Перейти к основному содержанию

Легкий чрезвычайный хаос

Чтобы не входить в него, эксперт дает правительству три дельных совета
30 декабря, 18:27
Фото Миколи ТИМЧЕНКА / "День"

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк получил возможность несколько отыграть падение своего личного, а также и правительственного рейтинга за счет рассказа о достижениях правительства на вчерашней итоговой пресс-конференции. В частности, он  сообщил о проведенной Кабмином масштабной реформе энергетического сектора. «Мы полностью изменили политику в отношении ценообразования в украинском энергетическом секторе», - заявил премьер. В качестве еще одного своего энергокозыря он выставил реорганизацию НАК «Нафтогаз Украины». При этом премьер почему-то умолчал или, другими словами, попытался скрыть, что на энергетическом рынке правительством объявлена чрезвычайная ситуация.

Глава Энергетической ассамблеи Украины, экс-министр энергетики Иван Плачков за несколько дней до этого заявления премьера высказал не слишком благоприятную оценку деятельности правительства в энергетической сфере. Подводя итоги работы энергетической отрасли и рассказывая о причинах введения режима чрезвычайной ситуации, он напомнил о непонятном договоре покупки электроэнергии в России, который, по его мнению, не следовало подписывать. Коснулся также закупок угля в начале года, завершившихся «масками-шоу» в «Центроэнерго», вызванными  тем, что закупленный за рубежом уголь якобы в украинских электростанциях не горит. «Он абсолютно благополучно сгорел, - рассказывает специалист, - но дискуссии продолжались и много невинных людей пострадало».

«Принятие вот таких рефлекторных, ассоциативных, непрофессиональных решений на уровне правительства, – продолжал Плачков, - это следствие непонятного для нас, энергетиков и общества в целом, алгоритма взаимоотношений правительства с министерством, премьера с министром, их игнорирование друг друга, что продолжается и до сегодняшнего дня. Как можно руководить отраслью  в такой ситуации?» Экс-министр также приводит многочисленные примеры эффективной работы энергетиков, которые даже в сложных нынешних условиях модернизируют, реконструируют и даже вводят в эксплуатацию новые мощности, обеспечивая стабильную работу энергосистемы.

Однако, как отмечает Плачков, это происходит «не благодаря, а вопреки» нездоровым сегодняшним тенденциям в управлении. Он не понимает, зачем вводился режим чрезвычайной ситуации, что это меняет, какие полномочия получает при этом руководство отрасли и страны. «Вводить чрезвычайную ситуацию или не вводить, - уверен глава Энергоассамблеи, - это не изменит неправильного руководства в условиях, когда у страны нет утвержденного ни энергетического, ни электрического, ни топливного баланса, нет системности и понимания объемов потребления, а взаимоотношения между смежными и конкурирующими компаниями очень сложные».

Как считает Плачков, в этих условиях правительство, вводя чрезвычайную ситуацию, решило создать еще и «легкий хаос», для того, чтобы (ему было) легче и безопаснее принимать рефлекторные ситуативные решения, оправдываясь режимом ЧС. «Хотя положение в энергетике сейчас действительно сложное, - добавляет Плачков, - низкие запасы угля (где-то 1,5 миллиона тонн - существенно ниже, чем должно быть). Достаточно сложная ситуация с газом в подземных хранилищах. Мы снизили его добычу (почти на миллиард кубометров против прошлогодних объемов) из-за повышения в три раза ренты». Экс-министр уверен, что не энергетики стали инициаторами введения чрезвычайного положения.

Не видит особых побед правительства в энергетическом секторе и член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. В комментарии, присланном «Дню», он сообщает о том, что в 2015 году «Нафтогаз Украины» фактически провалил переговоры о долгосрочных контрактах с поставщиками газа из Евросоюза. Он также называет неудачным поиск партнеров для аренды украинской газотранспортной системы, хотя это предусмотрено двумя законами Украины. По словам Корольчука, европейские и американские компании игнорируют предложения и просьбы Украины об участии в управлении ГТС.

Эксперт считает, что в 2015 году в Украине реформы в энергетике лишь имитировались. Принятый закон «О рынке природного газа», по его мнению, не может способствовать созданию конкуренции на этом рынке, поскольку в каждом регионе остаются «монополисты» - облгазы, у которых сегодня нет конкурентов. Соответственно у населения, убежден Корольчук, нет возможности выбирать поставщика. Кроме того, как считает эксперт, «Нафтогаз» усилил свой монополизм на рынке и вопреки рынку в ручном режиме решает текущие проблемы. А на рынке тепловой электрогенерации  борьба с «монополизацией» на самом деле превратилась в передел сфер влияния и подготовку почвы для непрозрачной приватизации компании «Центрэнерго».

Под видом энергетической реформы, отмечает Корольчук, правительство подает действительно масштабную программу предоставления субсидий, которая уже охватила больше пяти миллионов семей. Однако, по его данным, сумма компенсированных населению средств по итогам 2015 года де-факто не превышает двух миллиардов гривен, тогда как ранее Яценюк обещал выделить на это 24 миллиарда. Эксперт считает, что остальная сумма была фактически использована для поддержки «Нафтогаза» и предприятий теплокоммунэнерго.

Корольчук не видит достижений и на рынке ядерной энергетики.  Отмену «атомных» отношений с Россией в проекте достройки третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС он называет манипуляцией, прикрывающей замену одной российской компании («Росатом») другой (формально чешской «Шкодой»).

Чтобы не допустить хаоса на энергетическом рынке в условиях объявленной правительством чрезвычайной ситуации, эксперт считает своим долгом дать несколько советов правительству. Наиболее результативный из них (особенно в части повышения упавшего рейтинга) – это снижение тарифов на газ для населения до уровня 2500-6000 гривен за тысячу кубометров. Не менее весомый совет – утвердить и реализовать программу энергоэффективности, в которой следует предусмотреть средства на термомодернизацию (60 млрд грн), установку счетчиков тепла (40 млрд грн), модернизацию теплотрасс и предприятий теплокоммунэнерго (90 млрд грн).

Поскольку ситуация в отопительных сезонах 2014 и 2015 годов продемонстрировала высокие риски выполнения планов накопления необходимых объемов угля на складах теплоэлектростанций, эксперт  также советует правительству привлечь международных посредников для разработки  стабильного и недорогого механизма обеспечения углем дефицитных антрацитовых марок.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать