Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Билл СИМЕРИНГ: «Слухи и сенсации снижают доверие к СМИ»

05 апреля, 00:00
Билл СИМЕРИНГ — известный человек в Соединенных Штатах. Он один из первых менеджеров общественного радио этой страны. И даже при всем нынешнем скептическом отношении к консультантам из-за рубежа (особенно западного) его опыт и профессиональные знания вызывают уважение. Недаром именно его пригласили проконсультировать проекты общественного радио в Украине. На вопрос «Дня», как он оценивает резолюцию Конгресса США, господин Симеринг, прибывший в Украину только на несколько дней, искренне признался, что дома он о ней ничего не слышал. Однако охотно вступил в дискуссию по вопросам информирования населения — и, надо отметить, делал это с уважением к нашей стране. На вопрос же о том, есть ли сегодня в Украине условия для создания общественного вещания и какими они были в США, когда там появилось общественное радио, Билл СИМЕРИНГ дипломатично начал отвечать на вторую часть вопроса:

— Если мы обратимся к истории общественного вещания в Америке, то увидим, что первая радиостанция подобного типа была университетской и ее существование носило просветительский характер. Она возникла на среднем Западе. Делать просветительские программы на коммерческом радио и телевидении было дорогостоящим делом, но необходимым для общества. Поэтому в 1967 году возникла Корпорация для общественного вещания Америки (Corporation for Public Broadcasting), целью которой было создание программ некоммерческого направления. Члены правления этой организации назначались президентом США, а бюджет утверждался Конгрессом. Корпорация предоставляет гранты мелким радиостанциям для создания некоммерческих программ, и эти средства составляют около 30% бюджета телерадиостанций. Эти мелкие телерадиостанции (сегодня их около 400) поддерживают отдельные телерадиосети — например, Национальное общественное радио или Систему общественного телевидения. Эти сети создаются снизу вверх и являются антиподом Би-Би-Си, созданному по принципу «сверху вниз». Члены совета директоров или правления подобных сетей одновременно являются руководителями тех мелких телерадиостанций, которые получают финансирование. Сети не являются эфирными компаниями — они ничего не транслируют: они создают программы. Тогда как у Би-Би-Си имеются средства для транслирования. Все эти маленькие станции являются собственностью или местных общин, или неприбыльных негосударственных организаций. Большинство своих средств они получают в виде добровольных поступлений от своих слушателей.

Я не говорю, что эта система должна обязательно заработать в Украине. Главная идея общественного радио заключается в том, что общественное вещание должно одновременно выполнять свою миссию и в то же время зависеть от аудитории. В странах новой демократии часто коммерческие ТРК не удовлетворяют все культурные, общественно-политические запросы аудитории. Часто они наподобие МТV транслируют поп-музыку и не имеют информационного компонента. И потому существует потребность в неких других формах существования радио и ТВ. Что интересно в украинском опыте — это то, что вы изучаете новые пути создания общественных СМИ. Один из них довольно трудный — трансформация государственного телерадиовещания в общественное. Пока оно будет преобразовываться в настоящие независимые общественные радио и ТВ, должны существовать какие-то альтернативные источники информации.

Для того, чтобы оценивать потребность людей в общественном телерадиовещании, нужно предоставить возможность людям узнать, что это такое. Так, при создании маленькой радиостанции в монгольском городке на границе с Сибирью были проведены исследования среди потенциальных слушателей, чего они ожидают. Оказалось, что самая большая заинтересованность — в музыке. Но руководство понимало, что существует потребность в большом количестве информационных программ — и именно на этом сосредоточило свою работу. И когда через три-четыре месяца провели еще одно исследование, то оказалось, что наиболее ценными для аудитории стали уже информационные программы. Таким образом радио «создало» свою аудиторию.

Существует два пути предоставления информации: то, что люди должны знать, — и то, что они хотят знать.

— Какому из них отдает предпочтение общественное вещание?

— Задача каждого журналиста заключается в том, чтобы подать ту информацию, во-первых, которую хотят услышать, во-вторых, которая нужна, и, в-третьих, подать ее так, как хотят.

Мы сейчас говорим о принципах. И принципы заключаются в том, что СМИ должны быть свободны от влияния со стороны государства или политических партий и в то же время ответственными. Чтобы журналист мог выполнять свою работу профессионально, обслуживая интересы общественности, а не для создания коммерческой прибыли. Многие американцы не согласятся со мной. Но свободная пресса должна быть по-настоящему свободной. Во многих странах пресса свободная, но безответственная. Публикация слухов или сенсационных сообщений — это не обслуживание интересов общественности. Подобная журналистика подрывает основы демократии, потому что снижает доверие к СМИ.

— Как вы оцениваете перспективы и потенциал проекта общественного радио, который будет выходить на волнах коммерческого «Радио- Люкс»?

— Пока что это только проект. Требуется, чтобы он вырос из тех трудностей, которые будут возникать при превращении государственных СМИ в общественные. Если бы этот процесс в Украине состоялся, то, возможно, и не нужно было бы искать и этого нового пути создания.

— Какова сегодня аудитория общественного радио в Штатах?

— Я не могу сейчас дать точную цифру. Знаю, что в прошлом году она выросла на 19-22%. Но влияние такого радио намного важнее, чем количество его аудитории. Например, восемь из десяти редакторов американских газет используют общественное радио для оценки ситуации и в качестве источника информации.

— Возможно ли, по-вашему, существование полноценной медиа- среды без общественных СМИ?

— Да, это возможно. Во многих странах нет общественных ТВ и радио, но я считаю, что граждане получают лучшее информационное обслуживание при наличии и общественных, и частных СМИ. Это дает больший спектр любой информации.

— Какова роль общественного радио во время выборов?

— Они могут предоставлять эфирное время всем оппонентам. Проблема коммерческих СМИ — они заинтересованы в продаже информпродукта, а не в его качестве. Они ориентируются на то, чтобы создать более яркие рекламные ролики того или иного кандидата, а не сопоставлять различную информацию о нем. Это постоянно происходит в Соединенных Штатах. В Штатах очень распространена практика проведения так называемых «негативных» рекламных кампаний, когда говорят что-то плохое об одном кандидате, не упоминая другого. На проведение подобных информационных кампаний кандидатов расходуется много средств больших корпораций и финансовых групп. Эти кампании не информируют общественность должным образом. И это тревожит многих американских журналистов.

— У нас многие считают, что в Украине нет спроса на подобного рода СМИ. Есть ли, по-вашему, условия для их появления у нас — как финансовые, так и общественно-политические?

— В некоторых случаях государственное телерадиовещание выполняет обязанности общественного. Особенно это касается научных, просветительских, культурных программ. Должны быть какие-то финансовые предпосылки для существования подобного вещания, а также признание со стороны правительства независимого характера подобного вещания. Возможно, есть мнение, что нет спроса на существование общественного ТВ и радио. Но в то же время аудитория должна иметь какой-то альтернативный источник информации. Поддерживает ли это мнение общественность? Однако я не уверен, что система добровольного пожертвования здесь сработает. Я считаю, что на этом этапе развития вы сами должны изучить все возможности финансирования и выяснить, что больше всего подходит Украине.

СПРАВКА «Дня»

Билл СИМЕРИНГ. Имеет 30- летний опыт программного развития и менеджмента радиостанций в США и развивающихся странах. Со дня основания был членом совета директоров Национального общественного радио Америки (NPR). Был первым его программным директором. С 1993 года сотрудничает с Институтом открытого общества в масс-медиа развивающихся стран. Работал в Южной Африке, Монголии, Мозамбике, Сьерра-Леоне, Болгарии, Македонии и многих других странах. Обладатель многих почетных профессиональных наград.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать