Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинские музыкальные сезоны в Париже

Под аккомпанемент... манифестаций — в поддержку целостности нашего государства
14 мая, 17:17
«МУЗЫКА НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ВРЕМЕН И ПЕРЕКРЕСТКЕ СУДЕБ» — ТАК НАЗЫВАЛАСЬ ПРОГРАММА, ПОДГОТОВЛЕННАЯ КИЕВСКИМИ МУЗЫКАНТАМИ — ПИАНИСТКОЙ ИРИНОЙ РЯБЧУН И ПЕВИЦЕЙ ЛЮБОВЬЮ ХАХАЛИНОЙ / ФОТО АНРИ МАРТЕНА

Уже третий год парижане имеют возможность познакомиться с талантливыми украинскими музыкантами и произведениями наших композиторов. Инициатива организации цикла концертов «Золотые страницы украинской музыки» принадлежат директору Культурно-информационного центра при Посольстве Украины во Франции Олегу Яценкивскому и его жене Наталье Набоковой. Кстати, ныне в этом доме активно готовятся к выборам Президента Украины (составляют списки). О своем участии в голосовании  уже сообщили более трех тысяч украинцев, которые живут и работают во Франции (именно в Культурном центре проходит голосование). Перед концертом и после него представители диаспоры живо обсуждали агрессивные действия России, аннексию Крыма, военную поддержку  сепаратистов-террористов  на Востоке нашего государства, а свое несогласие с действиями руководителя Кремля наши парижане выражают на акциях протеста, которые почти ежедневно проходят во французской столице!

Напомним, во французской столице, история которой связана с самыми яркими музыкальными событиями и фигурами самых выдающихся гениев разных времен, уже прозвучали произведения Бориса Лятошинского и Мирослава Скорика, Евгения Станковича и Валентина Сильвестрова, Ивана Карабица и Александра Козаренко, Валентина Бибика и Владимира Птушкина. Здесь демонстрировали свое искусство опытные мастера и молодые музыканты. С успехом выступил в Париже Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» во главе с Валерием Матюхиным. 100-летие Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского было отмечено концертом талантливой молодой певицы Зои Рожок и известной пианистки Людмилы Марцевич (последняя продемонстрировала свое мастерство и в сольной программе, основу которой составили классические образцы мировой фортепианной литературы).

Большое впечатление произвели на требовательную аудиторию выступления молодых харьковских музыкантов, воспитанников фортепианного класса ректора Харьковского университета искусств им. И. Котляревского Татьяны Веркиной, которые представляли программу, посвященную юбилею Кобзаря. Парижане и представители украинской диаспоры уже знают пианиста и музыковеда Игоря Савчука, певицу Тамару Ходакову, скрипачку Богдану Пивненко. Как рассказали организаторы, в ближайшее время они планируют провести концерт «Молодые музыканты в поддержку Украины», так как считают, что высокое искусство должно реагировать на вызовы времени и противостоять разрушительным процессам, спровоцированным агрессивными действиями России против нашей страны.

«Музыка на пересечении времен и перекрестке судеб» — так называлась программа, подготовленная киевскими музыкантами — пианисткой Ириной Рябчун и певицей Любовью Хахалиной. Они познакомили парижскую публику с камерными произведениями Ирины Губаренко и Валентина Сильвестрова, а также впервые в зале Культурно-информационного центра представили (в концертной версии) оперное произведение. Известная моноопера Виталия Губаренко «Письма любви» является примером культурного диалога между Украиной и Францией. Композитора вдохновила обратиться к необычному жанру оперного моноспектакля лирическая новелла «Нежность» французского писателя Анри Барбюса. В ней создан образ женщины, для которой беспокойство о любимом человеке стали смыслом существования. Такой любви не нашлось места в мире жестоких  обстоятельств, разъединяющих людей. И в новелле, и в опере не разъясняется, какие причины заставили героиню расстаться навсегда с любимым Луи. Говорится только о том, что она приняла такое решение сознательно и теперь думает, как помочь залечить нанесенную травму человеку, который для нее дороже собственной жизни! Именно поэтому перед тем, как покончить с собой, она пишет письма, которые он будет получать на следующий день после прощания, через год, через двенадцать лет... (правду Луи  сможет узнать только в последнем письме).

Моноопера «Письма любви» написана для сопрано и необычного оркестрового состава, в который, кроме струнных инструментов, вошли четыре флейты, рояль и большой набор ударных. В парижском концерте роль оркестра взяла на себя пианистка Ирина Рябчун, которая искусно передала богатство оркестровых красок, мир вымышленных мечтаний и широкую палитру скрытых  драматичных переживаний героини произведения. Исполнив сложную по фактуре фортепианную партию, Ирина Рябчун стала чутким партнером для Любови Хахалиной. Последней удалось с помощью вокальных средств и сценического рисунка в условиях камерного зала создать трогательный образ хрупкой молодой женщины, словно воплощение Нежности, того чувства, которое родилось в водовороте нестерпимой боли и увенчало светлой дымкой финал монооперы.

Из фортепианных произведений Валентина Сильвестрова в исполнении Ирины Рябчун прозвучали «Утренняя музыка» и «Вечерняя музыка» из фортепианной «Сюиты в старинном стиле». Исследовательница творчества композитора Марина Нестьева условно отнесла это более раннее произведение к стилю «ретро», связанного со стремлением автора  проникнуть в художественный мир венских классиков и мастеров барокко, храня собственную индивидуальность. Пять вальсов и «Колыбельная», созданные в 2012 году, стали ярким примером новаторской трактовки Валентином  Сильвестровым жанра «багателей», который он словно открывает заново. Ирина Рябчун смогла передать  свойственную этим изысканным произведениям прозрачность и чистоту изложения, лаконизм мысли, трепетное отношение к каждому моменту звучания.

Творчество композитора Ирины Губаренко (1959—2004 гг.) было представлено на вечере фортепианными прелюдиями и двумя частями ее вокального цикла. В свое время ее глубоко поразила история жизни и смерти киевского поэта Леонида Киселева (1946—1968 гг.), когда Ирина прочитала опубликованный (посмертно) сборник его стихотворений. Юноша, который писал стихотворения с 13 лет, еще на школьной скамье узнал о своей неизлечимой болезни. Большинство его украинских стихотворений, в том числе и те, которые использованы в вокальном цикле Ирины Губаренко «Заспівайте, сестро», были написаны на больничной койке. Поэтические произведения самой Ирины, как и стихотворения Леонида Киселева, появились в печати уже в посмертных изданиях. Ее поэзии вдохновили Валентина Сильвестрова на музыкальное воплощение. В исполнении Любови Хахалиной и Ирины Рябчун прозвучали две его вокальные миниатюры на стихи Ирины Губаренко, объединенные темой соотношения времени и вечности, и более развернутый вокальный монолог «Колоколенка». В последнем создан выразительный музыкально-поэтический образ разрушенного церковного сооружения, голос которого продолжает звучать как таинственные небесные колокола.

В организации и проведении концерта приняли участие представители харьковского издательства «Акта», генеральный директор Галина Федорец и ее заместитель Денис Ткаченко. Они подготовили афишу и замечательный буклет,  в котором среди прочего напечатан оригинальный французский текст новеллы Анри Барбюса, а также продемонстрировали свою новую продукцию. Это — беседы, статьи и письма Валентина Сильвестрова, собранные в монографии Марины Нестьевой. А литературное и поэтическое творчество еще одной героини парижского концерта Ирины Губаренко составило содержание книги «Римский роман».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать