Апология безутешности

Искусство бывает не менее жестоким, чем жизнь, которую мы пытаемся запечатлеть с его помощью. Именно это свойство искусства — сохранять образы нашей памяти — представляется наиболее безжалостным.
Однако документальное кино в этом смысле — жанр все же наиболее щадящий и адекватный пафосу скорби: реальность столь же беззащитна и восприимчива к воле художника-документалиста. Это взаимное болезненное искажение оказывается началом, преобразующим и нашу память, и реальность, в которой она существует.
Документальная лента «Утешение, или танец моржа, представленная недавно «Интерньюз Украина», — режиссерский дебют известного оператора-документалиста Владимира Пики. Это сентиментальное путешествие по суровой натуре Чукотки, месту гибели младшего брата Владимира — этнографа Александра Пики. Мучительный реквием, погруженный в течение обыденной — скудной и убогой — местной жизни, в которой даже трагедия, ставшая причиной гибели девяти человек — лишь проявление злобной, но привычной реальности. Личная человеческая скорбь концентрирует приметы чужой жизни, воспринимается через них и их же размывает, растворяет неизбывной тоской и недоумением в попытке обрести утешение и в неспособности преодолеть безутешность. Еще раз доказывая, что искусство бывает слишком безжалостным к живым образам человеческой памяти.