Украинско-венгерские ритмы
29 октября в Национальной филармонии Украины пианист Евгений Громов представит музыку классиков ХХ - ХХI века
Будут звучать произведения венгра Белы Бартока и украинца Владимира Загорцева которому 27 октября исполнилось бы 75 лет)... Барток - современник украинского классика Бориса Лятошинского, одним из учеников которого был Владимир Загорцев. К сожалению, в отличие от Бартока, имя и музыка Загорцева менее известны в Украине и мире... Этим концертом Евгений Громов обращает внимание, возможно, на неожиданные «точки соприкосновения» между этими композиторами.
Известно, что в 1920-е годы композитор, пианист, музыковед-фольклорист Бела Барток как представитель новой венгерской школы был одной из центральных фигур музыкальной жизни Европы. Именно эти годы были фортепианными в его жизни. Ведь «Импровизации на венгерские крестьянские песни», два фортепианных концерта, соната, «Девять маленьких пьес» и цикл на «Свободном пространстве» созданы Бартоком в этот период. В то же время, кроме написания музыки, Барток усиленно занимался научной работой в сфере фольклористики, сочетая с исполнительской и педагогической деятельностью.
Максимально фортепианными годами в творчестве Владимира Загорцева были 1990-е, но «Ритмы» для фортепиано, с посвящением старшему однокласснику Виталию Годзяцкому, возникли еще в студенческие годы и являются своеобразной визитной карточкой Загорцева. Рядом с «Ритмами» композитором созданы «Градации» для оркестра, инструментальные «Объемы» и «Игры», а также - Первая симфония.
Бела Барток ушел из жизни в 1945 году в Нью-Йорке. В январе 1980 года исполнение «Градаций» Нью-Йоркским филармоническим оркестром под руководством Зубина Меты стало особым событием в жизни Владимира Загорцева.
Первая фортепианная соната была завершена в 1981 году вместе со Второй камерной кантатой «Приглашение к путешествию» на стихи Шарля Бодлера для сопрано и камерного оркестра (посвящение дирижеру Игорю Блажкову). В это же время он начал работу над оперой «Долорес» («Мать») по одноименной пьесе Карела Чапека (1980, 1981-1983). Вторую сонату для фортепиано композитор посвятил другу, немецкому композитору Ульриху Лейендекеру. Она создавалась почти двадцать лет - с 1970 и до 1999 года, и является, возможно, «кульминацией» авангарда в фортепианном творчестве Владимира Загорцева.
Евгений Громов представит фортепианные произведения Белы Бартока и Владимира Загорцева, в частности «Три эпитафии» Владимира Загорцева, созданные в 1998 году: - «Три эпитафии» являются ярким образцом поздней лирики композитора. Каждая из миниатюр цикла посвящена памяти друзей молодости и единомышленников художника: русского композитора, музыковеда и общественного деятеля Эдисона Денисова; киевского поэта, музыканта, мыслителя, который жил последние годы и умер в Санкт-Петербурге, Сергея Вакуленко, а также - киевского музыковеда, супруги Валентина Сильвестрова, Ларисы Бондаренко, - говорит Е. ГРОМОВ.
На концерте впервые прозвучит произведение Алексея Войтенко «Эпитафия памяти Владимира Загорцева», которая апеллирует к «Трем эпитафиям» Владимира Загорцева. И это не случайно. Алексей Войтенко так прокомментировал свое произведение: «Вообще, «Эпитафия» стала моей первой работой в сфере творческого наследия Загорцева. Написал ее в 2014 году. Эта небольшая пьеса в серийной технике является сознательным воспроизведением эстетики Загорцева. В частности, я позиционировал ее как №4 к его циклу из трех эпитафий, который знал давно и даже играл в программе по фортепиано на втором курсе учебы в консерватории (ныне - Национальная музыкальная академия Украины. - Ред.). Некоторое время я колебался, исполнять ли вообще эту пьесу в концерте, ведь она имеет несколько личный характер. Но благодаря инициативе Евгения Громова сейчас она «вписана» в контекст музыки Владимира Загорцева. Надеюсь, что это будет органично».
Перед началом концерта в фойе филармонии Алексей Войтенко выступит с кратким предисловием. Именно он закончил незавершенный Десятый камерный концерт Владимира Загорцева, восстановил и отредактировал по рукописным оркестровым партиям Первую симфонию композитора и подготовил к исполнению сложную партитуру «Градаций» (а 12 ноября состоится украинская премьера этого произведения).
Section
Культура