Украинские «Резонансы» во Франции
Пикеты против продажи авианосцев «Мистраль», евромайданы, «пикники» на Монмартре и музыкальные сезоны в ПарижеСобытия, происходящие в настоящее время в Украине, не оставляют безразличной нашу диаспору. Украинцы Франции постоянно следят за ходом новостей, переживая не менее остро болезненные и жестокие удары, которые наносятся против Украины. В последнее время еще активнее развернули свою деятельность центры украинства в Париже — Украинская греко-католическая Церковь и Украинский культурно-информационный центр. Благодаря постоянным усилиям по привлечению внимания к украинской общественной и духовной культуре, обозначилась тенденция консолидации широких кругов диаспоры и симпатиков нашей страны вокруг упомянутых центров украинства.
Можно говорить также о собственных инициативах и сплоченных действиях украинской диаспоры, а также дружественного ей окружения. Даже находясь вдалеке от Украины, ее сторонники во Франции, как никогда, едины в своей солидарности, патриотической позиции и готовности поддержки украинских демократических направлений всеми возможными средствами. Среди них пикеты против продажи авианосцев «Мистраль», многочисленные Евромайданы — украинские, польские, украинские «пикники» на Монмартре.
На этом фоне, среди многочисленных отечественных художественных акций, которые фигурируют в печати под общим названием «Украинские сезоны Парижа», произошло особенное событие, которое засвидетельствовало о новом этапе украинско-французских отношений в области музыкальной культуры — Международный конкурс пианистов «Резонансы». Название конкурса раскрывает его программное условие — обязательное исполнение произведений украинской музыки для каждого конкурсанта. Инициатор конкурса — выпускница Львовской консерватории, профессор фортепиано Парижской консерватории имени Сергея Рахманинова — Ольга Карнаухова. Цель конкурса, по мнению его учредительницы, — раскрытие широкого «мира» украинской музыки и донесение его к французской аудитории.
Украинская классическая музыка, в частности фортепианная, при нынешних международных обстоятельствах, сыграла в настоящее время роль определенного «резонанса» украинским событиям и определенного отзыва поддержки. Ведь впервые ее не только слушали, но и исполняли все 58 участников музыкального конкурса. Международное жюри представляли известные музыканты Франции, Украины, России, Литвы и Армении.
Конкурс проходил в Концертном зале Украинского Культурно-информационного центра в Париже. Элегантное и стильное здание, владельцами которого в прошлом были оперная дива Лина Кавальери, а позже — знаменитый киноактер Ален Делон — было преисполнено звуками фортепиано. Среди них существенно выделялись мелодии произведений Николая Лысенко, Николая Колессы, Мирослава Скорика, Сергея Борткевича, Ивана Карабица и других украинских композиторов.
Конкурс не имел возрастных ограничений и представлял широкий географический спектр, который охватывал страны Европы, Азии и Латинской Америки. Номинации были распределены на две группы — профессиональных исполнителей и любителей.
В настоящее время любительское музицирование, распространенное во Франции и других европейских и азиатских странах, не исключает определенного музыкального образования, получить которое при желании можно в любом возрасте. Взрослые пианисты-любители, некоторые из которых довольно в почтенном возрасте, удивили органичностью исполнения, особенно несложных по технической насыщенности произведений. А юные профессионалы покорили виртуозностью и смелостью, юношеской непосредственностью и энергией.
В наивысшей профессиональной категории — «Концертный диплом» — жюри решило присудить две первых премии разным как по возрасту, так и творческому амплуа самым ярким претендентам. Среди призеров была единственная участница от Украины — 15-летняя студентка Киевской детской академии искусств Мария Гурина. Это не первая победа Марии во Франции (в 2009 году, тогда совсем юная, пианистка получила премию жюри в финале Международного музыкального конкурса, который проходил в предместье Парижа — Сен Мор де Фоссе). Теперь на конкурсе «Резонансы» М. Гурина поразила слушателей техническим совершенством и профессионализмом при исполнении сложных произведений. Для конкурсной программы из украинского репертуара Мария выбрала «Бурлеску» Мирослава Скорика. Второе произведение — Соната №3 Сергея Прокофьева резонировало с «донецкой темой»— место рождения автора, а третье — этюд-картина С.Рахманинова — играло роль своеобразного «комплимента» Парижской консерватории, названной именем композитора, на базе которой основан конкурс. Кроме Первой премии, М.Гурина получила Приз жюри и Приз Культурного центра. Ей также было предложено в ближайшее время сыграть сольный концерт в Париже, что является выдающимся достижением в ее возрасте.
Перед церемонией награждения лауреатов аудитории был предложен концерт из произведений украинской музыки в исполнении почетного члена жюри — лауреата международных конкурсов Ирины Рябчун. В исполнении украинской пианистки прозвучали сюиты Николая Лисенко и Николая Коляды — Левка Колодуба, а также собственные версии завершений неизданных автографов Лысенко, предоставленных пианистке Музеем выдающихся деятелей культуры и искусств Украины. Она также за собственные средства приобрела и привезла во Францию сборники фортепианной музыки украинских композиторов, которые участники конкурса получили в качестве призов за удачное исполнение украинских произведений.
В будущем конкурс «Резонансы» планирует расширить исполнительские номинации, прежде всего, включив в соревнование категорию классического пения. Будем надеяться, что отголосок украинской классической музыкальной культуры будет все чаще напоминать о себе в европейских странах и на других континентах.
Выпуск газеты №:
№134, (2014)Section
Культура