Кислород нации и озон искусства
Галина БАБИЙ: «День «сшивает» культурную карту страны в единое пространство»![](/sites/default/files/main/articles/21072017/25babiy.jpg)
Особенная встреча с особенным человеком. Галина Бабий — известная журналистка, музыковед, сценарист, продюсер, теле— и радиоведущая и в конце концов очаровательная женщина, которая не просто пришла научить летнешкольников тайнам журналистики культуры, но и поделиться с ними своей любовью. Любовью к тому, что она делает, к миру и к Украине. Поразило, что перед встречей пани Бабий на сайте «Дня» ознакомилась с короткими биографическими справками студентов и их первыми текстами в газете. «Я очень рада за вас, потому что вы уже сделали важный шаг — пришли в Летнюю школу «Дня», и это изменит вашу жизнь», — такими словами, после личного знакомства с каждым слушателем, гостья начала встречу.
«ТЫ ДОЛЖЕН СЕГОДНЯШНЕМУ МИРУ БЫТЬ ИНТЕРЕСЕН»
Мария НИТКА, Львовский национальный университет им. И. Франко:
— В процессе создания общественного вещания должен быть реформирован канал «Культура». Каким вы видите в будущем художественное вещание канала?
Г.Б.: — Два сезона я работаю на ТВ. У меня авторская небольшая программа, которая выросла из общего телерадиопроекта «Мистецькі історії», — живые концерты, которые записывались для радио— и телеверсий. Когда проект был приостановлен, то решили тот большой архив телевизионный, который накопился в 20-ти программах, использовать в небольшой программе «Мистецькі історії». Как тогда определила Дарья Юровская, на то время — заместитель З. Аласании, — это «культурные инъекции для общества», для прививания интереса к классической музыке. Мне кажется, что канал «Культура» в будущем должен быть очень хорошо определен технически.
То есть мы должны достичь хорошего технологического уровня в показе того художественного ресурса, который уже имеем: залов для коллективов, их репертуара. Должны быть интересные ракурсы, очень динамичный монтаж. Очевидно, должны быть проведены тренинги для журналистов, которые хотят работать, чтобы они учились у экспертов ведущих европейских телерадиокомпаний. В будущем в сфере общественного вещания должны быть профессиональные и принципиальные в своих требованиях к качеству контента люди. Очень быстро реагировать на все события, которые происходят в культурном пространстве. Акцент на авторские программы с очень интересной нестандартной режиссурой... Это мое виденье, но как все это будет развиваться в действительности — будем следить. Вы знаете — уже сегодня есть тревожный сигнал о возможном недофинансировании реформирования Общественного вещания. Этого, убеждена, нельзя допустить.
Культура наша по природе своей чрезвычайно интересна, нужно только уметь ее фиксировать, показывать и хотеть это делать. Нужно искать новых специалистов, а от тех, которые уже есть, требовать больше креатива. Я вот знаю на примере радио, как трудно разговаривать с людьми, которые при слове «реформирование» вытягивают все свои грамоты и дипломы, — и говорят: «...и я же здесь... без меня же здесь ничего не было бы...». Это все штампы старого времени. Мир изменился и требования к медиа тоже. Уже никого не интересуют твои вчерашние ордена или грамоты. Интересна работа, современный подход, креатив. То есть ты должен сегодняшнему миру быть интересен и ежедневной деятельностью своей это доказывать.
Относительно «Мистецьких історій», наша программа длится всего лишь 15 минут, она очень коротенькая. Как технологически происходит ее создание? Мы продумываем с режиссером и редактором темы, которые хотели бы осветить. Все упирается в количество видеоматериала, то есть видео самой музыки, которую мы можем использовать. Для 15-ти минутной программы нам нужно приблизительно четыре музыкальных номера. В одной из последних тем мы говорили о «Молитвах в музыке» — когда обычная молитва становится высокой классической музыкой. Настолько высокой, что опять трансформируется в молитву, и человек переживает катарсис, что является главной идеей всего искусства. И как преподнести со всех ракурсов эту высокую музыку как молитву, и молитву как высокую музыку? И когда комплекс слов и средств сформирован, это работает на идею. Мы достигаем того, что действительно объясняем людям, как это классно. Например, Леонтович написал музыкальную композицию на текст «Отче наш», и это уже не просто «утренняя молитва», это уже стало высоким художественным произведением.
Еще один из последних наших выпусков «Ударные инструменты» — мой любимый. Режиссер заставила меня взять несколько уроков игры на ударной установке, чтобы потом снять 10 секунд кадра моего «соло» для введения в тему. Потом я написала нашему известному молодому дирижеру Оксане Лынив письма и попросила видео произведения китайского автора Тан Дуна «Слезы земли» для ударных инструментов с оркестром. Она не отказала, и мы получили эксклюзив, которого еще ни у кого не было! Съемки, кстати, осуществил Олег Павлюченков в Мюнхене. И так все совпало, что мы использовали фрагмент этого произведения, который демонстрирует использование ударных инструментов как звукового космоса и имеет еще и экологическое направление, что, кстати, перекликается с последним «Маршрутом №1» от «Дня» — «Життя в стилі «Еко»!
«НАЦИЯ БЕЗ КУЛЬТУРЫ — ЭТО ВЕЧНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ ДРУГИХ»
Наталия САНДАКОВА, Одесский национальный университет им. Мечникова: — В Украине есть достаточно политических каналов, развлекательных и спортивных, но не культурных. Как Вы считаете, почему отсутствуют нишевые каналы на тему культуры, почему украинские СМИ все меньше уделяют ей внимания?
Г.Б.: — Частично на Ваш вопрос всегда дает ответ газета «День». Лариса Ившина и ее команда настаивают на том, что нация без культуры — это вечный ресурс для других, вечные грядки, откуда качественное сырье, как морковь, будут выдергивать жирные кроли со всего мира. И таким образом решать свои вопросы: и творческие, и финансовые, и ресурсные, какие угодно. Культура всегда должна быть обязательной константой в жизни любого народа, любой нации, любого государства. Если на протяжении последних лет, когда в Украине активно формировался олигархат, культуре было отведено место на обочине жизни, то все сводилось к развлекательным каналам, а они все принадлежали и принадлежат олигархам, соответственно, государственная политика была слабой и культура, как составляющая и залог успеха любой нации, также была на маргинальных позициях. Хотя те, кто культурой интересовались, всегда делали что-то весомое, в надежде на лучшие времена. Но если канал не финансируется полноценно, если не вкладывают в него ресурсы творческие, интеллектуальные, технические, — где он? Канал «Культура» на радио практически не имеет распространения. Бесплатные концерты на городских площадях приучили людей к тому, что искусство должно быть дармовым. Искусство не должно быть дармовым... Искусство — это учеба, годы труда, опыт и работа очень талантливых и очень важных людей для общества. За искусство в этом мире платят деньги. Большие деньги. Чтобы слушать красивую оперу, красивый симфонический концерт — нужно заплатить. И это необходимо людям объяснять. Конечно, у многих людей нет денег на то, чтобы позволить себе высококачественный продукт культуры. Когда общество развито, оно имеет средства на культуру, бедное общество — нет, потому его кормят бесплатными концертами низкопробной попсы. Это тянется с 90-х. Соответственно, люди приучились к тому, что не стоит покупать альбомы музыкантов, можно все скачать с интернета бесплатно. В настоящий момент это потихоньку переходит в какое-то законное поле и это очень хорошо, потому что, заплатив 99 центов, ты можешь купить не весь альбом, а нужный тебе трек, так существует во всем мире. А скачивать целые альбомы — это сводить на нет полугодовую, годовую работу музыкантов или любого другого — это неправильно. Поэтому культурные каналы будут интересны тогда, когда в них будут вкладываться средства и привлекать туда лучшие интеллектуальные силы, как производителей контента. Культура нужна, как кровь для жизни любого общества, кровь, которая, как кислородом, обогащается талантами.
«ВОЙНА УЖЕ ДАВНО ПРИСУТСТВУЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ...»
Мария ГОРШКОВА, Хмельницкий национальный университет : — С началом войны началась милитарная тема в искусстве. Как Вы воспринимаете этот процесс? Приходилось ли замечать попытки людей, занимающихся культурой, просто «выехать» на теме трагедии?
Г.Б.: — Это сложный моральный вопрос. Я не знаю мотивов каждого из этих людей. Есть конъюнктура во все времена. И в культуре она всегда была: это актуально — значит я это сделаю. На этом можно звание заработать. Я не могу судить никого. Но я безусловно верю в искренность настроений Валентина Васильевича Сильвестрова, которому в сентябре исполнится 80 лет, и который до сих пор во всех интервью возвращается к теме Майдана и его последствий. Он не может до сих пор понять, как это — стрелять в людей! Многие музыкальные коллективы давали концерты-реквиемы памяти Героев Небесной Сотни, и я абсолютно уверена в том, что люди делают это искренне. Совесть — самый строгий судья, я могу только порадоваться, что люди нашли в себе силы и мотивацию не оставаться безразличным. Творческие личности со своей страной.
Как-то приходит ко мне на эфир Юрий Курач, художественный руководитель Национальной капеллы бандуристов, и рассказывает, что они ездили по прифронтовой зоне, по маленьким городкам Донбасса. Выступления собирали полные клубы зрителей, и каким был первый вопрос людей, как вы думаете? — «Где вы были 20 лет?!». Вот и возвращаемся к важности культурной составляющей в нашей жизни. То есть даже если там работали какие-то заводы и фабрики, но не приезжала капелла бандуристов, в большей степени там не было Украины! И такой же вопрос жители Донбасса задавали другим артистам! Мы на радио тоже стараемся помогать армии. Попробуйте угадать, что журналисты делают между эфирами и монтажами? В коридоре стоят большие деревянные растяжки и мы плетем камуфляжные сетки. Мы их плетем уже третий год. Летом — зеленые, зимой — белые. Вот вам и война в нашей жизни. Через эти сетки проходят гости программ, да и наша жизнь... Госпиталь постоянно упоминается в наших программах, потому что все это происходит в нашей стране. И эта военная составляющая всегда присутствует, в том числе в культурологических программах. Во время войны роль и значение культуры еще больше актуализируется. Кстати, это понимает и к этому призывает коллег газета «День», для которой темы культуры всегда были в приоритете.
«День» как раз из тех газет, которые, возможно, больше всего уделяют внимание теме культуры, и я знаю, что это не просто редакционное требование, это потребность личная и Ларисы Алексеевны, и тех людей, которые с ней работают. Это коллектив, который любит музыку. Кстати, знаю, что Евгений Кириллович Марчук, муж Ларисы Алексеевны, известный государственный деятель — также любит музыку, у него прекрасная коллекция пластинок. «День» освещает культуру с точки зрения журналистики — быстро, оперативно, самое актуальное, то, что нужно для «крючка». И на это обращается внимание общества! Это экстракт, из которого каждый читатель может взять самое важное!
Есть в газете немало глубоких текстов — эта большая аналитика на тему культуры — поражает. И к этому привлекают не только столичных авторов, а интересных людей из сферы культуры, которые проживают в маленьких городах. И это наилучшим образом, на мой взгляд, «сшивает» культурную карту страны в единое культурное пространство и дает возможность людям из разных регионов интересоваться Украиной не просто как местожительством, а как Родиной!
«ТВОРИТЕ И ПРОПАГАНДИРУЙТЕ ДОБРО»
Карина ХАЧАТАРЯН, Сумской государственный университет: — Пани Галина, спектр вашей деятельности достаточно широкий: от медийной сферы до волонтерства. Кроме того, нам известно, что Вы отмечены многими наградами, в частности грамотой Верховной Рады Украины «За заслуги перед Украинским народом». Как воспринимаете заслуги? Какую из своих заслуг считаете самой весомой?
Г.Б.: — Заслуг? Вы знаете, меня наградили, кажется, ко дню журналиста. И это была вовсе не отдельная заслуга, а награда за длительную работу — цикл программ... Если честно, то это, наверно, очень громко сказано «заслуги перед украинским народом». Давайте я шире скажу — заслуги перед народом — это жизнь каждого из нас, если она направлена не только на то, чтобы что-то накопить и использовать, а на производство ценностей. Вот, говорят, что сейчас модными являются те молодые люди, которые не стараются сесть в дорогой автомобиль, приобрести шикарную квартиру, красивые швейцарские часы или что-то другое из атрибутов показательной роскоши. В настоящий момент модным является человек — гражданин мира, который может свободно путешествовать и имеет огромные интеллектуальные запасы, а именно: хорошие знания, качественное образование. Такой человек чувствует себя как на Родине везде, но всегда помнит и пропагандирует свою Родину. Вот так жить в мире с миром, творить с ним синергию, которая дает импульс всему новому, творческому, прогрессивному, не заваливая его мусором, техногенными катастрофами или войнами... Жизнь, направленная на хороший завтрашний день — это есть заслуга каждого из нас перед обществом. Грести под себя — последнее дело. Когда-то шутил покойный ныне Любомир Гузар: «В гробу нет карманов». Все, что ты можешь миру отдать, отдай сегодня и сейчас. А мир тебе сам отдаст то, что посчитает нужным.
Летняя школа журналистики проходит при поддержке Центра информации и документации НАТО в Украине.
Выпуск газеты №:
№125-126, (2017)