Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ода маэстро и учителю

2 мая исполнилось бы 125 лет со дня рождения известного украинского композитора Николая Вилинского
02 мая, 10:46
НИКОЛАЙ ВИЛИНСКИЙ, 1937 ГОД, КОГДА У НЕГО УЧИЛСЯ ОСКАР ФЕЛЬЦМАН В ШКОЛЕ ИМ. П. СТОЛЯРСКОГО В ОДЕССЕ. Фото из семейного архива Вилинских

Николай Николаевич Вилинский (1888 – 1956 гг.) был  творческим человеком, талантливым композитором и прекрасным  педагогом (профессором  Одесской, Ташкентской и Киевской  консерваторий), возглавлял Одесскую областную организацию Союза композиторов Украины. Маэстро воспитал целую плеяду замечательных музыкантов (так, в 1930-е, по классу специальной гармонии у него учились Эмиль и Лиза Гилельс, Давид Ойстрах, Яков Зак) и  композиторов – Константин Данькович,  Александр Билаш,  Оскар Фельцман и др.

Вилинский  - автор симфонических сюит, кантат, вокально-хоровых обработок украинских, русских и молдавских народных песен, романсов, камерно-инструментальных сочинений, а также ряда теоретических работ и статей.  Николай Николаевич  участвовал в издании собрания сочинений Николая Лысенко ( редактировал XIII и XIV тома, причем часть неизданных произведений Вилинский  восстановил по черновикам и наброскам, а незаконченные работы композитора по поручению редакционной коллегии закончил).


В редакцию «Дня» Юрий Вилиский переслал воспоминая одного из учеников маэстро -  Оскара Фельцмана (1921 – 2013гг.) -  популярного эстрадного композитора, прославившегося песнями «Ландыши», «На тебе сошелся клином белый свет», «Ничего не вижу», «Мир дому твоему», которые исполняли звезды эстрады: Леонид Утесов, Марк Бернес, Гелена Великанова, Владимир Трошин, Муслим Магомаев и другие.  Фельцман   учился  у Вилинского в классе композиции в Школе им.П.Столярского. Эти мемуары Оскар Борисович написал в 2008 году, и они никогда ранее не публиковались. Воспоминания касаются Одесского периода в жизни  и судьбе двух музыкантов. «День» печатает материал в сокращенном виде.

Оскар ФЕЛЬЦМАН: «Вилинский как бы взял меня за руку и повел вперед: от азов к высотам композиторского мастерства»!

«Одесса особенный город у Черного моря.  Он очень красивый, обладает своим неповторимым колоритом. Я бываю в разных странах и когда, отвечая на вопрос  -"где вы родились" называю имя этого неповторимого города на Земле, - люди по особому улыбаются, показывая то, что место это широко известно и пользуется особой любовью и уважением.

Я родился в семье врача, который был известен не только своим хирургическим мастерством, но и большим музыкальным пианистическим талантом.  В нашем доме играла музыка. Поэтому, когда я в пятилетнем возрасте написал свое первое сочинение для рояля - никто не удивился.  Все предполагали, что будущее в моей жизни будет в музыке. 

Рано я начал заниматься игрой на рояле у выдающегося профессора Б.М.Рейнгбальд.  У нее в то время учился сам Эмиль Гилельс. Я хорошо успевал и уже в юности играл концерты Моцарта, Бетховена, Шопена ... Мои ранние попытки сочинять свою музыку развивались стремительно и с детских лет обо мне заговорили, как о таланте, с которым надо сериозно заниматься.  В Одессе было много музыкальных учителей, и передо мной стал выбор: кому доверить свою судьбу?

Пианисты, скрипачи, дирижеры часто бывали у нас дома и были заинтересованы в моем дальнейшем музыкальном развитии. В определении моего педагога по композиции все были едины. Это должен быть выдающийся педагог и композитор - профессор Одесской консерватории Николай Николаевич Вилинский.  Его имя было известно не только в Украине, но и во всем Союзе.  К тому времени он взрастил целый ряд композиторов, сочинения которых зазвучали в филармониях, на сценах оперных театров.

Николай Николаевич занимался со студентами консерватории. Эти занятия отличались большой серьезностью и требовали от его учеников большой теоретической подготовки.  Его студенты шли к нему на уроки с большим волнением, понимая высокую ответственность, при общении с этим выдающимся музыкантом.

В композиции мне предстояло понять все! Предстояло дать мне начальные теоретические знания, а потом открыть передо мной широкие композиторские горизонты. Я стал единственным у Николая Николаевича учеником, который еще обучаясь в средней музыкальной школе, переступил порог его консерваторского класса.  Я вспоминаю, с каким волнением я играл ему первые свои музыкальные опусы.
Некоторые боялись, что для меня (мальчика) серьезность Вилинского (для начинающего ученика) будет трудной, не всегда понятной.  Но жизнь показала, что Николай Николаевич, благодаря своей огромной эрудиции, находил для меня слова простые, но понятные и опирался на свой неповторимый педагогический опыт. Вилинский  как бы взял меня за руку и повел вперед: от азов к высотам композиторского мастерства! На наших уроках звучали первые мои сочинения, обязательно мировая композиторская классика, мы вели   разговоры о жизни вообще: с ее радостями и печалями. Так рядом с Николаем Николаевичем я рос и становился образованным музыкантом. Забегая вперед, хочу сказать о том, что когда я поступил на композиторский факультет Московской консерватории (в класс знаменитого композитора Виссариона Яковлевича Шебалина), - Николай Николаевич получил от него благодарственное письмо , в котором Шебалин благодарил моего одесского профессора за те большие знания, которые он дал мне в период наших занятий композицией.

Николай Вилинский был выдающимся педагогом, но он никогда не смог дать мне композиторское мастерство, если бы сам  не был высоким творцом своей неповторимой музыки. Он работал в разных музыкальных жанрах. И всегда его сочинения отличались большой эмоциональностью, острым чувством стиля.

Его музыка привлекала талантливых исполнителей, доставляя душевное удовлетворение слушателям, заполнявшим концертные залы. Но будучи безукоризненной по форме и мастерству, она преподавала уроки тем, кто находился в начале музыкантского пути.

Фортепианная музыка Вилинского, будучи самобытной, опирается на лучшие образцы мировой классики.  Его "Образцовые вариации" стали классическим примером композиторского письма и гармонического построения. А его обработки украинских, молдавских мелодий живут и в наше время.  Фортепианная музыка поразительно органично следует классическим традициям, но расширяет их, привнося свое интимное ощущение жизни.

Николай Николаевич был интеллигентным человеком.  Его дворянское происхождение сказывалось во всем. Он занимал часто руководящие посты, но своей общественной работе придавал всегда особое благородство и особую душевность. Он руководил композиторским кафедрами в Одессе и Киеве. Ценили его в Молдавии.


Его ученики писали хорошую музыку, а потом  уже сами обучали композиции молодых.  Я благодарен Николаю Николаевич у за то, что он заложил фундамент всей моей композиторской деятельности. Сегодня, когда необходимо охранять главенствующее положения мелодического начала в создании новой музыки,  - советы Н.Вилинского особенно актуальны.

Я живу в Москве... Езжу по всему миру...Но всегда помню о неповторимой Одессе ...Об уютной квартире Николая Николаевича Вилинского, в которой бывал и был окружен отеческим теплом.  В квартире, в которой звучали мои первые музыкальные создания. Они мне открыли дорогу в будущее. И сегодня, уже в почтенном возрасте, моему профессору, другу, родному человеку Николаю Николаевичу Вилинскому я не устаю говорить: «Спасибо, спасибо, спасибо»!

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать