Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Отзвук забытого...

20 апреля, 00:00
Украинский научно- популярный кинематограф напоминает о себе: увидела свет картина режиссера Сергея Марченко «Отзвук забытого неба».

Когда сегодня говорят о лучшем в прошлом отечественного кино, то рядом с незабываемым «украинским поэтическим» чаще всего — и вероятно, справедливо — речь идет о научно-популярном. Поскольку оно имело настоящую мировую славу.

Знаменем киевской студии научно-популярных фильмов был выдающийся режиссер Феликс Соболев, автор знаменитых фильмов «Язык животных», «Мыслят ли животные? «, «Семь шагов за горизонт»... Вместе со своими талантливыми коллегами и славными учениками он пестовал ту самую, международными фестивалями, критиками и зрительским вниманием согретую «киевскую школу научно- популярного кино».

На изломе 80—90-х, уже после смерти Соболева (1931— 1984), в «перестроечную пору», когда кино еще автоматически приравнивалось к «идеологическому продукту» и фильмопроизводство процветало, тогда научно-популярное начало переживать некоторые внутренние изменения. Даже изменения кардинальные, которые — под властным дыханием времени, сокрушавшего жадную империю и выпускавшего свободу на волю — заключались в диффузии с кино документальным. Приобретенная публицистичность основывалась на традиционно внимательном, почти научном отношении к факту. Именно это направление, ярче всего представленное режиссерскими именами Александра Роднянского и Анатолия Борсюка, оказалось на удивление выразительным и было отмечено не только жаждущей интеллектуальной свободы публикой, но и прославлено самыми громкими фестивальными наградами.

Впоследствии состоялась попытка (нужно признать — насущная) тотальной трансформации студии, чего требовали новое время и новые политические и экономические условия. Тут- то «Киевнаучфильм» (не совсем обоснованно) переименовали в Национальную кинематеку Украины (НКУ). Кроме этого, хватило организаторского духу лишь на один большой принципиальный (и действительно уникальный) проект — 144-серийный просветительский исторический киноцикл «Невідома Україна» (1993).

Потом киностудия разделила печальную судьбу остальных своих украинских сестер, обойденных регулярным государственным финансированием. В результате режиссеры (они, при отсутствии фигуры продюсера, — традиционный двигатель отечественного творческого кинопроцесса) подались на телевидение. Оно же засосало и блестящих кинооператоров, которым теперь приходится размениваться на однодневки — ток- шоу и новости... Так состоялась радикальная диффузия и трансформация самого «тела» научно-популярного кино.

Но пока студия существует — теплится в ее стенах надежда на возрождение: составляются планы, изыскиваются средства, пестуются проекты, модернизируются технологии.

И примечательно, что одну из последних лент здесь созданных — «Отзвук забытого неба» — снял Сергей Марченко, уже ученик ученика Феликса Соболева. Однако появление этой тридцатиминутной картины кажется символическим и показательным не только поэтому.

В фильме, который стал закономерным результатом шестилетнего творческого труда, — на основании археологического, астрономического, этнографического материалов — речь идет о древних представлениях о Вселенной: «Как не имеющие письменности предки считали время, предугадывали затмения, странствовали, что знали о Млечном пути, планетах, Зодиаке и о том, куда улетает душа...» Это концентрированное кинематографическое исследование — погружение в чрезвычайно глубокую украинскую народную память.

И уже здесь получаем концентрированное , одно из наиболее перспективных направлений, которым бы могло двигаться (более того — которое должно обязательно освоить) новейшее отечественное научно-популярное кино. Ибо как бы — на чей-то слух — банально и затасканно ни звучало, но нация, народ должны искать свою почву. И грех ее не найти, когда она буквально под ногами. И грех на ней не стоять...

Вторым открытием этого, казалось бы, скромного фильма является абсолютно позитивный ответ на вопросы о том, способны ли студия (НКУ), ее режиссеры, техники преодолеть технологический кризис. Он в принципе не мог не тормозить такой специфический кинематограф, как научно-популярный, который должен по определению свободно владеть современными средствами киноязыка. Речь идет о полностью успешном освоении и точном, даже тактичном применении в конкретном фильме компьютерной графики, которая является, подчеркнем, не приобретенным, а собственно студийным продуктом.

В конечном счете, чрезвычайно важно — скажем, знаковое, принципиальное возвращение к истокам, к формам удельного, классического научно-популярного кино, ограниченного в публицистичности, наполненного познавательностью, но не лишенного художественности. (Правда, вызывает настороженность морально устаревшая форма эмоционально-форсированного дикторского текста, которым перенасыщена лента.)

Следовательно, будем считать, что первый шаг к новейшему научно-популярному кино сделан. А сколько их требуется, чтобы опять возник феномен? Те самые семь? Вероятно, если они будут настоящие — за горизонт!

Как бы — на чей-то слух — банально и затасканно ни звучало, но нация, народ должны искать свою почву. И грех ее не найти, когда она буквально под ногами. И грех на ней не стоять...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать