Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Резкий жест надежды

В Малой галерее «Мистецького Арсеналу» открылась одна из самых интересных моновыставок сезона
27 ноября, 10:58
НА ВЫСТАВКЕ HOMO/ANIMALIS («ЧЕЛОВЕК / ЖИВОТНОЕ») ЕКАТЕРИНЫ ЕРМОЛАЕВОЙ ЖИВОТНЫЕ В ЛЕСУ СРАЖАЮТСЯ (КАЖДЫЙ ВНУТРИ СВОЕГО ВИДА), НАПРИМЕР, РАССВИРЕПЕВШИЕ ЗАЙЦЫ ВГРЫЗАЮТСЯ В БОЛЕЕ СЛАБОГО СОБРАТА... / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Название экспозиции — Homo/Animalis («Человек/Животное»). Автор — Екатерина Ермолаева — 29-летняя художница, переехавшая в Киев из Донецка.

Выставка устроена просто и внятно, в соответствии с дуальным принципом, заложенным в названии. В первом зале — фронтально к входящим зрителям — выкроенные из бумаги деревья и животные. Все необходимые детали прорисованы на белых силуэтах с граверской точностью.

Животные в этом лесу — знакомые нам зайцы, лисицы, косули — ведут себя странно. Они сражаются; но не лисы с зайцами или косули с лисами, а каждый — внутри своего вида. Косули бьют рогами косуль, лисы рвут друг друга, рассвирепевшие зайцы вгрызаются в более слабого собрата. А во втором зале, соединенном с первым прямоугольной аркой, — ничего, кроме рассыпанных по полу листов с текстом Декларации прав человека на пяти официальных языках ООН — французском, английском, испанском, русском, китайском.

Екатерина Ермолаева — стрит-артистка, работающая в пока еще редком у нас жанре расклейки авторских рисунков (прием, называемый на английском wheatpasting); некоторые ее работы можно было увидеть на стенах прилегающих к Майдану зданий во время революции. Homo/Animalis — ее первая персональная выставка, несомненно, удачная.

Послание здесь очень четко прочитываемое даже вне украинского контекста. Битва животных, которая выглядит столь дико — то, чем люди занимаются каждый день: убивают себе подобных. А во втором зале зрители вынуждены топтать документ, написанный после страшнейшей войны и как раз определяющий правила, при соблюдении которых войн вообще не должно быть. Из-за того, что вся экспозиция продумана колористически — листы Декларации вторят белому лесу сражения, эффект лишь усиливается. Homo/Animalis — яркая и горькая метафора человеческой агрессии. Художница смотрит на вид Homo sapiens взглядом, полным отчаяния.

В чем же надежда? В самом факте существования этой инсталляции. В том, что мы способны все-таки ужаснуться тому, что с нами происходит, и что всегда находятся представители нашего вида, способные, с одной стороны, показать этот ужас достаточно убедительно, а с другой — понять это.

Екатерина ЕРМОЛАЕВА:

— Идея Homo/Animalis пришла из самого понятия агрессии. Человек в своих агрессивных проявлениях всегда ссылается на животные инстинкты. Но как раз в этом животные и люди разнятся. Внутривидовая агрессия у животных очень редко заканчивается кровью и никогда — убийством, она носит ритуальный характер, есть определенные правила, которым каждое животное следует. У людей все наоборот, все неконтролируемо. Борьба за территорию у человека, в отличие от животных, никогда не обходится без жертв. Доходит до выжженной земли. Я и хотела это показать на контрасте. Когда кто-то оправдывает себя инстинктами, то это воспринимается нормально. А вот если показать животных, действительно друг друга убивающих, — это смотрится очень неестественно.

Когда я смотрю на массовые проявления насилия, понимаю, что это неконтролируемо и глобально. В том конфликте, который сейчас происходит у меня на родине, нет смысла взывать к чьей-либо совести либо разуму. Из-за войны я поняла, что не могу игнорировать это.

В человечество я не верю. Надежда есть только на отдельных людей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать