«Веласкес нам друг, но истина дороже»
Детектив... в Музее ХаненкоХотите почувствовать себя настоящим детективом? Посетите музей. Процесс атрибуции произведения искусства напоминает одновременно научный симпозиум, спиритический сеанс, погоню за преступником и путешествие во времени.
Музей Ханенко представил выставку Art&Science ІІ из цикла Наука об искусстве, своеобразный художественный детектив с «завязкой, следственными действиями и счастливым финалом». Экспозиция состоит всего из четырех живописных произведений, но благодаря информационным стендам здесь можно провести больше времени, чем в постоянной экспозиции. Главная особенность проекта в том, что это не просто выставка красивых картин, а рассказ о пяти новейших методах, которые были применены при изучении пяти произведений из фондов музея в рамках проекта «НА.МИ.СТ.О. — Наука. Мистиецтво. Студії. Обсвіта». Этот инновационный образовательный проект реализуется бюро научно-технической экспертизы «АРТ-ЛАБ» совместо с Национальной академией изобразительного искусства и архитектуры (НАИИА) и Национальным музеем искусств имени Богдана и Варвары Ханенко при поддержке Украинского культурного фонда. Главная цель — воплотить лучшие европейские подходы при исследовании объектов культурного наследия.
Технический прогресс мы наблюдаем из года в год. Согласитесь, всего лишь десять-двадцять лет назад мы даже представить себе не могли, что сможем разговаривать по телефону посреди леса, заряжать книги, сигареты и даже обувь. Не обошли современные технологии и музейную сферу. Ежегодно появляются новейшие методы исследований и все новые и новые приборы для анализа материалов, из которых изготовляют произведения. Однако одна только технико-технологеская экспертиза не может ответить на все вопросы, нужен научный работник, который сможет адекватно интерпретировать результаты. Суметь отличить работы известного художника от исполненных последователями произведений, определить имя автора, разгадать, о чем произведение, может лишь профессионал. Поэтому именно комплексное исследование — сотрудничество технологов и искусствоведов — дает лучшие результаты, которые и представил музей. Внимание, спойлер! Лишь одно из произведений оказалось оригиналом.
Одна из измененных атрибуций давно на слуху. Подозрения, что ханенковскую «Инфанту» написал не Веласкес, появились довольно давно. Еще в 1965 году музей посетил известный исследователь жизни и творчества Веласкеса, профессор нью-йоркского университета Хосе Лопес-Рей и заявил, что не видит в картине «индивидуальную манеру» мастера. Технико-техническая экспертиза выявила несколько интересных моментов, которые позволяют предположить, что киевский портрет выполнен талантливым живописцем из придворной мастерской, которую после смерти Веласкеса возглавил его ученик и зять Хуан Масо. Именно он является автором парадного портрета Инфанты Маргариты из музея Прадо.
Наша «Инфанта» считалась эскизом к этому большому полотну, но обзор в инфракрасном диапазоне показывает примитивный характер подготовительного рисунка, а также отсутствие поиска общей композиции и уточнения отдельных деталей. Иначе говоря, киевская «Инфанта» написана как «чистовик» с готового материала, эскиз же — это «черновик», где всегда видны изменения и поправки. Несмотря на это не подлежит сомнению то, что картина высокого художественного уровня, технико-технологическая экспертиза материала свидетельствует, что выполнена она была во второй половине ХVII века и имеет большую музейную и историческую ценность.
Рентгено-флуорисцентный спектральный анализ или РФА выполняется с помощью специального оборудования бесконтактно, но он с невероятной точностью позволяет определить пигменты, которые использовались в краске. История искусства знает материалы, которыми художники писали картины еще с древних времен, — свинцовые белила, охры или киноварь. Но некоторые краски появлялись лишь с развитием техники, например, кадмий желтый или кобальт синий, промышленное производство которых началось лишь в начале ХІХ века. Изучение красителей позволяет более четко датировать произведения, что, в частности, демонстрирует атрибуция картины «Рождество», которую ранее относили к ХVIIІ веку и голландской школе. Но исследователи не только установили возраст работы, они смогли определить, какому именно произведению она подражает и даже нашли оригинал в Риме.
Использование оптической микроскопии может показать, что краска изготовлена вручную или машинным производством, и можно говорить о возрасте произведения, ведь ручной помол пигментов был распространен до конца ХVIIІ века. Визуальный обзор в УФ диапазоне разоблачает наличие тонирований, выполненных реставраторами на протяжении «жизни» картины. Совокупность полученных данных, в частности набор и сочетание пигментов в исследованных пробах, позволяют экспертам устанавливать особенности создания того или иного произведения, даже иногда определять регион. Музейщики говорят, всегда неприятно «понижать статус» самых популярных экспонатов. Однако поиск истины всегда на первом месте, и это вызывает уважение.
В рамках выставки музей проведет несколько интересных экскурсии-лекций и научный семинар. Art&Science ІІ станет прекрасным дополнением к посещению постоянной экспозиции музея и поможет представить, сколько кропотливого труда на самом деле стоит за каждой музейной этикеткой. Приятный момент — вход на выставку бесплатный, она открыта до 27 октября.
Выпуск газеты №:
№193, (2019)Section
Культура