«Сніжинки падають»
Как родились первая песня «Смерички» (легендарная группа 1 января будет праздновать юбилей - 50 лет см. «День» №№238-240) рассказывает автор текста Анатолий ФАРТУШНЯК
В середине 1960-х винницкий парень Анатолий Фартушняк поехал на Буковину - хотел освоить профессию художественного ткачества в Вижницком училище прикладного искусства, а приобщился к песенному эстрадному творчеству. К первым росткам новой эстрадной волны, которую начинал Левко Тарасович Дутковский (руководитель ВИА «Смеричка») в новогоднюю ночь 1967 года...
По словам Анатолия Демьяновича, Карпаты рожают неразгаданные чувства любого человека, тем более с поэтическим воодушевлением. Вечнозеленые смерички пробудили в нем вдохновение и раскрыли талант для написания мелодичных стихов. Благодаря предусмотрительности Левка, его настойчивости из художественного заведения удалось родить тех музыкантов, которые преподнесли Вижницу до всенародного признания на крыльях родной песни. Это он нашел сначала Анатолия Фартушняка для написания первых текстов, свою Аллу (к слову, землячку поэта) для создания оригинальных сценических эстрадных костюмов, стилизованных под народные, а затем - Василия Зинкевича и Назария Яремчука, чтобы высоко нести знамя украинской песни. Да и не суждено было поэту стать художником-мастером, ведь работал журналистом в районной Бершадской газете, а затем - в областном издании «Винницкая правда» у себя на родине. Зато на его стихи и на музыку Левка Дутковского пели и поют «Сніжинки падають» ВИА «Смеричка», «Ти прийди в синю ніч» его однокурсник Василий Зинкевич, «Незрівнянний світ краси» Назарий Яремчук, «Бажання» и «У Карпатах ходить осінь» София Ротару.
- Все началось с Вижницы...
- Я учился в местном училище прикладного искусства на отделении ткачества. Вижница - небольшой городок, поэтому в студенческие годы пришлось снимать квартиру (было нас там четверо) в близлежащем селе Черногузы. Вместе со мной жил мой одногруппник Михаил Ивасишин. На дворе был предновогодний декабрь 1966 года, гуляла холодная зима. Как сейчас помню тот вечер, когда с улицы послышались шаги. Это Михаил (мы тогда были уже третьекурсниками) поздно возвращался из Вижницы, где в районном Доме культуры Левко Дутковский проводил репетиции нового вокально-инструментального ансамбля. Миша играл там на самодельной бас-гитаре. Музыка настолько захватила парня, что он забыл об уроках и обучении.
- Толя, сегодня разговаривал с нашим руководителем Левком Дутковским, рассказал о твоих стихах, - еще с порога радостно сообщил товарищ. А я действительно уже пописывал для себя стихи, о которых знали мои друзья.
- У Левка есть хорошая музыка, нужны слова. Почему бы тебе не заняться, - продолжал Михаил.
Вот так 20 декабря 1966 года мы встретились с Левком в вижницком Доме культуры. Дутковский недавно вернулся из армии и настойчиво взялся за создание ВИА. Жил он вКутах, рядом с Вижницей. Правда, относятся они не к Черновицкой, а к Ивано-Франковской области. Стоит только из Вижницы перейти подвесной мост - и ты уже в Кутах.
Левко подошел к фортепиано. Наиграл свою мелодию. Она была в быстром ритме в стиле шейка, модного тогда танца.
- Анатолий, давай порадуем гостей на новогоднем карнавале хорошей украинской песней, - предложил Левко, начав говорить о том, какими должны были бы быть, по его мнению, слова.
Времени оставалось мало, каких-то 10 дней. Я шел в Черногузы и по дороге все время нашептывал слова, подбирая их к мелодии, которая не выходила из моей головы. На землю падал пушистый снег, и Карпаты на фоне белого пуха становились еще красивее и привлекательнее. Это подтолкнуло - и начали рождаться слова:
«Сніжинки падають, пухнасті падають,
Кругом в іскринках–кольорах.
Це вже прийшла до нас, прийшла зима
З любов’ю в радісних очах»…
А уже через день - два Левко и его музыканты приступили к репетиции нашей песни. Каждому из музыкантов в небольшой аудитории, где строгий руководитель ВИА позволил присутствовать, произведение понравилось и пришлось по душе.
Однако того, что было в новогоднюю ночь на бале-маскараде, мы с Левком никак не ожидали. В сопровождении вокально-инструментального ансамбля ее под бой курантов спел ритм-гитарист Алексей Гончарук. Успех был ошеломляющий! По заказу той счастливой ночью «на бис» песню исполняли несколько раз.
Так родился новый ВИА, который впоследствии будут знать во всем мире! И никто тогда в Вижнице на танцах о подобном и подумать не мог. А все - Левко! Господь избрал его - и он не ошибся!
«Смеричка» - «в десятку»: Дутковский попал еще и с названием.
- И той славной ночью Левко встретил свою музу - вашу землячку Аллу Дехтярь, которая впоследствии одела не только его «Смеричку», но и почти всех буковинских самородков, которые были эталоном украинского эстрадного искусства. Она одела и украинскую песню....
- Все правильно. Мы с Аллой - из Винницкой области, она - из областного центра, а я - из Бершадского района. Часто виделись во время обучения, вместе, хоть и редко, ездили к родителям. Что ее отличало от других - особая скромность. Русая, красивое лицо. Очень талантливая и трудолюбивая. Сумела себя проявить в эстрадном национальном искусстве как самобытный первопроходец, пионер создания эстрадных сценических костюмов. Нашу вижницкую школу она в этом деле преподнесла до недосягаемых высот. Вроде бы и теперь всего вдоволь: техники, материалов, различных украшений, а вот так это все филигранно сделать, как удавалось Алле, не может никто другой. Они с Левком были идеальной парой, дополняли друг друга. Мне повезло, ведь Дутковские взяли меня и Василия Зинкевича (тогда все его знали как Зинькевича, в фамилии после буквы «н» - мягкий знак) при крещении своей дочери Виктории кумовьями.
И с Левком мы подружились. Он - гуцульского рода, настойчивый, энергичный, уверенный. Бывал я и у его родителей.
- С Левком Тарасовичем вам повезло написать еще несколько песен.
- В содружестве с Левком мы вскоре написали «Ти прийди в синю ніч», «Бажання», «Незрівнянний світ краси», «У Карпатах ходить осінь», «На добраніч, гори». Каждая из них имеет свою историю, свое любимого исполнителя. Помню, как выходила в свет «Ти прийди в синю ніч».
На календаре - седьмое марта. В своей комнате мы занимались рисованием по памяти (и такие были задания) портрета старого гуцула, который несколько лет назад нам позировал в училище. Каждый с этой задачей справлялся по-разному - на то оно и искусство.
В это время открылась дверь и на пороге появилась искренняя и добродушная хозяйка дома, которую мы уважительно называли тетей Дусей. Хотя какая она была «тетя», когда ей тогда было всего 39 лет?
- Кто из вас, ребята, смельчак?
Я поднялся первым, поскольку, по моему мнению, к тому времени уже справился с домашним заданием.
- Пойдете вдвоем с Марией в магазин и купите хлеба.
Дочь ее Маричка тогда училась в шестом классе, поэтому, разумеется, в поздний час в магазин, который торговал до 23 часов, самой идти было страшновато.
На дворе стоял морозный карпатский вечер. Под ногами поскрипывал снег. Когда проходили мимо районной больницы, Маричка сказала:
- Вон в той палате, - и показала на освещенные окна, - лежит моя подруга Зоя. Завтра у нее день рождения. Надо пойти поздравить.
-8 Марта был праздник, поэтому купить что-то, хотя бы на скупые студенческие копейки, не удастся.
- У меня есть хорошая художественная книга, нужен только поздравительный текст, - предложил я.
Как никогда раньше, созрели в звездный вечер теплые слова:
«Ти прийди в синю ніч,
Принеси мені зорі,
Щирий погляд очей
І світанки прозорі.
Теплі весни мені
На руках принеси.
Принеси, принеси,
В синю ніч принеси»...
Вернувшись на квартиру, сразу записал текст. Положил на бумагу несколько строф, а душа подсказывала писать дальше. И здесь вспомнил: суть не в количестве строк, а в их содержании.
На следующий день мы поздравили именинницу, подарив книгу с посвященным ей стихотворением. Зоя очень радовалась поздравлению. Смотрел на нее и не мог налюбоваться ее большими карими глазами, темными прядями кос. Подумал тогда: «Такие красавицы могут расти только в Карпатах...»
А вечером зашел в районный Дом культуры. Левко собирался со своей Аллой идти в кино. Я протянул ему лист бумаги с текстом, посвященным Зое. Он сел за фортепиано. И так легко и быстро, как были написаны слова, создал на них музыку. Вскоре ее спел мой однокурсник Василий Зинкевич.
Для «Смерички» мы с Левком в 1968 году написали произведение, которым ансамбль начинал все свои концерты. Его название «Привітальна. «Смерічка».
«Полонини шепчуть про стрічання,
Про дівочу вроду чарівну
І цілують ніжними устами
Усмішку ясну.
Ген–ген у горах,
Коло Черемоша,
Жде когось смерічка
Юна і струнка»...
- Вам повезло, ведь были в нужное время в нужном месте.
- Господь подарил мне радость и счастье написать вместе с Левком Дутковским первую песню «Смерички» - «Сніжинки падають». И в этом большая заслуга Левка, не моя, ведь он меня нашел. Он заставил поверить в себя, в свои силы. Придал мне уверенность. За что ему всегда буду благодарен.
И не только мне. Без Левка не было бы ничего и никого. Он из районного ансамбля сделал мировой, из самодеятельного - такой, который ставил на лопатки все профессиональные. Это ли не подвиг?
Сейчас все непревзойденные и все первые, каждый хочет выгородить себя. А что тогда говорить Левку, ведь Дутковский - самый первый. Думаю, что придет еще время, когда и его оценят по достоинству. Хотелось, чтобы это было еще при его жизни. И пусть живет 120 лет!
Section
Культура