Бото-апокалипсис
и политические технологииНи одна избирательная кампания в настоящее время не может обходиться без оцифровывания данных о своем электорате и автоматизации работы с ключевыми аудиториями. На практике это все чаще означает системные манипуляции и нашествие ботов.
Фейсбук пытается бороться с манипуляционными политическими технологиями. Но удастся ли таким образом остановить промывание мозгов электората?
***
8 июля Фейсбук удалил четыре сети аккаунтов за нарушение политики относительно иностранного вмешательства и Скоординированного искусственного (неаутентичного) поведения (Coordinated Inauthentic Behavior, CIB). Как отмечено в официальном сообщении компании, идет речь о сетях из Канады и Эквадора, Бразилии, США и Украины.
Основанием для санкций, отмечает Натаниэль Глейхер, руководитель политики безопасности Фейсбук, стала именно недопустимая активность участников сетей, а не содержание постов, то есть о цензуре не идет речь. «Когда мы исследуем и удаляем эти операции, мы сосредоточиваемся на поведении, а не на содержимом, независимо от того, кто стоит за ними, что они публикуют, являются ли они иностранными или внутренними», — отметил представитель ФБ.
Главными претензиями со стороны Фейсбук стали координация действий разных аккаунтов, использование для скоординированных действий фейковых аккаунтов и проведение целенаправленных и управляемых манипуляционных кампаний.
***
Из-за недопустимой активности, сосредоточенной на аудитории Сальвадора, Аргентины, Уругвая, Венесуэлы, Эквадора и Чили, было удалено 41 аккаунт Фейсбук, 77 страниц и 56 аккаунтов Instagram. Координировалась эта деятельность из Эквадора и Канады — политиками, политическими консультантами и канадской пиар-компанией Estraterra.
Аудитория созданной сети составляла приблизительно 350 000 пользователей. Бюджет, потраченный на рекламу в Фейсбук, составлял почти 1,38 миллиона долларов США.
***
35 учетных записей Facebook, 14 страниц, 1 группа и 38 аккаунтов Instagram были удалены за Скоординированное искусственное поведение в Бразилии. Эта сеть была сосредоточена на отечественной аудитории.
В данном случае шла речь о создании вымышленных персон, которые выступали в роли «журналистов», а содержание страниц маскировалось под выпуск новостей. Публиковалась информация о местных событиях — критиковали политических оппонентов, медиа, а в последнее время писали и о пандемии коронавируса. Часть контента была удалена за нарушение правил Фейсбука, в частности, из-за использования языка ненависти.
Разоблаченная сеть была связана с одной из бразильских партий.
Общая аудитория проекта составила 1 млн 800 тыс. пользователей, бюджет, потраченный на рекламу в Фейсбук, — всего 1500 долларов.
***
«Неестественная» активность была обнаружена и в американском сегменте Фейсбук. ФБ удалил 54 аккаунта в Фейсбук, 50 страниц и 4 аккаунта Instagram из США. Деятельность, которую в ФБ оценили как скоординированную и искусственную, была сосредоточена на американской аудитории, с фокусом на Флориде.
Фейсбук нашел связи этой сети с прежним советником Дональда Трампа Роджером Стоуном. Последний, как известно, был одним из фигурантов расследования американского спецпрокурора Роберта Мюллера, который обнаружил попытки российской власти вмешаться в президентские выборы в США 2016 года, но не смог доказать заговор предвыборного штаба Трампа с РФ.
«Флоридской» сети удалось привлечь около 300 тыс. пользователей, и столько же — свыше $300 тыс. — было потрачено на рекламу.
***
В Украине, из-за недопустимой деятельности (CIB) в Фейсбук было удалено 72 фейсбук-аккаунта, 35 страниц и 13 аккаунтов в Instagram.
Эта сеть работала с фокусом на отечественную аудиторию. Люди, которые стояли за этой деятельностью, использовали поддельные аккаунты для создания вымышленных персонажей, публикаций в группах и на страницах, комментирование. Некоторые учетные записи этой сети были изъяты за разжигание вражды. А некоторые из «сетевых» аккаунтов впоследствии изменили имена.
Разоблаченная Фейсбук сеть была особенно активной во время президентских и парламентских выборов 2019 года. В рамках этой деятельности на ФБ и в Instagram размещались политические мэмы, сатирические заметки и другое содержимое, в частности о Крыме, НАТО, экономике и политике, посты за или против разных кандидатов, в частности Владимира Зеленского, Юлии Тимошенко и Петра Порошенко.
Аудитория, которую удалось собрать таким образом, составила около 770 тысяч.
Расследование Фейсбук обнаружило, что за этой сетью стояло рекламное агентство Postmen Digital Agency из Киева.
Как сообщает «Украинская правда», Digital-агентство Postmen во время выборов президента в 2019 году работало на Петра Порошенко. Во время парламентских выборов его основатель и руководитель — Ярослав Ведмидь — возглавил диджитал-направление в партии Святослава Вакарчука «Голос». Среди удаленных Фейсбук учетных записей оказалась также личная страница Ярослава.
Согласно отчетам Гражданской сети ОПОРА, из избирательного фонда Петра Порошенко агентству Postman были перечислены три платежа общей суммой 4 141 818 гривен. Партия «Голос» — стала лидером по расходам на рекламу в социальной сети Facebook — потратила на это направление 7,7 млн гривен.
По данным Фейсбук, рекламный бюджет сети, которая координировалась агентством Postmen, — около 1,93 миллиона долларов США.
***
Какие выводы можно сделать из разоблачения и блокирования Фейсбук сетей с «скоординированным искусственным поведением»?
Первый блок — технологический. Здесь выводы могут быть такие:
1. Эра расцвета ботоферм уже миновала. Фейсбук декларирует последующую борьбу с Coordinated Inauthentic Behavior, и разоблачений, подобных тому, что было сделано 8 июля, нужно ожидать и в дальнейшем. В таких условиях расходование денег на развитие сетей, которые могут «прихлопнуть» одним кликом в офисе ФБ, выглядит нецелесообразным и неоправданным.
2. Выходом могут быть ботофермы-однодневки — создали фейковые аккаунты, быстренько запостили-лайкнули-прокомментировали, и удалились.
3. Ну, и никто не мешает делать все то же самое, но с привлечением реальных людей. Такие «фермы» будут не такими численными, содержать их будет дороже — но может кому-то и пригодится.
***
Второй блок выводов касается общих подходов к организации коммуникаций во время избирательной кампании — что на сегодня является приемлемым и где предел разрешенного.
Как объявил руководитель политики безопасности Фейсбук, компания будет продолжать «находить, удалять и разоблачать» «согласованные манипуляционные кампании», но, как он отметил, «эти угрозы распространяются за пределы нашей платформы, и ни одна организация не может решить их в одиночку». Нужно вести более широкую дискуссию о том, что является приемлемой политической пропагандистской деятельностью, и об употреблении мероприятий для сдерживания людей от выхода за рамки, отмечает Натаниэль Глейхер.
Другими словами — если Coordinated Inauthentic Behavior является приемлемой методологией ведения избирательной кампании в принципе, то ее появление в социальных сетях является полностью закономерным и даже оправданным с точки зрения политтехнологий. Именно так и есть в Украине.
Даже если убрать все боты и все фейковые страницы из всех социальных сетей, вместо фейковых аккаунтов во время выборов нас будут агитировать фейковые «журналисты», которые под псевдонимами будут печатать «джинсу» в медиа; замаскированные под СМИ сайты-сливные бачки будут выливать кучу помоев на оппонентов своего заказчика; запускать фейки «гулять» по пространствам социальных сетей будут известные «живые» блогеры.
Может, Фейсбук и удастся «почистить» свою сеть от ботов и уменьшить количество манипуляционных политических кампаний именно на ФБ. Но не больше — на работу отечественных политтехнологов и на содержание избирательных коммуникаций «санкционная» политика Фейсбук принципиально не повлияет.
Выпуск газеты №:
№132-133, (2020)Section
Медиа