Киевская ВЕРДИниада
В течение недели в столице проходил Международный оперный фестиваль «Ave Verdi»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010201/420-5-1_0.jpg)
27 января 1901 года сердце великого Джузеппе Верди остановилось. «Ушел, как воин — сурово и тихо», — писали газеты того времени. Композитор был похоронен, как и завещал, возле своей жены Джозефины. Он скончался в возрасте 88 лет.
Символично, что в день 100- летия смерти великого итальянского композитора, прозвучал его «Реквием» в исполнении итальянских и украинских артистов: Кармела Аполлонио (сопрано), Марилена Монтуоро (меццо-сопрано), Михаил Дидык (тенор), Тарас Штонда (бас), Алессио Влад (дирижер), хористов и музыкантов Национальной оперы Украины. Сценическую площадку театра переоборудовали, подняв из «ямы» симфонический оркестр. Этим был найден звуковой баланс хора, солистов и музыкантов. Примечательно, что когда на киевской сцене звучала заупокойная месса, в это же время «Реквием» исполняли во всех ведущих театрах мира. Например, в Ла Скала партию сопрано пела Франческа Скаини — певица, которая с триумфом выступала у нас на открытии фестиваля «Ave Verdi». «Мы не хотим говорить о смерти, так как для нас Верди жив и как подтверждение этому его чудесная музыка, которая звучит уже второе столетие», — отметил генеральный директор Национальной оперы Украины Петр Чуприна.
СНАЧАЛА БЫЛА МУЗЫКА, ПОТОМ — СЛОВО
Юбилейные торжества проходили не только на сцене столичной оперы. Не осталась в стороне сего исторического события и Национальная филармония Украины. Но если в опере зрителей поражал масштаб: гала-концерт, пять опер маэстро в исполнении украинских и зарубежных мастеров, «Реквием» в финале, то филармония пошла другим путем. В одном вечере (22 января) они фрагментарно исполнили арии, квартеты и сцены из популярных опер «Дон Карлос», «Аида», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», усилив свою команду — Симфонический оркестр под управлением Николая Дядюры, органист Владимир Кошуба, солистка Мария Липинская — ведущими вокалистами столичной оперы: Светланой Добронравовой, Ольгой Микитеко, Анжелиной Швачкой, Андреем Романенко, Тарасом Штондой, Николаем Ильченко и капеллой «Думка». Получилось очень проникновенная программа. Публика, которой посчастливилось побывать на этом концерте, выходила из Колонного зала им. Лысенко просветленной. Впечатление усиливала и выставка сценических костюмов «Театральная фантазия», подготовленная художником Марией Левитской. Очень жаль, что литературно-музыкальная композиция оказалась вне внимания телевидения. Поверьте — это стоило увидеть и услышать. Возможно, руководство филармонии изыщет возможность и повторит программу на бис.
— Готовясь к вечеру, — рассказал Владимир Лукашов, худрук Национальной филармонии, — мы столкнулись с тем, что, к сожалению, о жизни, творческих поисках и муках великого композитора основная часть публики мало знает. Почему в каждом его произведении столько страсти? Откуда он черпал силы, где находил вдохновение для творчества? Поэтому мы добавили к музыке маэстро фрагменты из его писем, воспоминания современников Верди. Он прожил длинную, прекрасную, но и нелегкую жизнь, оставив нам в наследие 26 опер, кантаты, духовые сочинения, струнный квартет, вокальные ансамбли, романсы, песни. В историю музыки Верди вошел как реформатор оперного искусства. Основываясь на принципах бельканто, он насытил свои произведения не только вокальной мелодикой, но и героическими интонациями. Даже после 70-ти лет продолжал творить, создав «Отелло» — высочайший образец психологической драмы. Его последнее сочинение — опера-буфф «Фальстаф», написанная по мотивам шекспировских «Виндзорских проказниц». Кроме славы, Верди познал горечь разочарований, непонимания. Некоторые его знаменитые коллеги называли «Травиату» «кулинарной оперой», предрекали забвение. Но вот прошло более ста лет, а это произведение не просто живет, оно украшает репертуар многих театров мира. Нам приятно, что удалось сделать не концерт к юбилейной дате, а усилить музыку словом. Для этого от театра ввели персонаж влюбленного в творчество маэстро. Его исполнил актер театра им. И. Франко Алексей Богданович.
Чтобы праздник музыки состоялся, титаническую работу провели сотрудники Национальной оперы Украины. Им удалось пригласить замечательных дирижеров и солистов. Огромную помощь оказал Итальянский культурный центр и Посольство Италии в Украине. Во время фестивальной недели слушатели познакомились с пятью операми Джузеппе Верди: «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», «Аида», «Набукко». Они были поставлены в разное время. Из новинок — обновленная «Аида», осуществленная Дмитрием Гнатюком в прошлом году.
СТРАСТИ ПО «ТРАВИАТЕ» И НЕ ТОЛЬКО
«Травиата» с треском провалилась. Но меня это не печалит. Или я — или они! Про нее еще вспомнят. И вот тогда мы увидим...», — писал Дж. Верди в 1853 г.
В преддверии фестиваля за кулисами нашей оперы бушевали нешуточные страсти, не обошлось без обид. Участие в подобном фестивале очень престижно и потому каждый артист мечтал увидеть свое имя в афише, что, естественно, невозможно. Дирекции пришлось принимать волевые решения, которые не могут нравиться всем.
На исполнении роли Альфреда в «Травиате» претендовали три солиста. Окончательный выбор пал на Владимира Гришко. Он находится в прекрасной вокальной и творческой форме. Более того, прогнозы недоброжелателей, прочивших провал артисту, не оправдались. Благодаря своему мастерству, певец сумел буквально спасти спектакль, когда партия Виолетты у канадской гастролерши Кристины Комацу стала «рассыпаться» на глазах у изумленного зала. Сама певица причиной своей неудачи считает усталость, тяжелый перелет, разницу во времени — не успела адаптироваться. Зато Гришко своим блестящим вокалом подтвердил, что сегодня он является одним из лучших теноров Украины. Его партнер по спектаклю Анонио Сальвадори назвал Владимира «луче-воче» — «голос- свет», «бельканто» — так ярко, звонко, темпераментно пел и играл украинский премьер. И еще один штрих. Ради участия в «Ave Verdi» Владимир Гришко отказался от пробы в Ла Скала, сделав свой выбор в пользу выступления на родине, в Киеве, так как еще осенью пошлого года получил официальное приглашение от посла Италии в Украине госпожи Брунетти-Гец и обещал дирекции Национальной оперы участвовать в фестивале, а, по словам певца, он привык держать свое слово.
— Партия Альфреда — одна из самых любимых в моем репертуаре, — признался Владимир Гришко. — В 1995 году с «Травиатой» я дебютировал в Метрополитен-опера. Сейчас пою эту оперу еще и в Канаде. Дмитрий Бертман поставил авангардный спектакль. В нем герои перемещены в наше время, в молодежную среду с ее «забавами» — алкоголем, наркотиками, а затем действие переносится в прошлое столетие. Беседуя с японским дирижером Чесеи Комацу, я выяснил, что он видел моего Альфреда в этой постановке. Ему понравилась наша попытка по-новому посмотреть на старый сюжет. Мне очень приятно, что на киевском фестивале мне пришлось с Чосеи вместе поработать и петь с великолепным итальянским мастером Анотонио Сальвадори, исполнявшем роль Жоржа Жермона отца Альфреда. Перед спектаклем мы с ним ближе познакомились и выяснилось, что работали с одними и теми же дирижерами, в частности, с Мелло Санти и Карло Рицци. В пении Антонио чувствуется школа, он прекрасно владеет своим голосом. Можно только процитировать певца и режиссера Дмитрия Гнатюка: «Оперы Верди поют только большие голоса». К этому я бы добавил, что, кроме техники, надо вкладывать еще и душу. Самые теплые слова хочу сказать в адрес хора Нацоперы, с которыми петь для меня наслаждение.
СКРОМНОСТЬ ДЕКОРАЦИЙ — НЕ ПОРОК
«Голос и гармония, — говорил Верди, — для меня всегда будут главными».
В операх маэстро очень важен синтез игры оркестра, вокальное и артистическое мастерство солистов, плюс огромную нагрузку несет хор. Хор Национальной оперы находится в хорошей профессиональной форме. Коллектив постоянно обновляется. По словам главного хормейстера театра Льва Венедиктова, когда они прощаются с ветеранами, то сердце кровью обливается. Но это необходимо, так как если этого не будут делать, то получат хор ветеранов Старокиевского района. Нынче повысили планку приема и 60 процентов артистов имеют высшее профессиональное образование. Всего в хоре работает 120 человек.
— Организация фестиваля «Ave Verdi», — наша первая проба подобных международных акций, сказал Лев Николаевич. — Мы убедились, что когда хорошо платят, то приезжают хорошие артисты. Нашей основной задачей было заинтересовать потенциальных спонсоров помочь киевскому театру. Огромную помощь оказало итальянское посольство, взяв на себя финансовые вопросы и приглашая солистов и дирижеров в Киев. Большое им за это спасибо, но если бы мы имели еще и собственные деньги, то приглашали бы не тех, кого нам присылают, а кого сами считаем нужным. Надеюсь, что в будущем мы сможем позволить себе приглашать ведущих певцов мира и тогда это будет грандиозный праздник для меломанов. Хотя опыт «Аиды» показал, что украинские солисты лучше! Видя очереди у касс и полный зал зрителей, у меня сердце радуется: интерес к опере возвращается.
Опера «Набукко» идет в театре давно. И хотя первоначальная идея была интересная, когда сдержанные сценические средства не отвлекают от деталей, дают возможность публике сосредоточиться на пении артистов, в какой-то момент стало казаться, что спектакль превратился в некий концертный вариант, потерявший динамику. Фестиваль придал ему новые краски. Актерский и музыкальный состав в «Набукко» был смешанный: украинские солисты — Иван Пономаренко (Набукко), Тарас Штонда (Захария), а также итальянские певцы и дирижер — Маурицио Сальтарин (Исмаил), Наузикаа Поличиккио (Абигаила), Никола Колабианки. После окончания спектакля солистка Римской оперы Поличиккио рассказала, что два года назад впервые приезжала в Украину, выступала в гала-концерте в Днепропетровске. «В нынешний приезд Киев мне не удалось посмотреть, так как очень холодно, а я боялась простудиться, — ежась и смеясь говорит Наузикаа. — Но несмотря на мороз, меня так тепло приняли и я себя почувствовала также комфортно, как дома. Особые слова благодарности хотела бы сказать в адрес музыкантов оркестра Национальной оперы. Партия Абигаилы у меня в репертуаре уже несколько лет. А дебютировала на оперной сцене в «Макбете». Оперы «Набукко» и «Макбет» очень похожи между собой. Мне понравилась скупая сценография постановки «Набукко» в вашем театре. Я считаю, что на сцене должна царить музыка. А наши театры делают очень сложные декорации, костюмы. Зрительно все это очень красиво, но несколько отвлекает внимание от главного — музыки».
— На этом фестивале лучшим оказался Верди, — считает Лев Венедиктов. — Я надеюсь, что мы займемся и другими операми композитора. Прежде всего, «Дочь кардинала или Жидовка», «Самсон и Далила» — эти оперы прекрасны по своим музыкальным качествам. Но раньше цензура их не пропускала, потому что они на еврейскую тему. Я уверен, что если мы поставим эти спектакли, то в нашем театре каждый день будут аншлаги.
СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ, ИЛИ ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА КУЛИС
«Работа композитора изнурительно тяжела. Трудно найти певцов, которые меня устроили бы», — писал Джузеппе Верди в 1871 году.
Из пяти представленных на вердиевском фестивале опер безусловной удачей можно считать обновленную «Аиду». Спектакль получился зрелищным и в этом огромная заслуга режиссера-постановщика Дмитрия Гнатюка, художников Тадея и Михаила Риндзаков и всего творческого коллектива, занятого в этой постановке. Оркестр во главе с Владимиром Кожухарем, солисты — Светлана Добронравова (Аида), Тарас Штонда (Фараон), Людмила Юрченко (Амнерис), Иван Пономаренко (Амонасро), хористы — были в ударе. Тенор из Новосибирска Олег Видеман (Радамес) тоже неплох. Хотя чувствовалось волнение артиста, нельзя было не заметить, что его драматические возможности пока сильно уступают вокальным. Но, несмотря на некоторые шероховатости, спектакль получился.
Дмитрий Гнатюк долгие годы пел в вердиевских операх. «В «Аиде» просто божественная музыка, — рассказывает он. — На моей памяти в киевском театре это третья постановка. Мне хотелось, чтобы наш спектакль был современным, несмотря на исторический сюжет. Владимир Кожухарь очень удачно прочитал музыкальную партитуру. В «Аиде» у нас выступают артисты разных возрастов, а это значит, что спектакль быстро не устареет. Наш театр силен не только примами и премьерами, а и молодым резервом. В «Аиде» нельзя работать в полсилы. Очень важно, как поют хористы и как взаимодействуют между собой артисты. Мне приятно, что наш хор является одним из лучших в Европе.
