«Нам нужен системный успех!»
О сегодняшнем состоянии кино в Украине и возможностях его развития «День» беседует с продюсерами Денисом Ивановым и Игорем Савиченко![](/sites/default/files/main/articles/26032014/11zk.jpeg)
Четверг в кинотеатрах всего мира — время премьер. На этот раз в украинском прокате (ограниченном) стартовал фильм украинского режиссера Владимира Тихого «Зеленая кофта», жанр которого его создатели «окрестили» социальным триллером. Не скажу, что у меня нет претензий к картине, начиная с ее сценария, но уверена, что свой зритель у нее будет. Здесь сыграет роль и интерес к имени режиссера, которого знает определенный круг зрителей и, надеюсь, патриотические чувства — не так часто в прокате появляется национальное кино.
Действие фильма «Зеленая кофта» происходит в наши дни. В одном из спальных районов большого города исчезает семилетний ребенок. После месяца безуспешных поисков старшая сестра мальчика берет дело в свои руки. Она уверена, что знает, кто похитил брата. Отчаяние, чувство вины и бессилия — достаточно ли этого для оправдания страшной мести?
Этот проект прошел весьма показательный этап для пытающегося возродиться украинского кино — от первого открытого пичинга, где «Зеленая кофта» получила госфинансирование, до возвращения к «ручному управлению» отраслью. Впрочем, это произошло во всех областях госдеятельности.
В связи с этим, нам показалось интересным поговорить с продюсерами фильма о сегодняшнем состоянии кино в Украине и возможностях его развития.
«СЕГОДНЯ ПРОИЗОШЛО НЕКОЕ «ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА»
Денис ИВАНОВ, продюсер, генеральный директор компании «Артхаус Трафик»
— Денис, твоя команда так долго «шила» «Зеленую кофту», и вот — премьера. Этот проект знаменателен тем, что, когда он стартовал, была большая надежда на возрождение украинского кино, вы получили госфинансирование на первом открытом пичинге. Потом, задолго до сегодняшних скорбных политических событий, начались колебания внутри киноиндустрии и ее руководства. Можно ли говорить сегодня о каких-либо перспективах украинского кино? И как ты, будучи продюсером, собираешься работать дальше?
— Сложный вопрос, хотя сегодня, несмотря (или благодаря) событиям последних месяцев, произошло некое «очищение организма». Старое разрушено, новое еще не построено. Есть какие-то структуры, хвост которых прочно завяз еще в советских временах, но они управляют процессами. Тем не менее, чтобы украинская культура состоялась, нужно садиться и всерьез моделировать будущее, а потом — всю систему, все прошлое «подгонять» под то будущее, которое мы себе нарисуем. Основываясь на мировом опыте, главный путь для украинского кино — путь копродукции. Самое позитивное, что сделало Госкино, кроме того, что оно стало отдельным органом и профинансировало новые проекты, — появился ряд молодых режиссеров, которые попали на фестивали класса «А». Их имена более-менее стали известны киномиру, а это уже хорошая стартовая площадка для копродукции. То есть появились ряд людей и структур, готовых к совместной работе. Дальше нужно двигаться и развивать это направление. Причем, если раньше у нас было два вектора развития копродукции — с Россией и с Западом, — очевидно, что на непредсказуемое время, первый из них будет если не закрыт, то перемещен в другую сторону. Сейчас, на мой взгляд, самый интересный момент, когда все изобретается, придумывается, и из ошибок прошлого готово формироваться какое-то будущее. Для меня очевидно, что всем в украинском кинопроцессе нужно пройти определенный курс переквалификации. Не важно, самостоятельно ли, или участвуя в каких-либо «своих университетах». Профессиональное образование — первостепенно сегодня. Для меня, как для продюсера, это безумно интересно. Мы собираемся организовывать детский фестиваль, ряд образовательных мероприятий. Без этого украинскому кино тяжело будет встать на ноги, найти свой путь в искусстве и к зрителю как у себя дома, так и за его пределами.
— В сегодняшней ситуации все, кто занимается кино, СМИ, телевидением, понимают, что информационную войну бездарно проиграли! Кино, с момента его появления, всегда было очень мощным пропагандистским инструментом. Есть ли какие-то идеи и собственные планы по этому поводу?
— К сожалению, кино, как медиа, должно начинать с какой-то просветительской работы, которую мы должны быстро и качественно освоить. Потому что в России, еще со времен СССР, остались и профессиональные кадры, и технические возможности. У нас же, если мы собираемся идти по другому пути, это должно стать частью культурной политики. А ее основной частью, в любом цивилизованном государстве, является воспитание толерантности. К разным культурам, разным языкам, разным религиям, региональным отличиям, сексуальным и так далее. Если это не становится краеугольным камнем культурной политики, то ставит под сомнение цивилизованный уровень государства и общества. В частности, то, что мы сейчас получили — это провал культурной политики государства (если таковая была!), с одной стороны. С другой — нельзя недооценивать культурный потенциал, который есть в кино. Знаете, почему все так увлечены американским кино? Потому что там есть сильный человек, противостоящий системе, который, сталкиваясь с проблемами разного уровня сложности, все равно побеждает. Модель, которую все люди смотрят, хотят копировать. Это сделало для формирования украинского общества больше, чем все медиа вместе взятые. Поэтому надо думать о создании таких историй, которые не только будут фиксировать происходящее, но и моделировать будущее. Однозначно, сегодня уже нельзя напрямую играть в пропаганду, зеркально противостоящую той, другой стороне. Это неэффективно. Нужны ассиметричные ответы, нужно искать слабые места противника, а не мерятся силами там, где мы уже безнадежно потеряли время.
— «Зеленая кофта» — твой первый полнометражный продюсерский опыт. Зритель фильма еще не видел, но позади несколько фестивалей, награды и фестивальные зрители. Каковы прогнозы на прокат?
— Любой прогноз сейчас, когда информационное поле совсем другое и поведение людей мало адекватно, делать практически бессмысленно. Например, на «Даллаский клуб покупателей», которые «Артхаус Трафик» начал прокатывать на прошлой неделе, наши прогнозы были ниже, чем оказались де-факто. «Зеленую кофту» мы выпускаем в ограниченный прокат. Понимая, что это кино не жанровое, а так называемый социальный триллер, надеемся, что зрители, которые знают режиссера Владимира Тихого, «Вавилон ХІІІ», движение «Украинских злых» (проекты «Украина, гудбай» и «Мудаки»), будут заинтересованы посмотреть эту ленту.
«В КИНО МЫ НАХОДИМСЯ В СОСТОЯНИИ СТАРТА»
Игорь САВИЧЕНКО, продюсер, директор фильма
— В последние годы украинское кино галопом прошло путь от великих надежд до горьких разочарований. Вы являетесь одним из основных игроков на поле национальной киноиндустрии. Что же, на ваш взгляд, представляет сегодня украинское кино?
— Несмотря на сложнейшую ситуацию в стране — в области политики, экономики — в кино мы находимся в состоянии какого-то старта. Все успехи, которые сейчас есть, закладывались года три тому назад. «Зеленая кофта», «Украинские злые», «Брати». Все, что позднее подавалось на конкурс, становилось все слабее и слабее. Самая большая проблема в том, что нет какого-то системного успеха. А чтобы развиваться, нужно, не останавливая производства, снимать и снимать. Чтобы количество переходило в качество. Нужно возвращаться к тому, что мы пытались начать несколько лет назад — реструктуризации Фонда кино. Имею в виду, что нужно тратить деньги не только на производство кино, а начинать с базиса — системы образования. Речь здесь не о существующей академической системе образования, которая сильно отстает от мировых образцов. Говорю о возможности для молодых учиться, возможно, за рубежом, получая на это гранты, работать, путешествовать. Либо приглашать сюда людей, которые могут дать талантливым слушателям профессиональное экспресс-обучение, что поможет им попасть в орбиту современного кинопроцесса. Мы варимся в своем соку, а необходимо влиться в тот процесс, который происходит сейчас в Европе.
— Состояние необъявленной де-юре, но идущей де-факто войны вряд ли предполагает государственное субсидирование кино. Культура и в лучшие времена не была в первых строках бюджета. Вы, как продюсер, видите какие-либо пути существования кинематографа и его финансового обеспечения?
— Только вернулся из Польши, где вручалась их национальная кинематографическая премия, местный аналог «Оскара». Вместе с директором Варшавского фестиваля Стефаном Лаудером мы вручали одну из номинаций. Удалось пообщаться со многими высокими чиновниками и ведущими участниками польского кинопроцесса. Они, в отличие от нас, хорошо расставляют приоритеты продвижения имиджа страны в мир. Это — культура и наука. Если страна культурна, там есть люди, которые могут через искусство влиять на формирование нового мышления, рассказывать о судьбоносных событиях, процессах, происходящих в стране. Невооруженным взглядом видно, насколько вперед шагнула у нас журналистика за последние пять лет, и сравните это с российской журналистикой — у нас есть плюрализм мнений. То же должно быть и в любой сфере культуры — в кино, изобразительном искусстве, театре и так далее. Это дает широту мысли. И в тяжелые моменты, как сейчас, если бы у нас были развиты культура и наука, не было бы и экономических проблем. Просто собралось бы определенное количество умных людей, которые смогли бы подсказать четкие направления выхода из кризиса власти, экономики, политики. При этом хочу подчеркнуть, что по-настоящему культурные люди — они одновременно моральные. Так сложилось, что люди, их сознание изменились очень сильно, а политики за этим не успевают. У них совершенно другой бек-граунд. Например, закончил ты университет сколько-то лет назад, и не все на курсе и в группе были твоими друзьями. Но, по прошествии времени, вы с удовольствием встречаетесь, как старые товарищи, почти единомышленники. То же происходит и в Раде — их там сидит 450 человек, спорят, дерутся даже, но, выходя из зала, они друг другу ближе даже, чем люди на Майдане. Просто потому, что львиную долю времени проводят вместе. Это — эффект привыкания. И ты уже соотносишь свои принципы не с теми, кто требует, бунтует, настаивает на чем-то вне стен ВР, а с теми, кто рядом. А там — регионалы, коммунисты, о какой этике можно говорить... Так вот, о том, что культура и наука являются приоритетными, понимают в Европе, США, Китае, Сингапуре, но не здесь, у нас.
— Во время Майдана у вас был опыт создания минифильмов под общим названием «Вавилон ХІІІ», которые оказались весьма востребованы. Думали ли вы о продолжении этого проекта или создании какого-то другого, который мог бы внести неоценимый вклад в жестокую информационную войну, которую мы пока не выигрываем?
— «Вавилон» — проект, который передает эмоции в чистом виде. Недавно в Кракове я проводил показ этих фрагментов для научного сообщества — показал им 10 роликов в хронологическом порядке. И они поняли гораздо больше о происходящем у нас. Сейчас мы в стадии активных переговоров с одним из ведущих наших телеканалов, чтобы устроить вокруг этих картин дискуссию. Смотрим фильм, потом в студии идет обсуждение в прямом эфире с подключением обратной связи со зрителем. Мне кажется, что это поможет нам всем найти общий язык. Кроме того, идут переговоры с немцами и поляками по созданию на базе уже имеющихся и будущих материалов, полнометражного фильма. Но, на мой взгляд, он возможен лишь тогда, когда хоть слегка забрезжит финал. Сейчас мы ковыряемся где-то в третьем акте — ни герои, ни антигерои еще не определились. Но в финале я вижу несколько документальных полнометражных лент. Давайте думать о хорошем и верить в хэппи-энд...
Выпуск газеты №:
№55, (2014)Section
Культура