Перейти к основному содержанию

О «механизме интеллектуального поиска себя в истории и культуре»

16 июня, 21:09
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ГАЗЕТЫ «День»-2010. ПО ИНИЦИАТИВЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЛАРИСЫ ИВШИНОЙ СОСТОЯЛАСЬ НЕЗАБЫВАЕМАЯ ВСТРЕЧА УЧАСТНИКОВ С ВЕДУЩИМ УКРАИНСКИМ СОЦИОЛОГОМ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛОМ ЕВГЕНИЕМ ГОЛОВАХОЙ / ФОТО ЯРОСЛАВА МИЗЕРНОГО

Уже в ближайший понедельник в редакцию приедут первые участники Летней школы журналистики «Дня». В этом году, кроме обязательной программы Школы, которая будет проходить в течение июля, мы предложили желающим попробовать свои силы еще и по индивидуальному графику — работать в отделах редакции в июне и августе на выбор. Интересно, что подавляющее большинство студентов избрали предложенный индивидуальный график, фактически пожертвовав летними каникулами. Как нам кажется, такая заинтересованность, энтузиазм и желание учиться, а также достаточно высокий уровень присланных анкет и эссе — в значительной мере, результат систематического чтения «Дня». Напомним, что быть постоянным читателем нашей газеты — это обязательное нынешнее условие отбора в Школу. «За украинского журналиста никто не переделает и не передумает то, что нужно Украине», — сказала главный редактор газеты Лариса Ившина на встрече с участниками Школы в прошлом году. К тому же намного легче начинать журналистскую деятельность, изучив лучший опыт предшественников и хорошо зная, что на этой ниве уже было сделано до тебя. Мы продолжаем знакомить читателей «Дня» с фрагментами лучших анкет и эссе будущих участников Летней школы журналистики газеты «День»-2011.

Александр КУПРИЕНКО, студент Киевского национального университета им. Тараса Шевченко:

— Я родился и проживаю в столице — в Киеве. Поскольку город сильно повлиял на мое мировосприятие, я привык относиться ко многим жизненным ситуациям аналитически и по-философски. Поэтому в свое время (в 2006 году) решил поступать на философский факультет КНУ им. Тараса Шевченко. Этот же факультет в настоящий момент с успехом и заканчиваю.

Сейчас перечитываю «Замок» Кафки, «В круге первом» Солженицына и «Каменный крест» Стефаника. Особенное место в моей жизни занимает французское кино.

Знаковые места можно перечислять очень долго, но теми, которые вдохновляют и наполняют жизненными силами, за последнее время, оказались: Львов (а именно улица Армянская), Замковая гора в Киеве. В планах — польская Познань и крымская Балаклава.

Имею огромное желание встретиться с Арсением Яценюком, Юрием Андруховичем и Ангелой Меркель.

От Летней школы ожидаю в первую очередь опыта, наработки собственного стиля в публицистике и оперативного реагирования на события информационного пространства.

ЭССЕ: НУЖНО УМЕТЬ ЛЮБИТЬ СВОЕ

Современность приносит много сюрпризов. Вместе с тем украинцы не привыкли удивляться, созерцая постоянство процесса русификации, советизации и экспроприации на своих исторических землях. Понемногу отбрасывая идентичность в область маргинальную, мы забываем то, что, собственно, и способно нас консолидировать. Таким фактором, по-моему, является историческая традиция. К ней нельзя так пренебрежительно относиться, потому что это единственное, с помощью чего мы отличаем себя от других наций (морально-этическое разделение на своих/чужих). Это не национализм, нацизм, шовинизм и другие клише, от которых хотелось бы воздержаться. Это — путь, по которому направляются к цели специалисты газеты «День». Целью и основной задачей имея духовное объединение украинцев, солидаризируя общество, «День» берет под свою ответственность львиную долю работы в этом русле.

Все мы привыкли к ситуации, когда рядовой гражданин уверен, что интеллигентных и ответственных политиков не может быть априори. Из этого возникает проблема некоторой ненужности украинца в своем же украинском пространстве. Но когда слышишь разговор о том, что история была слишком несправедливой к нашему государству, хочется плакать. Это же просто какой-то комплекс неполноценности. Разве имеем право жаловаться, владея таким количеством ресурсов и таким потенциалом? Нужно только уметь любить свое и совершенствоваться, полагаясь на сильную руку своей нации. Эти мотивы опять читаю в «Дне». После прочтения статей выпуска чувствую потребность в фундаментальной рефлексии над вопросами современной Украины.

