«Украина становится одним из эпицентров культуры!» — считает посол Италии
C 10 по 26 октября в Киеве, Днепропетровске, Донецке, Львове, Одессе и Харькове пройдет гранд-фестиваль AVE VERDI, в котором будут участвовать оперные звезды из пяти стран![](/sites/default/files/main/articles/10102013/rrr_0.jpg)
Нынешний октябрь запомнится нашим меломанам выступлениями итальянских мастеров. В понедельник известный ансамбль LA VENEXIANA под руководством маэстро Клаудио Кавина и с солисткой Робертой Мамели представили программу «Монтеверди встречает джаз», а с 10 по 26 октября в шести украинских городах пройдет масштабный международный фестиваль AVE VERDI, посвященный 200-летию со дня рождения выдающегося итальянского композитора, в котором примут участие оперные звезды из пяти стран! «День» успел побывать на концерте, взять блиц-интервью у прекрасной сопрано Роберты Мамели, увидеть, как монтируется выставка в фойе Национальной оперы, где будут представлены уникальные эскизы и костюмы с Римского оперного театра, а также пригласить наших читателей послушать величественные произведения Верди в гала-концерте при участии украинских и итальянских артистов.
БАРОККО В РИТМАХ... ДЖАЗА
Вечер ансамбля LA VENEXIANA, который прошел в Национальной филармонии Украины, можно назвать смелым и очень интересным творческим экспериментом, ведь в наше время на главной камерной сцене нашей страны не так часто можно услышать произведения Монтеверди, Перселла, Мерули, Фонтеи, Эванса, Джонса, Строцци, Марини Санчеса, Генделя в... джазовых вариациях! Итальянским мастерам удалось сочетать барокко и современные ритмы и сделать это благородно, со вкусом. Концерт стал приятным сюрпризом киевским меломанам, который подарили дипломаты Посольства Итальянской Республики в Украине, руководство Итальянского института культуры и дирекция Национальной филармонии, возродив в этом сезоне очень популярный цикл «Золотые страницы итальянской музыки».
Напомним, ансамбль LA VENEXIANA уже во второй раз приезжает в нашу столицу. Осенью прошлого года они представили программу «В плену вдохновения» (оперные арии от Монтеверди до Генделя), а в этом сезоне произведения, написанные композиторами, которые творили в разных столетиях (от XVII до ХХ)! «Жемчужина» этого коллектива — Роберта Мамели (сопрано). У певицы прекрасный голос, который просто очаровывает слушателей (кстати, многие киевляне пришли специально, чтобы послушать именно эту вокалистку). Овациями встретили наши меломаны исполнение «Горе мне! Я падаю» Монтеверди (аранжировка А. Ло Гатто), «Жалоба Дидоны» из оперы «Дидона и Эней» Перселла и «Оставь меня плакать» из оперы «Ринальдо» Генделя. После концерта «День» пообщался с певицей.
— Роберта, слушателей вы очаровали. Насколько вокально трудно было совмещать два разных стиля — барокко и джаз?
— Музыку в эпоху барокко исполняли по-разному. В частности произведения Монтеверди (1567-1643 гг.), который прославился не только как мастер мадригала и один из основоположников жанра оперы: его можно назвать также композитором-футуристом. Маэстро считал, что певец, в известной степени, обязан импровизировать и сам выбирать ритм исполнения произведений. Мне нетрудно было сочетать разные стили — ведь это очень интересно! И я не нарушала правил, например, XVII веке музыканты и певцы всегда импровизировали на своих концертах. Напомню, одно из важнейших достижений эпохи барокко — формирование функциональной гармонии.
— Довольно необычно прозвучала ария из оперы Генделя «Ринальдо» (1711 г.) с использованием... трубы и саксофона.
— Мы ноты не меняли! Как маэстро написал, так музыканты и играли. Во времена Генделя исполнители делали вариации. А джаз — это всегда импровизация! Вот мы все вместе и импровизировали: музыканты своими инструментами, а я голосом.
— Вы работали с разными маэстро, у каждого свой стиль, манера дирижирования. С кем было комфортно выступать и чувствовать музыку одинаково?
— Мне повезло выступать с выдающимися дирижерами современности как итальянскими, так и зарубежными: Аббадо, Микеланджели, Бониццони, Брессаном, Каллагери, Кавина, Дара, Роварисом, Тате, Северини и др. Например, с маэстро Орвудом два года тому назад вместе исполняли «Реквием» Моцарта. А в конце сентября записала диск (оперу «Коронация Дария» Вивальди) с известным итальянским дирижером Оттавио Дантоне, который специализируется на старинной музыке. Действительно, у каждого маэстро свой стиль и манера, ритм исполнения произведения. Моя задача как певицы — передать голосом нюансы, заложенные автором и прислушиваться к тому, что говорит дирижер, ведь мы выступаем вместе с музыкантами как единая команда. Но иногда приходилось отстаивать свое виденье исполнения произведения. Здесь важно найти консенсус.
— Расскажите о вашем сотрудничестве с легендарным Клаудио Аббадо?
— О, это были незабываемые мгновения! Аббадо — чудесный музыкант и человек. Репетиции, я уже не говорю о выступлениях, — это феерично! Его по праву считают современным классиком, а манере дирижирования присущ спокойный и властный жест, иногда даже сдержанность, но оркестр под руководством Клаудио Аббадо всегда звучит прекрасно. Музыканты и певцы раскрываются у него с абсолютно новой стороны. Нежная лирика скрипичных проведений, драматизм перекликающихся духовых групп, мощь оркестра — эта яркая палитра разноплановых эмоций позволяет слушателям почувствовать эффект Музыки с большой буквы. Общение с маэстро — это подарок судьбы! Я пела под его дирижированием в опере «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» Моцарта. Это произведение не столь популярно, как «Фигаро» или «Дон Жуан», однако музыка этой комичной оперы (и это признает критика разных стран) — замечательная!
