Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Андрей Сахаров и «День». Разговор о премии

Учредитель номинации Пётр Винс вручил орден «За мужество» главному редактору Ларисе Ившиной
02 ноября, 20:07
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Новость о присуждении газете «День» Премии имени академика Сахарова «Журналистика как поступок» стала приятным известием для всей редакции. Как говорят организаторы конкурса и члены жюри, награду «За журналистику как поступок» присуждают за деятельность, «отвечающую ценностям, которые отстаивал Андрей Сахаров». В составе жюри, определяющем лауреатов — Лилия Шевцова (которая и выдвинула «День» на премию), Светлана Алексиевич, Юлия Сунцова, Миясат Муслимова, Владимир Войнович, Валерий Борщев, Юрий Фельштинский, Виталий Челышев, Юрий Чернышов. Председателем жюри стал Гарри Каспаров. 16 лет подряд лучшие независимые СМИ определялись только на територрии России, а в этом году впервые — расширили свои рамки, охватив также Украину и Беларусь.

Основателем премии стал советский диссидент, участник правозащитной Хельсинкской группы, украинец по происхождению Петр Винс, высланный из СССР в 1979 году и лишенный советского гражданства, в годы перестройки — реабилитированный. И накануне пятничного выпуска он пришел в редакцию «Дня», чтобы лично поздравить главного редактора газеты Ларису Ившину. Этот год стал первым, когда организаторы разработали орден «За мужество» как награду лауреатам конкурса. Он сделан в Киеве по собственному дизайну Винса. И «День» получил орден №1, первым из всех победителей.

ПЕТР ВИНС ПОЛУЧИЛ В ПОДАРОК КНИЖНУЮ НОВИНКУ ЭТОЙ ОСЕНИ «КОРОНА, АБО СПАДЩИНА КОРОЛІВСТВА РУСЬКОГО» И «БАБУШКУ» БИБЛИОТЕКИ «ДНЯ» — «УКРАИНА INCOGNITA». «ДЕНЬ» — ЭТО УДОВОЛЬСТВИЕ ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО ГУРМАНА», — НЕСКОЛЬКО РАЗ ПОВТОРИЛ ОН / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

«Когда я вернулся в Украину 8 лет назад, то сразу начал читать газету «День». От нее я получаю настоящее душевное удовольствие, — рассказал Винс. — Как будто любовь с первого взгляда. В Украине большое количество интересных информационных программ и медиа, но часто создается впечатление, что это цирк и жонглирование мнениями и фактами. «День» — совсем другой уровень и направление. Просто читаешь и получаешь удовольствие от того, что обогащаешься внутренне. Много интересных статей, проектов, которые задействуют молодых людей. Задача нашей премии — подставить плечо и сказать «спасибо» всем, кто борется за нашу свободу».

Лариса Ившина назвала награждение фундаментальным прорывом. «День» всегда был трибуной свободной мысли и газетой для коммуникации на надгосударственном уровне», — сказала она. Стоит только вспомнить Геннадия Бурбулиса в редакции «Дня», многочисленные интервью с ведущими иностранными журналистами, книгу «Сестра моя, София...» и постоянное внимание к другим государствам в Библиотеке и на полосах газеты. «Как может быть иначе на родине Вернадского — автора концепции ноосферы на основе синтеза материй», — подчеркнула Лариса Алексеевна.

В тоже время мы хотели бы подчеркнуть нюансы этой премии. Список лауреатов включает 33 позиции, в том числе телеканал «Дождь», о фальши либеральности которого неоднократно писал «День» (читайте «Отключение «Дождя» и «Как грибы после «Дождя» на сайте day.kyiv.ua), «Эхо Москвы», которое не так давно делало опрос: «Кого вы боитесь больше: украинцев или чеченцев». Украинских лауреатов — всего четыре: кроме «Дня», это также «Радио Свобода», «Крым Реалии», «Украинская правда». И о последней мы не раз писали, что добиваться изобличения убийства основателя издания журналиста Георгия Гонгадзе должно было бы стать делом чести для них. Однако системным отслеживанием этой темы и наказания заказчиков на протяжении многих лет занимается только «День». Вопрос о столь разных лауреатах мы задали Петру Винсу.

«Основной критерий для определения номинантов и победителей — говорят ли журналисты правду в своих материалах. Даже если их мнения не совпадают с нашими. Готов ли автор за свои убеждения «взойти на костер». После награждения радиостанции «Эхо Москвы» на нас посыпались «камни», другие стали говорить, что Муратов (главный редактор «Новой газеты», которая также среди награжденных. — Ред.) попал под влияние. Но я отвечаю, что вручаю премию не Муратову или Венидиктову, а десяткам журналистов, которые работают в этом издании и пишут сумасшедшие по опасности для себя статьи. И многие из них заплатили жизнью или свободой за них. Непонимание также вызвало награждение редакции российского медиа «вДУДЬ». Это была рекомендация одного из очень уважаемых членов жюри. Да, странная, но мы ее рассмотрели и приняли решение, что они отвечают «философии» премии. Снимают очень резкие интересные интервью. Этот не тот стиль интервью, которые нравится нам, но их аудитория — молодежь, и их видео собирают миллионы просмотров именно среди них. Мы понимаем, что происходит сдвиг, и хотим, чтобы премия шла «в ногу» со временем. Когда мы основали премию в 2001 году, интернет был в «зачаточном» состоянии, Youtube появился через 8 лет, понятие видеоблогеров отсутствовало, но сейчас это реальность наших СМИ. Поэтому среди лауреатов — такие разные издания». Также Петр Винс рассказал, что в ближайших планах у него — создать премию «восходящей звезды» для молодых журналистов, а также — специальную систему грантов для развития редакций. «Для этого нам важно найти достойных жюри в Украине, Беларуси и других странах, где будет действовать премия», — сообщил он.

«ЖУРНАЛИСТИКА — В АВАНГАРДЕ БОРЬБЫ ЗА СВОБОДУ»

«Первая причина решения о создании премии — это мое убеждение, что журналистика всегда находится в авангарде борьбы за нашу свободу в любом обществе, — рассказал «Дню» Петр Винс. — Будь оно тоталитарным, олигархическим, демократическим. Пресса всегда первая, кто идет на баррикады и рискует своими жизнями. Если сложить списки погибших журналистов на территории разных стран бывшего постсоветского пространства, — это страшные цифры. Более тысячи человек, которые были зверски убиты. Я всегда с большим уважением буду относиться к тем, кто идет вперед и на прорыв. Вторая причина — личная — это сказать «спасибо» Андрею Дмитриевичу Сахарову. Он в свое время сделал многое не только для меня и моей семьи, но помог тысячам и тысячам людей. Я непосредственно участвовал в этом процессе и видел конкретную помощь. Например, возил деньги от Сахарова и его фонда украинским диссидентам, передавал семье Светличных, которые потом распределяли дальше, Раисе Руденко — жене основателя Украинской Хельсинской группы. Я и мои молодые друзья везли в Киев письма из лагерей, а назад — самиздат, материальную помощь. Андрей Сахаров помогал всем — от украинских диссидентов до крайних русских националистов, хотя с последними его взгляды абсолютно не совпадали. Он считал своим долгом помочь тем, кто был в опасности и нужде. Когда я учился в американском университете, то на выходных часто ездил в Чикаго и всегда мог остановиться у Сахарова и его жены Елены Боннэр. Он всегда соглашался помочь деньгами, чтоб наша семья могла слетать в Якутск, где папа сидел в лагере строгого режима... Именно отец, который был священником в протестантской церкви, сказал мне: «Спеши делать добро». Он сам всю жизнь работал инженером, приступая к обязанностям службы Божьей только вечером, ничего за это не получая, по зову сердца. И это для меня большой образец, не каждый так может. Забери у многих сейчас гранты, будут ли они продолжать свою деятельность и поступки? Это большой вопрос и индикатор.

«КОМУ-ТО В РОССИИ БЫЛА НУЖНА ПОЛУЖИВАЯ ПРЕМИЯ...»

Долгое время жюри конкурса возглавлял президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, а в этом году его сменил руководитель Фонда защиты прав человека Гарри Каспаров.

«В прошлом году вокруг премии «прогремел» скандал — я разогнал весь состав жюри и поменял председателя, — рассказал Винс. — Знаете почему? Я просто задал провокационный вопрос о Крыме. И они меня забросали грязью. Мы спорили о том, принимать ли как номинантов журналистов из Крыма, а еще в 2016 году премия распространялась только на территории России. И я у них спрашиваю: так чей Крым? Три раза задал этот вопрос председателю жюри Алексею Симонову, а он молчит. После этого я принял кардинальные меры. И они пошли на пользу. Последние несколько лет количество авторов, которые участвовали в конкурсе, падало каждый год. Сначала это было двести-триста авторов, потом упало до 50, 40, 31 автор. А главное — тематика «вертелась» вокруг проблем ЖКХ, инвалидов, недоброкачественных лекарств. Важные темы, но не те, которые были на уровне премии и достойны имени Сахарова. Я находился не в России, и жюри меня убеждало: «Независимая журналистика умерла, присылают только такие работы». Теперь я понимаю, что кому-то в России нужна была именно такая полуживая, тлеющая премия, которая лишь формально продолжает свое существование. Расчистив «авгиевы конюшни», пришли новые замечательные люди. Теперь это такие авторитеты, как Каспаров, Войнович, Алексиевич и много других».

КОММЕНТАРИИ

«НАГРАЖДЕНИЕ «Дня» — ПРИЗНАНИЕ РОЛИ ИЗДАНИЯ В БОРЬБЕ ПРОТИВ РОССИЙСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА»

Сергей ГРАБОВСКИЙ, публицист, политолог, лауреат Премии имени Джеймса Мейса:

— В русской художественной культуре, политике и публицистике, наряду с господствующей великодержавно-шовинистической, существовала и существует линия демократическая и антиимперская. Она воплощена прежде всего именами Александра Герцена и Андрея Сахарова. И награждение «Дня» среди прочих СМИ Премией имени Сахарова «За журналистику как поступок» — это признание роли издания в борьбе против российского империализма и за демократию не только на собственно украинской территории, но и там, где Кремль и Лубянка считают себя полными хозяевами, то есть в борьбе за сердца и умы российских граждан.

Бросается в глаза: все отмеченные украинские масс-медиа не являются сугубо русскоязычными — скажем, «День» выходит из печати на украинском, имеет украиноязычный и русскоязычный сайты и англоязычный двухнедельник The Day, а проект «Крым. Реалии» идет к аудитории в крымскотатарской, украиноязычной и русскоязычной версиях. Но языковое измерение не создает барьеры в восприятии антиимперских идей и достоверной информации для демократической российской общественности.

«ЗНАК ПОДДЕРЖКИ В РЕГИОНЕ, К КОТОРОМУ ПРИКОВАНО ВНИМАНИЕ МИРОВОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ»

Борис СОКОЛОВ, историк, публицист, автор «Дня»:

— То, что газета «День» удостоена Премии имени Андрея Сахарова в номинации «За журналистику как поступок» можно только приветствовать. «День» сегодня — одно из немногих оставшихся независимых изданий на всем постсоветском пространстве (за исключением государств Балтии). Редакция газеты всегда отстаивала права личности в случае, если они были нарушены действиями государства, и эта ее деятельность вполне соответствует тем принципам, которыми руководствуются учредители Премии Сахарова.

«День» также предоставляет трибуну тем журналистам и общественным деятелям, которые практически лишены возможность публиковать свои мнения, критичные по отношению к существующим властям в своих странах, где свобода слова или отсутствует, или очень ограничена. И за это надо быть благодарным газете. Главное же, «День» неуклонно следует принципам подлинно независимой журналистики, не ориентируясь ни на одну из существующих в Украине партий и финансовых групп. Так что Премия Сахарова газетой давно заслужена, и ее вручение является знаком поддержки независимой журналистики в том регионе мира, к которому приковано внимание мировой общественности в связи с продолжающейся войной на Донбассе и российской аннексией Крыма.

«ПРЕМИЯ САХАРОВА В 2017-м ПЕРЕРОСЛА РОССИЮ»

Игорь ЯКОВЕНКО, журналист, экс-секретарь Союза журналистов России, автор «Дня»:

— В 2017 году новое дыхание получила Премия имени Сахарова «За журналистику как поступок». Значительно усилился по сравнению с предыдущими годами состав жюри. Председателем стал Гарри Каспаров, человек, известный во всех уголках планеты, тот, кого называют одним из трех современных российских гениев, кого панически боится Кремль, поскольку ничего не может противопоставить его логике и аналитике. Присутствие в составе жюри Светланы Алексиевич, Владимира Войновича, Лилии Шевцовой и других авторитетов повысило престиж этой премии настолько, что ей стало тесно в границах России.

Поэтому логичным стало решение о присуждении Премии Сахарова редакции украинской газеты «День», поскольку многолетняя работа этого коллектива — это и есть один большой Поступок. Поступком всегда становится то, что происходит вопреки, наперекор тому, что кажется естественным обывателю. В условиях войны, которую вот уже четвертый год ведет Украина, защищаясь от российской агрессии, «естественными», с точки зрения обывателя, являются либо предательство, либо оголтелый «ура-патриотизм», совмещенный всегда с оголтелой же ненавистью и пропагандой. Война вообще очень плохо совмещается со свободой слова и объективной журналистикой. И то, что «День» в условиях войны смог остаться пространством свободной мысли и качественной журналистики, это действительно настоящий Поступок.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать