Перейти к основному содержанию

Украина — это Европа!

Политический лозунг приобрел во время Первого фестиваля музыкального барокко особое значение и звучание
11 ноября, 16:48
НА ЗАКРЫТИИ ФЕСТИВАЛЯ РИМСКИЙ АНСАМБЛЬ ILSOGNOBAROCCO (ДИРИЖЕР И СКРИПАЧ ПАОЛО ПЕРРОНЕ) ПРЕДЛОЖИЛ НАШИМ МЕЛОМАНАМ МИРОВУЮ ПРЕМЬЕРУ ТРИО-СОНАТЫ LAFOGGIA КАРЛО МАНЕЛЛИ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

На протяжении двух недель почитатели утонченного искусства имели возможность послушать концерты итальянских мастеров и отечественных артистов в Колонном зале им. Лысенко, в Андреевской церкви, Национальной музыкальной академии им. Чайковского и др. В рамках ITALIA FESTIVAL BAROCCO для украинских музыкантов были организованы мастер-классы Клаудио Кавина — уникальный специалист по аутентичному исполнению произведений первого барочного композитора Италии Клаудио Монтеверди. Академические лекции римского профессора Антонио Марчеллино расширили представления киевлян о старинных инструментах и специфике их использования. Наконец, лекции-концерты арт-директора фестиваля Нанси Романо при участии украинского ансамбля «TheKievbaroqueconsort», которые прошли в залах Национального университета им. Т. Шевченко и Киево-Могилянской Академии, имели не только художественно-творческое, но и образовательное направление. Ведь итальянская барочная музыка для рядового киевского любителя музыки — скорее экзотика, чем хорошо известная художественная территория, поскольку традиционные филармонические программы состоят преимущественно из произведений классико-романтической эпохи.

Что такое время барокко в музыке и почему фестиваль музыкального барокко является очень важным и знаковым для украинской культуры именно сегодня? Фестиваль дал убедительные ответы на эти вопросы.

Во-первых, барокко — это фундамент всей европейской музыкальной культуры нового времени. После эпохи Средневековья, когда центром профессионального искусства в Западной Европе была церковь, едва ли не единственный жанр профессиональной музыки — католическая месса, именно во времена барокко центр музыкального профессионализма смещается в придворно-аристократическую среду. Этот переход имел решающее значение для развития европейской музыки: именно тогда появляются новые жанры, в том числе инструментальные и вокально-инструментальные (опера, концерт, соната) — те, которые стали краеугольными для всех национальных композиторских школ в XVIII, XIX и ХХ веках. За времена барокко был практически сформирован классический музыкальный язык, общий для всей Европы. Художники барокко объектом своего внимания выбрали душевный мир человека — с тех пор музыка не оставляет стремлений понять и передать тонкий мир человеческих чувств. Но говорить о человеческих чувствах и страстях на языке музыки нужно было еще научиться. Именно овладению музыкальным языком посвятили свой гений знаменитые барочные итальянцы: Клаудио Монтеверди, Алессандро Гранди, Бьяджо Марини, Антонио Вивальди, Арканджело Корелли, Пьетро Локателли, Джованни Перголези — из их произведений большей частью и складывались программы фестивальных концертов.

Во-вторых, форум убедительно талантливо доказал, что Украина — это Европа! Якобы политический лозунг получил во время концертов особое значение и звучание. В первую очередь оказалось, что украинские исполнители, задействованные в концертах ITALIA FESTIVAL BAROCCO, в совершенстве владеют итальянским барочным репертуаром, а уровень их профессионализма позволяет мгновенно воплощать самые тонкие нюансы, которых требовал Клаудио Кавина, — вероятно, самый авторитетный сегодня специалист в этой сфере. Концерт «Эти сладкие страдания» по произведениям Клаудио Монтеверди, подготовленный во время фестивального мастер— класса киевским вокальным ансамблем старинной музыки «Voxanimae» в сотрудничестве с маэстро Кавина, закономерно стал одной из самых ярких кульминаций концерта.

Сегодня для ведущих европейских музыкантов просто исполнить ту или иную композицию, даже самую экзотическую, — уже недостаточно. Мировая практика ставит перед современными музыкантами задачу принципиально другого уровня: речь идет о так называемом «аутентичном» или «исторически информированном» исполнительстве. Произведение должно прозвучать так, как оно звучало во времена его создания: на инструментах того времени, воспроизводя атмосферу, присущую практике XVII—XVIII веков. На смену романтичному самовлюбленному артисту, который стремится показать в первую очередь себя, пришел исследователь, который воспроизводит самые тонкие детали звучания прошлого, реконструирует зафиксированное в музыке мироощущение, удаленное от нас веками. При этом звучания не становятся нудными музейными экспонатами. Они живут, дышат, вдохновляют, ведь говорят о том, что всегда волновало Homo sapiens — о жизни и смерти, о трагедии текучего времени и радости животворной любви, о чести и измене, о красоте души и страдании за веру. Именно так звучали мадригалы Монтеверди в исполнении ансамбля «Voxanimae».

Каждый из концертов фестиваля дарил слушателям приятные неожиданности. Так, выступление ансамбля из Равенни, обладателя премии «Гремми» «Accademiabizantina» покорило не только совершенной сбалансированностью звучания, но и максимальной репрезентацией возможностей каждого инструмента — барочной скрипки (Стефано Монтанари, Ана Эрнандес), виолончели и виолоне (Марко Фреццато и Джованни Сабиони), теорбы (Тициано Баньяти) и клавесина (Франческо Барони). Концерт римского коллектива «Festinalente» под руководством Микеле Газбаро представил в соответствующей манере музыку позднего Ренессанса и раннего барокко. Римский ансамбль «Ilsognobarocco» (дирижер и скрипач Паоло Перроне) предложил мировую премьеру трио-сонаты «LaFoggia» Карло Манелли. Контртенор Рафаэлле Пе окунул киевлян в музыкальную атмосферу Рима XVII — начала XVIII веков, исполнив несколько барочных оперных арий.

Конечно, ITALIA FESTIVAL BAROCCO имел несколько камерный характер. Не удивительно: помещения для исполнения пышных итальянских барочных опер (известные каждому, кто видел фильм «Фаринелли») в аутентичной матери в Киеве сегодня нет. Однако то, что таки услышали киевляне, переоценить невозможно: стильное исполнение, уникальные коллективы, инструменты раритетов и музыка очаровательной Италии.

Посвященный Председательству Италии в Совете Европейского Союза, фестиваль итальянского музыкального барокко стал ценным украшением киевского концертного сезона.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать