Агитпроп по «голливудским» рецептам
Гром салютов и вой фанфар не способствуют поиску истины![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100513/481-17-1.jpg)
Эту годовщину победы Объединенных Наций на европейском театре Второй мировой войны Украина встречает на фоне тяжелейшего национального поражения, имя которому — харьковская капитуляция, несущая более чем реальную угрозу суверенитету и территориальной целостности страны. Украина переживает очередное историческое Берестечко. Наглядным проявлением этого являются российские войска, по-хозяйски марширующие по Крещатику. И хотя по закону требуется, чтобы Верховная Рада давала разрешение на появление любых иностранных войск в Украине, на этот раз законом спокойно пренебрегли. Партия регионов могла бы по примеру известного французского короля сказать: «Государство — это я, закон — это я».
Должен сказать, что празднование 9 Мая все годы независимости Украины вызывало какое-то странное ощущение, словно бы в этот день Украинское государство отменялось, а мы снова оказывались в Советском Союзе времен Маршала Советского Союза, Генерального Секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, четырежды Героя Советского Союза тов. Брежнева Леонида Ильича. Обилие красных флагов коммунистического режима, серпы и молоты, красные звезды — и на этом фоне затерявшиеся сине-желтые государственные флаги и тризубы. А еще советская риторика, советская ментальность, все то, что называют непрезентабельным словом «совок». Назад в СССР? Поскольку ныне в России и в Украине очевидным является стремление властей возродить, если не в полном масштабе, то хотя бы выборочно, «несущие конструкции» тоталитарного прошлого, совершенно понятным становится знаково-символическое сопровождение этого процесса. Кремлю необходимо выжать из 65-летия победы максимум идеологической прибыли, добившись от Запада молчаливого согласия (в качестве компенсации за былые исторические заслуги в антигитлеровской коалиции) на «особую роль» России в Восточной Европе и на постсоветском пространстве.
Так что слова о великой победе и огромном уважении к ветеранам, изливающиеся из уст начальников и их СМИ бурным потоком, не следует принимать с полной доверчивостью. Идут политические торги на международной арене. Парад на Красной площади Москвы — всего лишь один из элементов правительственной пропаганды и геополитических усилий. Что же касается новой «украинской» власти, то ее старания посвящены доказательству того, что ныне Украина полностью плывет в кильватере «старших товарищей», пусть в Москве не сомневаются. Так сказать, «украинский слон» — лучший друг «российского слона», при том, что мы все знаем, где в настоящий момент располагается «родина слонов».
И уже давно не удивляет, что в этот день, который должен был стать днем Скорби и Памяти десятков миллионов жертв мировой бойни, никто, кроме отдельных энтузиастов, не пытается разобраться и осмыслить, что же собственно произошло 65 лет назад и 71 год назад, почему это произошло и что необходимо сделать, чтобы этого не повторилось. Дробь барабанов, гром салютов, вой фанфар, потоки славословия не способствуют размышлениям и поиску истины. Опять же, выходной день, есть повод выпить и закусить...
А теперь посмотрим, как отреагировали на событие телеканалы Украины. Первый Национальный честно выполнял свои официозные функции, украсив экран пришедшей из Российской Федерации новацией — георгиевской лентой. В Украине очень часто бездумно принимают зарубежные веяния, абсолютно не интересуясь, что за ними стоит, какова их природа, генезис и т.д. Между тем, в империи Романовых эта лента прилагалась к ордену — кресту Святого Георгия, которым награждали лиц, особо отличившихся в военной защите имперских интересов. После 1917 г. за такое отличие на груди кавалер Георгия мог быть поднят на штыки революционными солдатами или попасть на задушевную беседу в ЧК с последующей отправкой в «Могилевскую губернию, в штаб генерала Духонина» (юмор тех пламенных лет, означавший расстрел).
Когда товарища Сталина в 1941 году приперло и мировая революционная дурь несколько выветрилась, он сразу же вспомнил об Александре Невском и Дмитрии Донском, о Суворове и Кутузове, Ушакове и Нахимове, напрочь забыв про Карла Либкнехта и Розу Люксембург. Вспомнил и о Святом Георгии. Лента этого ордена стала прилагаться к советской солдатской награде — ордену Славы, и вместо понятия «полный георгиевский кавалер» появилось понятие «полный кавалер ордена Славы». Товарищ Сталин удачно синтезировал в этой ленточке имперскую идею с коммунистической. При чем тут Украина и почему мы должны жить импортными символами и традициями, которые заменяют нам собственные?
В моем родном Севастополе эти ленточки несколько лет назад начали массово раздавать прохожим самые «крутые» антиукраинские организации, а городской телеканал НТС, любовно освещающий их акции, даже обращался к автору этих строк за комментарием. Но я принципиально с подобными СМИ не общаюсь.
Евгений Киселев в программе «Большая политика» на «Интере» попытался проанализировать историю празднования 9 Мая в СССР, обратив внимание на тот факт, что при Сталине День Победы бурно отмечался только в 1945 и 1946 гг., а после этого ничего подобного не было почти 20 лет. И только в 1965 г. тогдашний ветеран войны номер один Л.И. Брежнев вознес этот праздник на небывалую пропагандистскую высоту. Почему же Сталину не нужен был брежневский победоносный восторг? Во-первых, народ за войну подраспустился, страх ослабел. Действительно, не так просто испугать человека, прошедшего через военный ад, неоднократно раненого и видевшего тысячи самых жутких смертей. Кроме того, эти люди знали себе цену, знали, чем им обязана власть и не испытывали перед ней особого пиетета. Нередки после 1945г. были случаи, когда ветераны заходили в райкомы и исполкомы и били костылем по обнаглевшей чиновничьей морде. И что ты ему, калеке безногому, сделаешь? А регулярное празднование 9 Мая могло такие настроения усилить. Да еще же ведь ветераны войны прошагали пол-Европы и увидели, как та Европа живет. Это не всегда совпадало с политграмотой товарища Сталина. И как, скажем, покажешь на празднестве лейтенанта Береста, организовавшего и обеспечившего поднятие флага победы над рейхстагом, если бывший лейтенант сидит в ГУЛАГе за «теракт», то есть за то, что выбросил из окна второго этажа разжиревшую в чиновничьем кресле наглую «тыловую крысу» — выбросил, кстати, вместе с этим самым креслом?
Ну и, наконец, считал ли сам Сталин это победой в контексте его замыслов образца 1941 года? Не случайно ведь он отказался лично принимать парад Победы, перепоручив это маршалу Жукову. На фоне мировых амбиций «отца и учителя» одна лишь Восточная Европа была слишком скромным трофеем. Как писал в мемуарах советский Главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов: «Мы все мечтали о скорой победе мировой революции». А газета «Известия» даже 24 июня 1941 года писала о том, что СССР — это отечество пролетариев всех стран, и потому-то война и есть Отечественной, что нужно нести знамя освобождения потенциальным республикам этого отечества...
Впрочем, попыток осмыслить и разобраться на наших телеканалах было очень мало, в основном — помпезность и бравурность. Очевидно, что сегодня события 65-летней давности используют для извлечения актуальных политических дивидендов, для борьбы против оппонентов, для завоевания позиций в ветеранском электорате. Сложно поверить в искренность и политическое бескорыстие организаторов шумных торжеств. Очень сомнителен их интерес и к той войне, и к той победе, и к тем же ветеранам. Достаточно сравнить, как живут побежденные ветераны вермахта в ФРГ и Австрии и как живут ветераны-победители у нас, чтобы степень лицемерия и цинизма властей стала очевидной. И георгиевские ленточки на «майбахах» и «мерседесах» тут никого и ничего не спасают. По этому поводу весьма ехидно и справедливо высказался российский юморист Михаил Задорнов: «Разве можно себе представить, чтобы президент Америки обещал обеспечить в 2010 году квартирами ветеранов, которые одержали Великую Победу в 1945 году? При этом чиновники на местах, когда те же ветераны к ним обращаются с просьбой предоставить обещанную президентом квартиру, отвечают: «Вот пускай президент вам ее и предоставляет. Если очень хочет, может свою отдать. А у нас свободных квартир в наличии нет. Но мы строим, стараемся... И обещаем, что к 2020-му будут точно. Приходите!».
Вот для того, чтобы покрыть подобные безобразия дымовой завесой, и нужен власти день 9 Мая. Когда можно дешево отделаться дежурным словоблудием, излиянием комплиментов и лозунгов... Идеологический треск стоит дешевле, чем социальная защита ветеранов войны.
Мне много лет назад еще пришлось застать настоящих фронтовиков-окопников и наблюдать их на предприятии, где довелось работать. Люди это были скромные и молчаливые. На 9 Мая они одевали свои ордена, выпивали свои 100 грамм, а на все просьбы рассказать о войне только матерились и плакали. Еще тогда я понял, что есть две правды о войне: «правда» начальства и правда солдата-фронтовика. Это очень разные правды. А еще заметил у них одну особенность: фронтовики не любили смотреть советские фильмы о войне, а если такое случалось, то плевались.
На этой неделе телеканалы Украины вывалили весь свой запас советского наивного и российского утонченно-циничного военного Агитпропа по-кинематографически. Анализировать эти фильмы? Это все равно, что анализировать советскую идеологию, отступления от которой в известные времена были редки и наказуемы. Нынешний же российский Агитпроп делает то же самое, но уже по «голливудским» рецептам: с яркими красками, прекрасной работой оператора, зрелищностью. Форма сменилась, суть — нет. Только вместо коммунистического стало больше шовинистического. За исключением этих акцентов, все остальное — как всегда. Лишь иногда, как, например, в фильме «Батальоны просят огня» на Первом Национальном, можно было увидеть то, что называют «окопной правдой», как и в фильме «Штрафбат» на ICTV. Большинство же фильмов напоминало монументальную пропаганду, все эти глыбы мрамора и гранита, бронзовые и стальные массы, памятники, заставляющие вспомнить языческие капища бога войны Марса. За многие годы лично мне удалось увидеть лишь один памятник, который несет в себе что-то человеческое, затрагивающее какие-то струны в душе. Он стоит у нас в Киеве, на Борщаговке: пожилой, усталый солдат присел на бампер «виллиса» перекурить, отдохнуть после тяжелых и страшных фронтовых дорог, подумать о чем-то своем. Очень человечный памятник, таких у нас почти нет...
Впрочем, надо отдать должное Первому Национальному, который все-таки сподобился на некоторый нонконформизм, показав документальный сериал «Я был там не по своей воле» о судьбе украинца, попавшего на принудительные работы в Германию, пережившего нацистскую оккупацию, много повидавшего. Сериал приоткрыл некоторые страницы украинской истории, плохо стыкующиеся с официальной советской и нынешней просоветской историографией. В частности, когда советские начальники в 1941 г. спасались паническим бегством на восток, бросив вверенное их попечению население, украинское крестьянство спокойно вздохнуло, успев некоторое время хорошо поесть после обычных сталинских голодовок. Но вскоре новые, нацистские хозяева за них взялись, используя сохраненные большевистские колхозы как идеальное средство эксплуатации сельского населения. А канал «ТЕТ» продемонстрировал очень актуальный для современной Украины фильм «Далекий выстрел». Представьте себе сцену: украинец, служивший во время войны немецкой власти, допрашивает арестованного члена ОУН Андрея Блискавку. И говорит ему: «Ничего у вас с этой независимостью не выйдет». Любопытно, что так же думали украинцы, которые служили Сталину. И те, и другие одинаково не верили в идею, вдохновлявшую украинских националистов. Блискавку отправляют в арестантский подвал, где на него набрасывается пленный офицер Красной армии Олег Краснощок с обвинениями, типичными и для современной антибандеровской пропаганды. Когда конвоиры отвели арестантов на работу, то Краснощок пытается убить Блискавку, в драку ввязались полицейские, все закончилось стрельбой и бегством двух антагонистов, которые долго уходили от погони лесными тропами, ежесекундно опасаясь получить пулю от своего вынужденного спутника. Наконец, оторвавшись от преследования, два украинца разошлись в разные стороны. А титры рассказали об их дальнейшей судьбе: Олег Краснощок, бежавший из плена, был расстрелян отрядом СМЕРШ как дезертир, а Андрей Блискавка в 1956 г. погиб в бою с частями советской госбезопасности.
Вот такая символика украинской судьбы... Не хватит ли уже украинцам расходиться по разные стороны баррикад? Но как много тех, кто жаждет, чтобы украинцы ненавидели друг друга! Это подтвердила очередная передача Савика Шустера, где в роли главного модератора дискуссии предстал г-н Табачник, который давал понять, что Сталин был великим полководцем и даже благодетелем украинского народа, поскольку, в отличие от Гитлера, якобы не имел зловещих планов по отношению к украинцам. То есть, уничтожал их миллионами без всяких планов, экспромтом, чем, очевидно, по мнению г-на министра правительства Януковича, выгодно отличался от своего берлинского союзника 1939—1941 гг. А Голодомор-геноцид — это так, невинная шутка. Массовые репрессии 1920-х, 1930-х, 1940-х и 1950-х годов — это тоже не в счет, как и попытка депортации украинцев, проживавших под немецкой оккупацией (подавляющее большинство народа). Между прочим, после войны в беседе с писателем Феликсом Чуевым бывший нарком внутренних дел УССР Рясный рассказал, что он лично получил из Москвы приказ, подписанный высшими руководителями СССР, о депортации и даже до его отмены успел два эшелона заполнить жертвами выселения.
Табачник озвучивал дежурные обвинения по адресу УПА, а Шустер включал публику из разных городов Украины, но все это давало такой эффект, что народный депутат Филенко заявил: «Мы должны примирять людей, а мы вместо этого расцарапываем свои раны». Его коллега по парламенту Тарас Чорновил даже пытался покинуть студию. А мне подумалось, что пока Кремль будет осуществлять глубокое идеологическое проникновение и вмешательство в Украине, никакого примирения у нас не будет в принципе. Кремлю и его конфидентам на нашей территории примирившаяся Украина не нужна. Этому проникновению надо научиться противостоять. К сожалению, за пять лет своей каденции «великий патриот» В.А. Ющенко и пальцем не пошевелил, чтобы защитить в этом отношении Украину.
Когда на прямой связи со студией появился Севастополь, то из уст 88-летнего ветерана мы услышали, что «члены ОУН-УПА были политически неграмотны»... Ну где он мог почерпнуть данные об уровне политической грамотности украинских повстанцев? А за ним группа профессионалов с хорошо отработанными на всех антиукраинских митингах голосами скандировала: «Россия! Россия!». Почему они не скандировали: «Партия регионов! Партия Регионов!»? Черная неблагодарность! В Севастополе, конечно, есть и другие люди. Но их в упор не видят и не желают видеть.
На «Интере» же у Евгения Киселева по телемосту из Москвы появился собственной персоной «великий» Никита Михалков вразумлять «недалеких малороссов». Поток его пустопорожней риторики был остановлен г-н Андреем Ильенко из ВО «Свобода», который с завидной прямотой и достаточно аргументированно назвал «перлы» советской и постсоветской военной историографии «последним мифом империи». Поскольку у господина Михалкова с аргументами была полная «нищета философии», то он, не мудрствуя лукаво, обозвал г-на Ильенко «дураком». А чего с ними, «малороссами», церемониться? Такая вот истинно московская вежливость...
То ли еще будет на «малороссийском» направлении... От созерцания всех этих политических шоу возникает ощущение, что страну сознательно раскалывают, реализуя что-то вроде ПиСУАР-2. Нардеп Болдырев призвал к регионализму и федерализму в Украине. Видать, эту пакость нынешняя власть тоже готовит Украине, сталкивая людей лбами, натравливая, разжигая страсти. И немалую роль в этом играют московские телевизионные «варяги». Московский план «двух Украин», «двух народов в Украине» с новой властью начал реализовываться особенно активно. Не мог не вставить свои «пять копеек» и г-н Е. Киселев, «простодушно» вопросив: «Как в одной стране могут уживаться памятники Бандере и Сталину?». Как? А как в России уживается хищный олигархический капитализм с Лениным в мавзолее, стоя на котором, весьма небедные члены правительства принимают парад Победы? Как памятники Кирову, Буденному, Ворошилову и разным прочим Фрунзе уживаются с торжественным перезахоронением в Москве генерала Деникина? А как красное знамя российской армии уживается с имперско-белогвардейским государственным триколором, под которым, между прочим, воевала Русская освободительная армия генерала Власова? Как уживается город Петербург с Ленинградской областью, а город Екатеринбург — со Свердловской? Как уживаются чекисты с белогвардейцами? А ведь уживаются, и никто не говорит, что именно от этого Россия должна развалиться. Развалиться, по мнению известных московских структур, должна Украина. И там не просто так считают, но и активно воплощают свое мнение в жизнь. С помощью нынешней власти в Украине, которую язык не поворачивается называть украинской. И с помощью людей, которые упорно представляются нам в качестве «демократов» и «борцов за свободу слова»...
Выпуск газеты №:
№81, (2010)Section
Медиа