Спектакль «Трубадур» с нетерпением ждали не только обычные зрители, но и тенора Национальной оперы. Ведь в партии Манрико выступал Бруно Себастиан. Итальянский певец пел в Ла Скала, нынче много гастролирует по всему миру. Прошлым летом выступал на оперном фестивале в Одессе. Премьер остался не доволен акустикой в нашем театре. «На репетиции все было нормально, — недоумевает Бруно Себастиан, — а на спектакле, когда поставили декорации и застелили пол, меня ожидал неприятный сюрприз: я не слышал оркестр и было такое ощущение, что пою с закрытым ртом. Подобный шок я испытал впервые в своей жизни. Лишь к финалу справился со своей вокальной партией. Очень обидно, ведь Манрико я пою уже более двадцати лет. Фактически с начала своей певческой карьеры. Однажды стал свидетелем как в одном из залов Барселоны Монсеррат Кабалье пришла, похлопала в ладони и сказала, что выступать здесь не будет. Мне тогда показалось, что примадонна капризничает, а теперь я понимаю — ее не устроила акустика. На сцене я отдаю всю душу и если спектакль не получился, то не могу найти себе места. Не скрою, с тяжелым сердцем уезжаю в Прагу. Там буду петь в «Аиде». Если приеду в вашу столицу еще раз, то буду выступать в другом зале».
Зато порадовала публику наша примадонна Лидия Забиляста (Леонора) и певец из Львова Игорь Кушплер (Граф де Луна). Они с блеском справились со своими партиями.
— Лучшая похвала певцу, если его голос называют вердиевским, — утверждает Забиляста. —Долгое время ни я, ни мои педагоги не считали меня певицей этого композитора. Лишь после стажировки в Ла Скала, когда я выучила партию сопрано «Реквиема», я постепенно стала погружаться в музыку маэстро. Оперы Верди требуют от актера полной отдачи. Иногда эмоции переполняют и ты забываешь, что должен не только играть, но и показать свои вокальные данные. Над партией Леоноры можно работать годами и каждый раз раскрывать для себя массу разных оттенков. Верди требует подключения целой палитры вокальных и артистических красок. Если в пиано солист показывает свою технику, то и в ансамблевом пении нагрузка не менее сильная, чем когда поешь соло. Для меня Верди — музыкальный бог. Итальянцы преклоняются перед маэстро. Практически в каждом доме вы встретите его портрет, не говоря о записях его произведений. Простые люди мелодии из его опер поют как народные песни. Такое поклонение перед композитором не только на его родине, но и во многих странах мира. Мне кажется, что его музыку будут музыканты раскрывать еще многие столетия.
Спектакль «Риголетто» — последняя работа замечательного режиссера Ирины Молостовой. Спектакль ничуть не устарел, его по-прежнему любят артисты и публика. Выразительно и ярко звучал оркестр под управлением Николая Дядюры. Органичен получился образ Герцога — ловеласа, повесы, жаждущего новых приключений, в исполнении Андрея Романенко. Страстной и нежной получилась Джильда у Ольги Нагорной. Очень убедителен в роли шута Риголетто харьковчанин Николай Коваль, сумевший передать сарказм, лиричность и драматизм своего персонажа. В небольшой роли Маддалены выступила итальянская певица Марилена Монтуоро. Для нее спектакль стал лишь прелюдией к следующему дню, когда в финале фестиваля она исполнила парию меццо-сопрано в «Реквиеме». Именно там Марилена показала всю мощь своего голоса, украсив интернациональный квартет солистов.
Подводя фестивальные итоги можно сказать, что праздник музыки состоялся и хотя победила дружба, но, положа руку на сердце, следует признать, что наши солисты в целом были лучше зарубежных гастролеров.
Посол Италии в Украине Иоланда Брунетти Гец, присутствовавшая практически на всех спектаклях, не скрывала, что довольна результатами вердиевского фестиваля. «Фантастические спектакли, прекрасный финал, — подчеркнула госпожа посол. — Я недавно приехала в Украину, но вместе с Итальянским культурным центром уже включилась в организацию многих акций. Надеюсь, что масштабные мероприятия, подобные «Ave Verdi», будут и в будущем».
Выпуск газеты №:
№20, (2001)Section
Культура