Целительное ретро
И то, что за последние два года практически каждый российский телеканал обзавелся как минимум парой циклов ретроспективных программ, говорит об осознанной необходимости придать отношениям с прошлым цивилизованный характер.
«История одного события» и «Старая квартира» (РТР), «Чтобы помнили» и «Как это было» (ОРТ), «Старый телевизор» и «Намедни. 1961—1991» (НТВ). Очевидный гуманистический пафос этих уже прошедших и еще идущих (иногда в повторах) программ в том, что на смену идеологическим критериям в оценках минувших событий наконец-то появился либерально-гражданский, а проще говоря, общечеловеческий взгляд.
В этих разных по жанровой технологии программах российского ТВ доминирует потребность пристально вглядеться в лица, судьбы, имена и события, еще несколько десятилетий назад составлявшие эмоциональный фон нашей общественной жизни. И результат этих путешествий во времени потрясает ощущением ностальгической значительности поступков и настроений вне зависимости от их политических масштабов. Будь то штурм ОМОНом Вильнюсского телецентра или гибель «Нахимова» в следственном эксперименте «Как это было», которое нынче по вторникам демонстрирует «Интер». Поступившие в советскую торговлю цветные телевизоры и обувь «Саламандра» или расстрел Челябинской демонстрации в прошлогодней «Старой квартире» на РТР — проникнутой атмосферой материального быта, ароматом домашнего уюта, дорогих душе вещей, предметно выразивших эпоху.
Культовые актерские имена, ставшие не просто историей кино, а историей страны, документальные очерки и личностные комментарии Леонида Филатова в его «Чтобы помнили» (ОРТ) стали энциклопедией духовной жизни народа и его кумиров. А «Старый телевизор» с Дмитрием Дибровым (НТБ) как бы восстанавливает чувственную ткань воспоминания, делает сам процесс вспоминания трудоемким, но азартным делом чести.
Это тщательное всматривание не только дает возможность постижения механизма социальных эксцессов и общественных потрясений. Идеология тотального осуждения прошлого по степени порочности едва ли не адекватна фанатичному рвению в светлое будущее. По той простой причине, что с точки зрения исторической этики отрицание прошлого, как и абсолютизация будущего — являются предательством настоящего. И попытка устранить болезненную напряженность во взаимоотношениях с недавним прошлым посредством его вспоминания — своего рода попытка общественного психоанализа — позволит наконец обрести мужество жить сегодняшним днем.
Выпуск газеты №:
№11, (1999)Section
Медиа