Я отстаиваю позицию (впервые заявляется в контексте традиции аналитической философии истории), что каждый человек переживает травматический исторический опыт. Если взять более глобально и перенести концепцию исторического опыта на жизнь целого общества, то получим следующую картину. Исторические победы и поражения находят свое пристанище в коллективном сознании и, конечно же, в коллективном бессознательном. Возьмем, к примеру, времена петлюровщины, в частности события, произошедшие с повстанцами Холодного Яра. Понятно, что каждая победа красноармейцев тяжелым камнем ложилась на души сознательных украинцев, вынуждая действовать, например, осторожнее или, напротив, более жестоко. В любом случае, такие события меняли их идентичность. Переживая травматический опыт, партизаны пытались жить по принципу бытия и, будучи в первую очередь консерваторами, хранили воспоминания о лучших временах. Такой опыт является болезненным. Другой вид травматического исторического опыта находим в мировосприятии реакционеров. Это часть общества, которая пытается возвращать все к прошлому. То есть, другими словами, даже не пытаться хранить память своего народа.

В этом смысле, по-моему, активную позицию занимает газета «День». Журналисты издания обоснованно отстаивают позицию консолидации украинцев. Поэтому для новейшей истории Украины «День» должен стать исторически знаковым и национально символическим источником на фоне слишком неоднородного и отчасти неправдивого информационного пространства.

Ольга БЕЛЯВЦЕВА, студентка Национального университета «Острожская академия»:

— Мое имя — Ольга. У одной из самых влиятельных женщин Киевской Руси было такое же имя, что уже возлагает определенную ответственность на последующих его носителей, и я — не исключение. Поэтому стараюсь «смеяться сквозь слезы», даже в тех ситуациях, когда слезы катятся по щекам. Женщина должна быть сильной и независимой, несмотря ни на что.

Вопрос «откуда вы?» всегда ставил меня в тупик. Я из Украины. Родилась на Луганщине, в маленьком шахтерском городке Первомайск, там прошли первые годы жизни. Бывшее название Луганска — Ворошиловград. В этом контексте восток перекликается с западом, где тоже когда-то был Станиславов, превратившийся в Ивано-Франковск. Это наша история, это города, до сих пор живущие, но уже с другими названиями и другим культурным пространством, и все же остается маленькое пространство, в котором все еще существуют эти города-призраки. Следующий географический пункт — город Красилов Хмельницкой области, маленький, уютный городок на берегах Случа. Теперь я из Острога. Острожская академия закладывает в сознание своих студентов любовь не только к университету, но и к городу с давней и славной историей. Учусь в Национальном университете «Острожская академия» — первое высшее учебное заведение в Восточной Европе.

Знакомство с газетой «День» и ее главным редактором Ларисой Ившиной произошло в стенах Острожской академии 22 января на юбилейной встрече, посвященной 70-й годовщине Василя Стуса в 2008 году. Позднее я неоднократно бывала на встречах с Ларисой Ившиной, организованных в академии. Наиболее запомнившаяся — встреча-обсуждение «О родине «жирафов», которая заставила задуматься о состоянии современной украинской журналистики.

Стараюсь читать несколько книг одновременно, поэтому сейчас на разной стадии прочтения и проработки книги Эвы Томпсон «Трубадуры империи», Энтони Смита «Национализм: теория, идеология, история», Николая Рябчука «Дилеммы украинского Фауста: гражданское общество и «развитие государства»; планирую приобрести книгу «Оксана Забужко, Юрий Шевелев. Избранная переписка на фоне эпохи: 1992 — 2002».

Принципиально не смотрю телевизор, мне интереснее прочитать газету или электронный ресурс, нежели тратить зря время на просмотр низкокачественной рекламы и телевизионных шоу. Из фильмов предпочитаю немассовое кино и классику — как украинскую, так и зарубежную; стараюсь находить современные украинские фильмы.

Последним знаковым для меня местом на карте неизвестной Украины было с. Новомалин Острожского района Ровенской области. Сейчас остались лишь руины замка, но и они впечатляют. Замковый комплекс подвергся разрушениям во время Второй мировой войны, а когда-то здесь были пышные пиры, поселок имел Магдебургское право. Планирую разработать индивидуальный пешеходный маршрут по Ровенщине и Волыни — такой насыщенности памятниками архитектуры, садово-паркового искусства, часовнями, храмами, оборонными сооружениями, по-видимому, нет ни в одном регионе Украины. Места, в которых еще сохранились эти объекты, — преимущественно небольшие городки и поселки, поэтому лучше всего подходит для этого пешеходная экскурсия.

Хотелось бы встретиться с людьми, которые творят украинский культурный дискурс на материале минувших эпох, которые ретранслируют опыт литературы и культуры на общество. Очень хотелось бы встретиться с Соломией Павлычко, титаном мысли в украинском культурном, общественном и философском уровнях. К сожалению, лучшие уходят первыми...

Могу предложить свое упорство и постоянное желание учиться. Под лежачий камень вода не течет, как говорит народная мудрость, поэтому нужно прислушиваться и двигаться, даже если направление не то, всегда можно найти точку правильного отсчета и вектор движения.

Ожидаю незабываемых впечатлений, которые обязательно будут, ведь иду в точку кипения интеллекта. Предчувствую тяжелую работу над собой. Планирую стать хорошим фотокорреспондентом, незаметным, но всегда в центре событий, нужным своей стране, потому и интересует опыт фотокоров «Дня». «Твои первые 10000 фотографий — самые плохие», — считал Анри Картье-Брессон. Буду стараться перейти эту границу и стать фотожурналистом.

ЭССЕ: ВРЕМЯ ВЫРАЩИВАТЬ НОВЫЙ САД

История постоянно возвращает нас к точке размышлений над тем, правильно ли мы живем, те ли жизненные ценности перед нами. Quo Vadis? — хочется иногда спросить у себя и у общества. Искать ответы лучше всего в истории, но не в том профанном и популяризированном виде, как это подает традиционная историография. Мы не знаем свое прошлое достаточно, чтобы двигаться в будущее, как раз наступило время учиться. Школа, университет, общество, телевидение формируют нас, но можно попытаться интегрироваться в другое пространство, создать вокруг себя вакуум и наполнять его только необходимой информацией, которая будет проходить сквозь несколько фильтров внутри каждого. Надежные точки опоры есть внутри страны — это флагманы, место которых только в авангарде политических, культурных, исторических и общественных событий, а роль — формирование нового гражданского общества, свободного от стереотипов эпохи.

Цивилизационный сдвиг, представший перед Украиной в начале 90-х годов, обещал построение нового, свободного гражданского общества, но перехода советское-постсоветское-европейское пространство не произошло. Украинское молодое государство творилось «на пне», немного было тогда людей, готовых выкорчевать старый ствол и посадить молодое дерево. Борьба между старым и новым до сих пор продолжается. Сталинизм как тоталитарная система искоренил в человеке идентичность, породив народ-жертву. «Личность — это не только неповторимость индивида, это и индивидуальная неповторимость нации. Каждая нация — это тоже историческое лицо» (Сергей Крымский «Принципы духовности ХХI века». — «Екстракт 150». В двух частях / Под общей редакцией Л. Ившиной. — Часть первая. — С. 116-130). А кого из исторических личностей мы знаем? Перед нами только образ, созданный (искаженный) историописцами, или нет ничего, за пределами нашего внимания остается большой пласт истории, в котором есть не только поражения, потери и притеснения, есть и победы, и достижения, а пока мы идем медленными шагами к пониманию и осознанию этого, разрушаются уцелевшие еще замки, крепости, храмы, являющиеся свидетелями истории и еще дышащие ею. В небольшом городке Клеване Ровенской области сохранились руины замка 1475 года, тесно связанного с родом Чарторыйских, а сколько таких замков еще есть! Сверхнасыщенная памятниками древности территория Украины ждет своего времени. Как справедливо отмечает главный редактор газеты «День» Лариса Ившина: «Неужели мы, имея такую колоссальную историю, не верим в наше общество?»

Идентичность страны строится на идентичности народа, самоопределении и самоидентификации каждого из нас. Забыть и стереть все наслоения прошлых эпох уже не можем, учитывая изменения исторических парадигм и видений. Можем перепрочитать — и откроем для себя новую страну, собственную, свободную и независимую от идеологий и стереотипов, самими же себе и навязываемыми через информационное пространство, в котором слишком много скрытых болот. Наша новейшая история похожа на дерево с гнилым корнем, от которого все ждут нового ростка и никак не могут дождаться. Пора выращивать новый сад. Продуцирование иных смыслов своей идентичности возможно в новом мире, открытый диалог с миром возможен, говорите — и вас услышат, молчание — не всегда лучший выход.

Процесс создания украинской нации начинается вместе с созданием новейшей украинской литературы, до сих пор актуальной остается просьба-предостережение Т. Шевченко: «Якби ви вчились так, як треба, То й мудрість би була своя. А то залізете на небо: «І ми не ми, і я не я, І все те бачив, і все знаю, Нема ні пекла, ані раю, Немає й бога, тілько я!». А учиться, как надо, до сих пор не умеем.

Стратосферу исторической памяти не постигнешь и не осознаешь за один день или год, это длительный и хлопотливый процесс, в котором особенное место занимает проводник-экскурсовод, который не сводит на окольные пути, а ведет по ступеням наверх, к свету. Таким проводником в современном информационном пространстве для меня, как и для многих украинцев, является всеукраинская газета «День» и ее бессменный главный редактор Лариса Ившина. Механизм интеллектуального поиска себя в истории и культуре запускает в сознании аппарат отбора и фильтрации информации, которая не проходит соответствующие цензы. Неизвестные пласты и наслоения жизнеописания Украины приобретают очерченные контуры, четкие линии. И ты знаешь, что у тебя есть своя история и крепкая почва под ногами, у тебя есть помощник и советчик, который подскажет путь, если ты вдруг заблудишься.

Кристина ГИРСКАЯ, студентка Львовского национального университета им. Ивана Франко:

— Я родилась на самый Щедрый вечер (18 января), в решающий для нашей Украины 1991 год. Родители мои не графского рода, и все же горжусь своими, с одной стороны, лемковскими, а с другой — украинскими (тоже переселенцы из «Польши») корнями. Люблю вдыхать воздух своего рода, хоть он горек и жгуч, но породил меня. Наверное, едва ли не с каждого украинского семейства (да и не только) можно написать не одну книгу, в которой переплетется все: любовь и измена, достаток и бедность, счастье и горе, смех и слезы... Но книга моего рода (возможно, мне только так кажется) была бы бестселлером. Вернусь к себе. По воле судьбы родилась и выросла во Львове. Прониклась его пряным кофейным запахом, удивительной мелодией улиц и дождливо-осенней, такой уютной, его картиной. Воспитывалась самыми лучшими няньками — мамой и папой, которые привили патриотический дух. И уже в пять лет из своего самого лучшего детского садика ходила на народные танцы. Первые годы в школе для меня не были весьма интересны (детский садик и родители заложили хорошую базу знаний). Школа пролетела, но между воспоминаниями о ней немало поездок с сестрой за границу, лагерей, волонтерства, летних христианских школ, а впоследствии, столь увлекательные два года в Малой академии наук, где близко познакомилась с журналистикой и людьми, которые до сих пор со мной. Потом защита научных работ (возможно, это громко сказано, но тогда для меня это было так по-взрослому), переплетенных с ВНО, вступительными экзаменами, школьными экзаменами, но все прошло, и первое место на защите, и такое трепетное поступление на желанный факультет журналистики ЛНУ им. И. Франко сподвигли меня еще к одному «подвигу». Поступление на заочное отделение юридического факультета того же университета (сейчас закончила официально третий курс заочного и в процессе окончания третьего курса стационара). Впоследствии, стажировка в разных газетах, городском совете, на радио и местном телевидении, фотокурсы у лучшего фотографа, оператора и режиссера Максимовича М. Р., танго, школа перфоманса, польский, а теперь еще и мечта о французском, общественные организации (от христианского уклона до международного), всевозможное волонтерство и благотворительность, появилась заинтересованность к моде. Что касается искусства, то оно всегда окружало меня (папа для меня — самый лучший художник, хоть это не его профессия)... наверное, этот список можно продолжить, но если честно, то этим я не горжусь. Мои увлечения — это мои поиски себя, а их становится все больше, а моего времени для поиска все меньше. Часто замечаю, что мои амбиции выше в три раза, чем я (а мой рост 176 см). Боюсь, что моя беготня за собой и за чем-то взлелеянным в мечтах приведет меня к НИЧЕМУ. Надеюсь, что школа «Дня» внесет какую-то размеренность в мою жизнь и пусть не расскажет мне, кто я и что делать с собой, а покажет, как это знают другие. Выведет на правильную тропу и, возможно, откроет новые горизонты, в которых я останусь надолго.

