Без «холодного носа»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021122/4215-17-1_0.jpg)
В одном из последних выпусков «Спецрепортера» — «Ювелирные люди» — телегруппа отправилась в путь вместе с гастролирующим цирком маленьких людей. Показательно, что во время этого аналитического репортажа ни разу не прозвучало обидное слово по отношению к артистам, которое, казалось бы, должно проситься на язык. И это не от желания умолчать, а от желания помочь, понять и принять. Оказалось, что без этого слова можно обойтись. Эта позиция присутствовала и в тексте, и в подтексте, и в изображении: камера работала «на уровне» глаз героев. Наверное, разговор на равных и является задачей «социальной» журналистики. О работе над проектом «Ювелирные люди» — в интервью «Дню» автора выпуска журналистки Нового канала Светланы УСЕНКО.
— Светлана, вы работаете в том направлении журналистики, которое кроме слез и «взорванных» нервов, кажется, ничего не приносит. В чем ваш интерес к «социальной» журналистике?
— Так называемая «социальная» журналистика — это прежде всего люди, их судьбы, их характеры. Существуют моменты, когда я особо благодарна своей работе. Далеко не каждая профессия позволяет так много и так часто знакомиться с новыми людьми. Некоторыми не устаешь восхищаться всю жизнь. Большинство из них — обычные, неприметные для многих люди. И настоящее удовлетворение от работы получаешь тогда, когда об этом замечательном человеке узнают остальные. Мне кажется, что таким образом телевидение способно научить людей поближе присматриваться друг к другу.
— Ювелирные люди и вчерашние заключенные — герои ваших исследований в формате «Спецрепортера» (перед «Ювелирными людьми» Светлана сделала выпуск об адаптации в обществе людей, вышедших из заключения. — Ред. ). Что в нашем обществе должно измениться, чтобы каждый человек чувствовал в нем себя полноценным? Какова роль в этом журналистики, в частности, вашей работы?
— Мне всегда было интересно увидеть и узнать то, что, как правило, закрыто от посторонних глаз и ушей. «Зона» — это совершенно другой мир, рассказывать о котором разрешили только совсем недавно. Да и то, каждый шаг и каждое слово контролировалось людьми в форме. «Ювелирные люди» — это попытка понять и поставить себя на место маленького человека. Ведь, по большому счету, их жизнь для общества тоже загадка, хотя нас не разделяет колючая проволока, как в предыдущем случае.
Наверное, главное — уметь находить достоинства в человеке и не стесняться говорить ему о них. Часто, встречая не такого, как все, мы стараемся отвести взгляд, сделать вид, что не заметили, пройти мимо. А ведь иногда нужно совсем мало: переводя слепую женщину через дорогу, обратить внимание на ее красивые руки, придя в театр глухонемых, восхититься умением этих людей выражать свои чувства без слов, или просто увидеть в душе маленького человека чистоту, часто отсутствующую в мире больших людей. Роль журналистики в этом процессе, я думаю, не очень велика. Каждый должен уяснить эти простые истины сам.
— Над «Ювелирными людьми» работала команда, судя по всему, сплоченная, нацеленная на результат. Это была и возможность почувствовать на себе прелести жизни гастролера. Что стало вашим личным выводом после этой экспедиции?
— Судьба сделала мне большой подарок, познакомив с ними. У меня появились новые замечательные друзья. И это не только мое личное приобретение. Вся наша немногочисленная команда — и оператор, и водитель — просто влюбились в них. А главный вывод: удивительное умение этих людей, несмотря на свой небольшой рост, наслаждаться жизнью, их огромное чувство юмора и желание просто жить, не требуя от судьбы многого. Ведь именно этого так не хватает тем, кто, казалось бы, имеет в жизни все.
— На украинском телевидении Ольга Герасимьюк — пример такого рода журналистики, когда автор находит своих героев, спасает их, а потом еще отбивается за них в судах. Что вы для себя почерпнули из ее работы?
— В работе Ольги Герасимьюк прежде всего ценю глубину понимания проблемы и профессионализм, с которым о ней рассказано. Особое восхищение вызывает ее умение быть на короткой ноге со словом: насколько красноречивыми и в то же время понятными оказываются ее тексты. И главное, как мне кажется, качество ее работы: ни один свой материал Ольга не делает с «холодным носом». Каждый из них выстрадан и рожден душевными переживаниями о своих героях. А это — незаменимое умение в «человечной» журналистике.
— А почему вы занялись журналистикой?
— Родилась в городе Кривой Рог. В 1996 году закончила Киевский университет, факультет журналистики. «Новый» — это давняя мечта поработать с Сашей Ткаченко, который является для меня авторитетом и как человек, и как журналист. А почему журналистика? Просто не хотелось, чтобы работа была от звонка до звонка, в окружении одних и тех же людей и на одном месте. Журналистика — это прекрасная профессия, которая каждый день жизни наполняет новыми знакомствами, знаниями и переживаниями.
Выпуск газеты №:
№215, (2002)Section
Медиа