«Лишить свободы невозможно»
Украинский политзаключенный Владимир БАЛУХ и курдский общественный деятель Уфук АЙДИН об «опыте» в неволе
Музей Майдана является особенным местом в Киеве. Связано это не только с многочисленными скандалами вокруг попытки присвоить помещение, акциями по сохранению названия «Аллеи Небесной Сотни» и активности его работников, но и с тем, что это здание (в прошлом Дом профсоюзов) сохраняет память. Здесь ты сразу вспоминаешь о том, что в твоей стране до сих пор идет война, о том, какую цену мы платим за независимость и формирование гражданского общества.
Недавно в помещении музея состоялась панельная дискуссия «Политзаключенные: цена убеждений». Спикерами были: Владимир Балух - украинский политзаключенный Кремля, один из украинцев, освобожденных 7 сентября из тюрем Российской Федерации. И Уфук Айдын - курд по национальности, общественный деятель Турции, отсидевший 9 лет за отстаивание интересов своего народа и человеческих свобод.
«Вопрос убеждений и преследования за слово и свою позицию не является для нас просто метафорой. То, что рядом с нами находятся Уфук Айдым и Владимир Балух является большой радостью, однако мы не должны забывать, что до сих пор в русском плену находятся по меньшей мере 87 украинцев, содержащихся за решеткой в самой России и оккупированном Крыму, и по меньшей мере (а на самом деле в разы больше) 227 украинцев, находящихся в подвалах оккупированного Донбасса. Поэтому мы должны продолжать за них бороться!», - заявила в начале модератор дискуссии, правозащитница, основательница инициативы «Евромайдан SOS», организатор международных кампаний #FreeSentsov и #LetsMyPeopleGoUkraine Александра Матвийчук.
«То, о чем говорит Александра - вопрос свободы и несвободы, вопрос выбора, это то, что стоит перед каждым из нас, - отметил в своей вступительной речи директор информационно-выставочного центра Музей Майдана Игорь Пошивайло. - Создавая Музей Майдана, задумывая его еще во время событий Революции Достоинства, нашей идеей являлось не столько передать те исторические события, которые происходили в 2013-2014 годах, но рассказать, почему это важно. Не только для нас, но и для будущего Украины. Именно поэтому, концептуально мы построили наш музей, как музей свободы. Вполне логично, что сегодняшняя тема о несвободе как частичке свободы. Надеемся, что вопрос выбора каждого из нас - это вопрос, который стоял перед каждым на Майдане! Для нас очень важно, чтобы в Киеве и Украине в целом было больше подобных площадок, которые бы говорили об индивидуальном выборе, памяти, возможности, критическом мышлении. Сегодняшнее событие здесь происходит не случайно, ведь мы задумывали этот музей не как классическое учреждение, а как центр гражданских инициатив, переосмысления нашей истории, сплочения, центр совместного действия! Наш музей - центр гражданских инициатив, общей истории, сплочения»
БОРЬБА КУРДОВ ЗА ПРАВА В ТУРЦИИ
Уфук Айдын - обычный курдский студент-юрист, который выступал против притеснений своего народа на нескольких акциях протеста, за что был заключен в тюрьму властями Турции. В возрасте 29 лет - отсидел 9 лет Трижды уволен из университета и трижды восстанавливался. Сейчас он продолжает изучать право, чтобы стать юристом по правам человека - хотя и признает, что в его стране это, скорее, «дорога к возвращению в тюрьму». Второй месяц в Украине он исследует тему Революции Достоинства (в рамках программы обмена между студентами). Парень считал нужным поделиться собственным опытом, особенно, учитывая недавнюю военную операцию Турции в Сирии (с позицией Анкары можно ознакомиться в интервью турецкого посла в Украине Ягмура Ахмета Гульдере газете «День», №197 за 29 октября 2019г.):
- Я родился в Диярбакыре, это курдский город в Турции. Мою среду можно было назвать политической, и в лицее, и в университете я интересовался политикой. Пока я рос, Турция медленно шла к режиму, который уже нельзя было назвать демократическим. Поэтому некоторые из наших студентов начали протестные движения, и я присоединился к ним. Мы хотели, чтобы наш университет был автономным. Когда в 2010 году правительство решило избавиться от оппозиции, оно начало резко реагировать на протесты. Досталось и мне. В апреле 2010 года, меня и пятерых моих друзей задержали, и на 12 лет и 6 месяцев бросили в тюрьму. Суд над нами длился 5 лет и все это время мы находились в местах лишения свободы. Если вас задерживают за протесты в Турции - вы попадаете под юрисдикцию антитеррористического суда. Действия этого суда довольно жесткие: вы не имеете права защищаться на родном языке, в достаточной степени высказываться, деятельность вашего адвоката также под контролем. В то время, когда меня судили, было задержано очень много студентов. Наше дело стало одним из самых известных. О нас говорили все СМИ, поэтому парламентарии пришли в тюрьму. В этот период мы переживали серьезный прессинг, и власть не могла нас освободить.
Если говорить о тюрьме, то в каждой камере было по 3 человека. Это продолжалось 7 первых лет. В неделю нам давали только 45 минут для закрытых встреч, и 45 минут для открытой встречи в месяц. Моя семья жила в курдском регионе, довольно далеко от места задержания. Они не могли ко мне часто приезжать, а другие виды связи с ними были запрещены. Поэтому этот период был для меня очень тяжелым. В 2018 году меня отпустили. Пробыв под контролем один год, я продолжил заниматься протестами. Вот почему я здесь. Хочу, чтобы эта поездка была хорошим началом для меня. В вашей истории было немало революций. И все они завершились миром. Я имею в виду мир со стороны протестующих, а не государства. Моя задача сделать вывод из вашего опыта. Пока я здесь, то могу спокойно сказать: вам удалась большое дело. И это меня вдохновляет. Когда я вернусь в Турцию, то проведу семинары, связанные с Украиной и расскажу туркам, как здесь жила оппозиция. Это очень важно для нас.
УКРАИНСКИЙ ЛИЦО КРЫМА И ОБРАЗ НЕПОКОРЕННОСТИ ПЕРЕД ЗАХВАТЧИКАМИ
Владимир Балух - крымчак, которого власть оккупантов осудила и заключила в тюрьму за то, что он вывесил украинского флаг над домом. «С непреодолимой верой в счастливую судьбу Украины вручаю судьбу свою в руки Всевышнего», - написал он в публичном обращении 19 марта 2018 года, объявляя бессрочную голодовку. Политзаключенный поделился своими впечатлениями после первого месяца на родной земле за долгие годы:
- В автобус из Лефортово меня среди политзаключенных заводили последним, и когда я увидел всех этих, так сказать «звездных политзаключенных» - Олега Сенцова, Сашку Кольченко, Романа Сущенко, Николая Карпюка, - то, несмотря на ФСБшников рядом, было ощущение, что ты покидаешь этот кошмар на долгое время. Я помню, как впервые попал в российское СИЗО - толпа, накурено, сырость, лужа воды посередине... А потом ты попадаешь в камеру, где 14 нар на 37 человек, то есть тебе не дают возможности думать о чем-то другом, одна уборная, и возможности спать совершенно нет. В «одиночки» я уже попал чуть позже... Вся система построена на том, чтобы сломать волю. Первое, что она требует - полной подчиненности и нивелирования собственного я. «Забудь, что ты человек, если есть приказ» - таков их лозунг.
- Что изменилось за те, годы, что вас не было в Украине, - спросила модератор?
- Что действительно болит, так это то, что много разговоров об усталости от войны. Я считаю, что устали от нее те, кто не принимали никакого участия. Сейчас встречаюсь со многими людьми и вижу, насколько сильно общество пытается отстраниться от этой войны. Есть большое количество людей, которые душу вкладывают в волонтерство, добровольцев, военнослужащих. И вижу, что у некоторых людей жизнь наполнена этой войной. А другие не считают нужным принимать в этом участие и критикуют даже разговоры об этом. Знаете, когда я находился за решеткой, то не считал, что меня лишили свободы. Потому что лишить свободы невозможно, свобода мысли, на самом деле, гораздо важнее. И в тот долгий период, когда ты находишься в одиночестве, нет ощущения несвободы, есть ощущение невозможности действия. Здесь все люди имеют эту возможность действовать, но как-то этого не используют ...
- Насколько важно расследовать военные преступления против пострадавших от агрессора людей?
- Ненаказанное зло - это самый большой недостаток современного мирового сообщества. На самом деле законы прописаны таким образом, что зло трудно наказать. Понимая даже влияние на мировое пространство. Заочно судят, выносят приговоры, фабрикуют дела. Это «барыжное» сознание политиков в мире влияет на то, что зло до сих пор не наказано. К сожалению, бизнес-интересы берут верх над справедливостью и человеческими ценностями ...