— Вы поете камерный и барокковый репертуар, духовные произведения, оперы. Что вам ближе?
— Опера! Это самая большая моя любовь. Я люблю сцену, люблю выступать, и моя мечта — больше исполнять оперных партий, где могу показать себя не только как вокалистка, но и как драматическая актриса.
— В Украине начинается масштабный фестиваль AVE VERDI, посвященный 200-летию со дня рождения выдающегося композитора. Мероприятие пройдет во всех оперных городах Украины. Вы останетесь на этот форум?
— Я очень люблю Верди как композитора, но это не мой репертуар. Пока я еще молодая певица и должна «дорасти» до произведений этого выдающегося маэстро. В настоящее время в моей творческой наработке музыка Россини, Моцарта, Генделя, Монтеверди и других. К сожалению, на фестивале не буду, потому что запланированы концерты в Риме и только могу позавидовать украинской публике, что она сможет насладиться гениальной музыкой Верди в исполнении лучших вокалистов из разных стран, в частности и моих соотечественников.
— Считается, что все итальянцы хорошо поют, и даже непрофессионал может напеть арию с популярной оперы! Когда вы впервые начали петь и когда решили, что свяжете свою судьбу со сценой?
— Родители говорят, что петь начала в четыре года. С детства любила музыку и пение. Хотя академическим пением начала заниматься довольно поздно — в 20 лет. Окончила Консерваторию Nicolini в Пьяченце по классу вокала, а по классу скрипки — Scuola Civica в Кремоне. Дебютировала в опере «Дидона и Эней» в Алессандрии.
— Роберта, вы уже во второй раз в Киеве. Удалось ли увидеть наш город, побывать в музеях, театрах?
— Нет! Очень плотный график гастролей, и Киев видела только, проезжая, из окна автомобиля. Перед первым путешествием я почитала о Киеве и Украине в целом. Наметила места и музеи, где хотела бы побывать, но... Мы прилетели, выступили и вернулись домой. Очень хочу ближе познакомиться с вашим прекрасным городом и сделаю это обязательно в следующий раз. Я почувствовала тепло вашей публики, которая очень внимательно слушала концерты, прекрасно воспринимала программы. А потому не прощаюсь, а говорю: «До свидания и до новых встреч!»...
КОММЕНТАРИИ
Музыкальный «эксперимент» продолжается
Фабрицио РОМАНО, посол Италии в Украине:
— Ансамбль LA VENEXIANA под руководством маэстро Клаудио Кавина и солистка Роберта Мамели (сопрано) познакомили слушателей с музыкой, которая редко исполняется в оригинальной джазовой аранжировке. Мы будем знакомить меломанов с лучшими коллективами, солистами, музыкантами и художниками Италии. Следующая наша акция — Международный фестиваль AVE VERDI, инициатором проведения которого выступили Посольство Италии, Итальянский институт культуры в Украине, Министерство культуры Украины и Национальная опера Украины. Благодаря этому масштабному проекту, в котором принимают участие все украинские оперные театры, ваша страна, славящаяся своими музыкальными традициями, становится одним из эпицентров музыкальной культуры и мировых празднований юбилея Верди.
Никола Франко БАЛЛОНИ, директор Итальянского института культуры в Украине:
— Мне приятно, что киевляне оценили «эксперимент», и концерт «Монтеверди встречает джаз» понравился слушателям. Всех, кто любит высокое искусство и итальянскую музыку, приглашаю на нашу следующую творческую акцию — фестиваль AVE VERDI по случаю всемирного празднования 200-летия со дня рождения композитора Джузеппе Верди (1813—1901 гг.). Он пройдет с 10 по 26 октября не только в Киеве, но и Днепропетровске, Донецке, Львове, Одессе и Харькове — то есть в шести украинских городах, где есть оперные театры. Торжественное открытие состоится в Национальной опере 10 октября (в день рождения композитора-классика) гала-концертом при участии итальянских и украинских оперных звезд. В фойе театра впервые будут представлены эскизы и костюмы из спектаклей Джузеппе Верди из коллекции Римского оперного театра (выставка открыта до 30 октября). Это работы всемирно известных художников — Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Данило Донате, Никола Бенуа и др.
В программе фестиваля покажут 20 спектаклей, в частности, «Аиду», «Травиату», «Макбет», «Трубадур», «Набукко», «Риголетто», «Отелло», «Бал-маскарад», «Дон Карло», которые в настоящее время украшают афиши оперных театров Днепропетровска, Львова, Одессы, Харькова, Киева и «Донбасс Оперы».
В форуме примут участие звезды из пяти стран, в частности, знаменитые итальянские мастера — тенор Франческо Аниле, баритон Доменико Бальцани, мецо-сопрано Кристина Мелис, сопрано Росселла Рагатцу и Глэдис Росси, дирижер Даниэле Аджиман и другие.
Закроется фестиваль 26 октября знаменитым вердиевским «Реквием», в котором примут участие три (!) хоровых коллектива — хор Национальной оперы, капелла «Думка» и хор Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского, симфонический оркестр и солисты из Италии и Украины.
Выпуск газеты №:
№183, (2013)Section
Культура