Сейчас читаю Хемингуэя, второй том четырехтомника. Окончательно «заразила» меня хемингуэеманией моя курсовая «Журналистский кодекс сквозь призму публицистики Хемингуэя». Еще на половине остановилась с Салманом Рушди «Полуночные дети», это было «прервано» курсовой. А во львовских маршрутках предпочитаю не шансон, а «Братьев Карамазовых». Не на шутку увлеклась аудиокнигами, театрами, но Достоевского слушаю уже очень долго: постоянно перематываю и переслушиваю.

Фильмы люблю под настроение. И даже на днях ходила на попсовых «Пиратов Карибского моря». Но такие, которые надолго или навсегда, — это «Леон-киллер» (знаю, что банально, но люблю там все), «Телохранитель для моей дочери» (польский кинофильм). Люблю и артхаусное кино. Телепередачи — это для меня новости и «Интерны». Когда появляется время, смотрю документальные, научные или исторические передачи.

Недавно вернулась из Австрии, из Тирольской части (Инсбрук и маленький городок Галь). Они для меня знаковые не только своими завораживающими альпийскими пейзажами, приятными и искренними людьми, древней историей, а некоторыми семейными обстоятельствами. Это место для меня очень важное.

Мне интересны абсолютно все люди и все сферы их деятельности. Но где-то подсознательно всплывает Осло, какая-то уютная кофейня и длинный-предлинный разговор с философом и писателем Юстейном Гордером.

С «Днем» знакома со школы (родители всегда много читали газет, в том числе «День»), но так, чтобы ближе, то с университета, где у нас без преувеличения культивируют «День».

ЭССЕ: О СИСТЕМЕ ЗЕРКАЛ

Вся история нашего государства, как и любого другого, пропитана кровью и слезами. Разница в том, что нам нужно эту историю отыскать, ведь след ее с каждым годом-шагом покрывается толстым слоем грязи, отребья, она стирается от чрезмерного количества лжи. Те, кто еще помнит ее, уходят в вечность, не оставляя почти никакого упоминания/надежды о прошлом/на будущее. А без собственного осознания принадлежности к древнему украинскому роду, без национальной идентификации мы как нация не состоимся. Задача нашей новейшей истории — возрождать историю украинского народа: а это значит отыскать истину без всяческой помощи со всех сторон наших соседей. Создать ту систему зеркал, о которой говорила Лина Костенко, — это еще одна из важнейших задач. Ведь нам действительно есть чем гордиться, но простые люди, кроме привычных фамилий, не знают, чем должны гордиться, и тихо (иногда громко) сетуют на трудную судьбу. Словно титан, взяла на себя эту тяжелую ношу газета «День». Она хорошо осознала свою роль, а ее творцы (журналисты) — далеко незаурядные люди с острым умом, критическим взглядом — нашли ту нишу, которая была едва ли не самой необходимой в украинской прессе. Каждый из них чувствует свою ответственность в процессе «припоминания» большой и прекрасной Украины. Наглядным примером является Джеймс Мейс, который избрал сам свой народ и государство, за что боролся и понемногу шел к большой и страшной истине 1932—1933 годов XX века — Голодомора-геноцида украинского народа. Вот такие великие люди шаг за шагом уверенно возрождают и вычеканивают историю своего народа. Журналисты «Дня» — без преувеличения — летописцы новейшей истории Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать