Чем опасны российские сериалы

Кто имел «счастье» наблюдать «русскую весну» на Востоке Украины, того бы, по крайней мере, смутил (если не шокировал) тот факт, что большая половина митингующих была достаточно молодой. Двадцатилетние ребята с искренним рвением кричали «Россия, памаги!», держа в руках триколоры и флаги компартии.
Отбрасывая путинских туристов, которых массово завозили из российских территорий, возникает вопрос: почему молодежь, которая постоянно проживает в Украине и знает как «братскую» страну, так и тем более СССР только с экранов телевизора, так отчаянно стремилась в Россию?
Ответ кроется в последнем предложении. «Старший брат» начал войну против Украины задолго до аннексии Крыма и вторжения на Донбасс. Ограничения на ввоз товаров, засылка агентов в важные секторы военной и властной отраслей свидетельствуют о том, что Кремль начал гибридную войну достаточно давно. Одной из составляющих этого процесса была киноиндустрия, которая обрабатывала и готовила почву для более серьезных действий.
Думаю, что идеологичность и определенная выхолощенность современной российской массовой киноиндустрии не является ни для кого секретом. Зрителя «кормят» темами и сюжетами, продиктованными и утвержденными в мрачных кабинетах какого-либо министерства Правды: село, «менты», Советский Союз, «великая отечественная». Красивая картинка, за которой кроются такие правильные мотто, как «милиция — честная», «в СССР было хорошо», «военные — самые храбрые», «Рассея — великая страна».
Хотя стоит отметить, что в России иногда снимают неплохие фильмы, большая часть из которых депрессивные, жестокие и «закрученные», поэтому для показа на экранах ТВ не подходят, а когда-то милиция в сериалах пила водку, какой-нибудь Дукалис, хотя и иронически, но мог назвать себя «дураком», в лентах типа «ДМБ» изображались настоящий армейский абсурд и отсутствие армии как таковой.
Нередко мотто получали другую окраску. Красивую, но однообразную картинку разбавляли негативом, который касался бывших республик СССР. Главными «плохишами» долгое время были прибалты, которых, конечно же, отождествляли с фашистами. Например, в фильме «День Д» героя Пореченкова захватывают радикальные латвийские патриоты, которые хотят заставить «русского Ивана» ликвидировать руководство собственной страны, чтобы самим прийти к власти. Конечно, эти «патриоты» были с бритыми головами и в черной одежде.
В отношении украинцев тоже формировался негативный образ. «Хохляндия» в российских фильмах обычно представлялась в негативных ипостасях и ассоциировалась с тупостью, «геканням», зависимостью от России, на территории которой только и была нормальная работа, и враждебным отношением к «братскому» русскому народу.
Это своеобразное «очернение» возникало не только в кино, но и в некоторых мультфильмах: в достаточно популярном мультике «Алеша Попович и Тугарин Змей» киевский князь представлен как вор, который пытался украсть народное золото. Таким образом, российская пропаганда промывала мозги даже детям, чтобы с раннего возраста привить им «любовь» к тому народу, который она на публику называла «братским».
Эти все фильмы и мультфильмы беспрепятственно демонстрировали и продолжают это делать на украинских телеканалах. В прайм-тайме украинцы смотрели на картинку о счастливом СССР и героях-энкаведистах и тупых «хохлах», кое-кто плевался, но некоторые задумывались: «А, может, это все правда? Или, может, нам вернуться в СССР, потому что там все так красиво? Или присоединиться к России, потому что там честная милиция и мужественные кадеты?». Я помню, как в 6-7 классе мои одноклассники, насмотревшись сериалов о российском спецназе, бегали по лесам с палками в поисках чеченов; таких телевизионных вояк по всей Украине, особенно на Востоке — сотни.
Российская пропаганда в кино, к сожалению, сумела добиться своего — результат ее одурманивания стал одним из инструментов, который активизировал сепаратистское движение на Донбассе, в котором принимали участие достаточно молодые люди, которые видели как СССР, так и Россию лишь в кино.
Нельзя сказать, что Украина не противодействует российской медиа-агрессии. В конце июля Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания призвал «отказаться от трансляции фильмов, сериалов, программ и другого продукта, который формирует позитивный имидж воинских сил, силовых структур и войск специального назначения Российской Федерации, а также контент, который может быть воспринят как пропаганда войны и разжигание национальной вражды». Приблизительно в это же время Государственное агентство Украины по вопросам кино запретило к показу в кинотеатрах двух фильмов — «Поддубный» и «Белая гвардия».
Однако телевидение до сих пор транслирует российские сериалы, пропаганда и «формирование позитивного имиджа» «братских» силовых структур в которых никуда не исчезли. На таких каналах, как ICTV, «Украина» демонстрируются преимущественно фильмы и сериалы с марионеточными героями в форме российских милиционеров, прокуроров, работников спецслужб, которые представляются как честные и всезнающие, в то же время, когда настоящие менты, и здесь без кавычек, загружают в автозаки женщин и бабушек, которые вышли на митинг в поддержку Украины.
Конечно, каждый имеет право смотреть, что хочет, но к значительной части российских фильмов есть большие вопросы. Но можно ли назвать эти агитки фильмами? К сожалению, современная российская медиа-сфера почти полностью пропитана «правильной» идеологией, которая имеет манипулятивную окраску и зомбирует людей, заставляя их наносить вред стране, в которой они выросли, выходить на разные сомнительные митинги, захватывать админздания и даже убивать ради красивой, но мифической телевизионной картинки.
Выпуск газеты №:
№174, (2014)Section
Медиа