пренебрежительного богатея Бена, который, по его признанию, имеет странную привычку — сжигать теплицы.

Сначала это смахивает на любовный треугольник, потом режиссер намекает на гомосексуальный мотив, потом водит за нос этими теплицами, еще подбрасывает тайн. Однако Ли Чхан Дон обращает внимание на то, что происходит между словами, за пределами основного сюжета. Вот именно эта «объединительная материя» фильма, зафиксированная благодаря искусной операторской работе Хон Ген-пХе, производит, несмотря на все недомолвки, впечатление полностью рассказанной истории.

ЛУЧШИЙ УКРАИНСКИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ — «ДЕЛЬТА» (РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР ТЕЧИНСКИЙ)

Что же касается международного конкурса, то его открыла бельгийская драма «Девушка», тоже отмеченная в нынешних Каннах («Золотая камера» за лучший дебют). Главная героиня — 15-летняя Лара, которая посвятила себя карьере профессиональной балерины. При поддержке отца она с головой погружается в поиски профессионального совершенства в новой школе. Подростковые разочарования и раздражение Лари усиливаются, когда она понимает, что тело не совсем слушается ее в специфических женских па, ведь она родилась мальчиком. Ожидание операции по изменению пола становится нестерпимым, конфликты возникают постоянно и в отношениях с близкими, и со сверстниками. Молодой исполнитель Виктор Полстер, в итоге отмеченный «Дюком» за лучшую актерскую работу, блестяще играет эту физически и психологически сложную, полную боли и противоречий роль, а режиссер Лукас Донт, для которого это лишь третий фильм в карьере, искусно избегает ловушек мелодраматизма, превращая сюжет в ряд легко снятых, динамических, настроенческих эпизодов, из которых, как из мозаики, состоит история борьбы Лари за свою идентичность.

А впрочем, победила в международном конкурсе сразу с двумя «Дюками» — за лучший фильм и лучшую режиссуру — черная комедия «Жалко» (Греция — Польша, Бабис Макридис), которая рассказывает историю 40-летнего юриста, который ведет дела об убийствах и ухаживает за женой, которая находится в коме. Когда женщина неожиданно приходит в себя, герой открывает в себе зависимость от состояния постоянной скорби, и, чтобы утолить эту траурную страсть, способен на все. Фильм производит интересное впечатление, но развитие его сюжета кажется предсказуемым еще в первой трети.

Обладатель Гран-при фестиваля определяется путем зрительского голосования. В этом году аудитория отдала голоса за «Хрусталь» (Билорусь — Германия — США — Россия) белорусско-американского режиссера Дарьи Жук.

Время действия: середина белорусских 1990-х — разруха и зарождение диктатуры Лукашенко. Героиня — безработная ди-джей Веля, которая мечтает получить визу в США, указывает в анкете случайный телефонный номер, на который, оказывается, будут звонить из консульства, чтобы проверить место ее работы. Единственный способ подтвердить легенду — сидеть несколько дней в ожидании звонка в небольшом заводском местечке, в квартире, где стоит именно тот телефон. Жильцы квартиры — простой люд, местный пролетариат. Ожидание затягивается, конфликты обостряются.

На первый взгляд — типичная завязка для комедии: столичная девушка приезжает в провинцию. Но нет. Веля полностью выпадает из постсоветской среды своим свободолюбием. Которое для ее вынужденного окружения — пустой звук и даже раздражитель. Веле с этим царством «понятий» не ужиться.

Недостатков в этом фильме более чем достаточно: прямолинейность ситуаций, по-газетному типизированные  персонажи и диалоги, слишком приглаженная, как в клипе, «картинка». Но вложенное режиссером послание — о важности свободы и трудности ее обретения — выражено убедительно и сильно.

УКРАИНА

Если прошлогодний ОМКФ зафиксировал качественный подъем украинского кино, то в этот раз заметная тенденция — рост количества копродукций. Самая заметная фестивальная премьера — «Донбасс» Сергея Лозницы —  общего финансирования Украины, Германии, Франции, Нидерландов, Румынии; фильм закрытия — «Женщина на войне» (интервью с режиссером см. в «Дне» от 20.07.18) — Исландия — Франция — Украина.

Из 5 фильмов Национальной конкурсной программы два — Марыси Никитюк «Когда падают деревья» и Александра Течинского «Дельта» — так же являются проектами нескольких стран. В международном конкурсе — «Три с половиной» (Индия — Украина, режиссер — Дария Гайкалова), «Вулкан» (Украина — Германия — Монако, Роман Бондарчук).

«Дельту», эту настоящую визуальную поэму о жизни в дельте Дуная (см. интервью с Александром Течинским «Просто берешь и делаешь», «День», 5.04.18), заслуженно наградили как лучший фильм Национального конкурса и в придачу отметили призом ФИПРЕСИ. Не менее утешительно, что в Конкурсе европейских документальных фильмов победили полнометражные «Домашние игры»  (Украина — Франция — Польша) одной из самых талантливых отечественных документалисток Алисы Коваленко. В 2014-м Алиса, еще начинающий режиссер, сняла короткометражку «Сестра Зо» о своей двоюродной сестре, которая играла в женской футбольной команде. Теперь же ее главная героиня — 20-летняя киевлянка Алина, которая живет в бедности и мечтает стать профессиональной футболисткой. Но ей не везет с родней: отец сидит в тюрьме или пьет, мать вообще погибает. У Алины на руках остается двое маленьких детей — и это в то время, когда она вот-вот начнет играть за сборную Украины.

Коваленко имеет качество, присущее далеко не всем нашим документалистам: из невыдуманных ситуаций выстраивает увлекательный  сюжет, показывает образ главной героини в истинно драматичном развитии, так что начисто забываешь, что перед тобой так называемое неигровое кино и  что на экране не актеры. Алина борется за свою мечту — и побеждает. Это та коллизия, которая нам нужна сегодня. А еще — сколько таких Алин вокруг. В футболе и не только.  Во имя их Алиса Коваленко и сделала свой фильм.

По-правде говоря, в этот обзор вошли далеко не все фильмы. Но упомянутых достаточно, чтобы понять две важные тенденции. Первая — не известно, удастся ли организаторам довести ОМКФ до уровня задекларированных «Канн на Черном море», но то, что они сделали в Одессе действующий филиал Каннского фестиваля, — это безусловно и прекрасно. Вторая: при всех успехах украинского кино пока документалистика безусловно лидирует и в идеях, и в качестве по сравнению с игровым кино. Эта диспропорция держится уже не первый год, и должна быть изменена.

Удастся ли это — посмотрим в июле следующего года.

Интервью из Дени Лаваном, Наоми Кавасе, Сергеем Лозницей и Дарией Гайкаловой читайте в следующих номерах нашей газеты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать