«Барьер» для ток-шоу
Особенности украинской адаптации американских форматовСовременное украинское телевидение предлагает телезрителю ряд форматов телепередач, тем или иным образом копирующих западные модели. Это такая себе эксплуатация уже разработанных и испытанных жанров. На экране постоянно появляются новые и новые телешоу, викторины, игры, телемагазины и другие форматы, которые, несмотря на свое однообразие, как правило занимают ведущие позиции в рейтингах. Ток- шоу — дитя американского эфирного пространства, уже стало почти родным и для наших телеканалов. Ну какой богатый рейтинговый канал сегодня обходится без производства собственных ток-шоу? Это объясняется очень просто. Жанр ток- шоу — лидер по своей природе, это программа, которая должна бить рекорды, и она делает это, ее повальная высокая рейтинговость с самого начала заложена в законах жанра. Так же как и недолговечность. Как только ток-шоу начинает терять позиции, сразу же возникает вопрос о замене его новой программой, новой идеей и новым ярким телеведущим. Это всемирная закономерность.
Если канал не может позволить себе производить собственные ток-шоу, то он обязательно транслирует чужие. Примеров множество. Наиболее распространенные на отечественном телепространстве русские ток-шоу («Принцип домино», «Окна» и др.), а также достаточно популярно среди украинских зрителей и американское «Шоу Опры» — так сказывать, классика жанра. Секрет популярности, как и основная суть жанра ток- шоу, кроется в феерическом слове «шоу». Шоу само по себе всегда вызывало и будет вызывать заинтересованность зрителя. Поэтому этот жанр объединяет в себе как журналистские, так и сценические приемы, интервью, дискуссии и игры. Какую бы форму реализации этого формата не выбрали авторы программы, зритель с болью будет переживать сентиментальныe истории из жизни героев, возмущаться из-за несправедливости судьбы или удивляться каким- то жизненным коллизиям. Ничего что часто все драматические сцены и рассказы оказываются ничем иным, как игрой актеров и фантастическими историями, придуманными редакторами программы. Психологи утверждают, что в популярности ток- шоу кроется своеобразная человеческая потребность участвовать в жизни социума, определенных его проблемах. Такие программы, поднимая острую тему, предоставляют зрителю право выбора одной из точек зрения. Они позволяют осуждать или оправдывать, не соглашаться, возражать, симпатизировать, даже ненавидеть. Одним словом, проявлять свои эмоции, т.е. реализоваться — этого-то большинству любителей этого жанра и не хватает. В то же время специалисты утверждают, что такой формат может стать даже инструментом манипулятивного влияния на аудиторию.
Жанр ток-шоу возник на американском телевидении. В 60-е годы ХХ века его творцом стал журналист Фил Донахью. В ходе интервью с гостем своей студии ведущий, у которого больше не было вопросов, подбежал к одному из зрителей студии: «У вас есть вопрос к нашему гостю?» Гость не растерялся, добыв таким образом для Фила Донахью славу изобретателя ток-шоу. Это было в 60-х. А уже в конце 80-х гг. жанр был настолько популярен, что практически на всех телеканалах США — от больших, общенационального значения, до мелких провинциальных — появились свои ток-шоу, где все меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросaм и все больше скандалам, слухам и подобным «залогам рейтинговости». По этому пути американское телевидение идет и до сих пор.
Что касается Украины, то телевидение уже независимой европейской страны идет в слепую, экспериментируя с новыми формами и жанрами, испытывая их. Для этих экспериментов телеканалы, естественно, выбирают самые успешные и рейтинговые примеры западной телеиндустрии. Именно так в Украине появляются ток-шоу. Их популярность, принципы проведения, основные вехи мало отличаются от модели американской, обычно эта модель просто копируется без учета ментальных и национальных особенностей. Но стоит отметить, что часто ток-шоу становятся индикаторами острых общественных проблем. Обнажая их, громко заявляя о них, эти программы, благодаря своей публичности и возможности вызывать резонанс, иногда становятся арбитрами в решении конфликтных ситуаций или своеобразной силой, которая призвана восстановить справедливость.
Центры, вокруг которых создается ток-шоу — это, конечно, герои. Но не менее важными являются также фигуры ведущего и гостей студии. Ведущий ток- шоу выполняет не только модерирующую функцию, он не пассивный наблюдатель, главной задачей которого является всего- навсего направлениe разговора в нужное русло. Он — яркая личность (именно поэтому на роль ведущих часто приглашаются звезды), обычно являющаяся лицом проекта, так сказать, его козырем, она может представлять определенную точку зрения на проблему, которая обсуждается, стать на чью-то сторону или вступить в дискуссию. Ведущий Анатолий Борсюк отмечает по этому поводу: «Ведущему вряд ли стоит демонстрировать собственную точку зрения, а быть яркой личностью — это уже профессиональное условие. Ведущий — он должен вести, вести драматургию, вести гостей. Если говорить о копировании нашим телевидением американской модели ток-шоу, то на самом деле сделать это очень сложно. В США этот формат значительно более развит по сравнению с ситуацией на нашем телевидении. Лично я бы с удовольствием скопировал бы Лари Кинга. Стоит воспользоваться западным опытом и взять оттуда лучшее. У нас в стране сейчас сильно не хватает личностей среди телеведущих. Надеюсь, это связано с переходным периодом и незначительным опытом. Продолжать совершенствовать жанр ток- шоу, работать в этом направлении стоит».
Не менее важны (в плане максимального привлечения телезрителя в дебри ток-шоу) и гости студии — пассивные наблюдатели. Люди, приглашенные на запись, обязательно проходят кастинг, результатом которого становится оптимальное их размещение в зале, съемка сосредоточенных, сопереживающих лиц, что создает иллюзию невероятной заинтересованности. В русской телекомпании НТВ еще с 1999 года существует специальный отдел, который работает с публикой. Он был организован, когда на канале появилось первое ток-шоу. В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа. Именно они приглашают зрителей в студию.
Ток-шоу на украинском телевидении существуют не только в «чистом виде». Элементы этого жанра в качестве инструмента для заинтересованности и привлечения аудитории часто «добавляют» и в информационные и информационно-аналитические программы. Отдельно следует рассматривать политические ток-шоу, большинство из которых часто превращает студии в рекламные площадки, особенно накануне выборов.
Несмотря на однообразие большинства ток-шоу с точки зрения как формы, так и содержания, специалисты в сфере медиа приписывают именно этому, казалось бы, несерьезному жанру вклад в развитие очень серьезного дела — демократии. Действительно, прямые эфиры, открытые обсуждения острых общественных проблем и противоречий, возможность высказать собственное мнение, пусть часто и по примитивным вопросам, вызывает восторг у зрителей. Но даже для свободных высказываний должны быть «фильтры», не цензурные ограничения, а «антипримитивистские барьеры» у самих телезрителей — чтобы качество не перешло в количество, а свобода мыслей и чувств — в «Окна».
Выпуск газеты №:
№215, (2006)Section
Медиа