Перейти к основному содержанию

Что могут медиа?

Об обмене академическим и практическим опытом с немецкими коллегами в Бамберге
10 октября, 15:01

На протяжении недели студенты и преподаватели кафедры новых медиа факультета журналистики Львовского национального университета имени Ивана Франко имели возможность провести общую конференцию с коллегами Бамбергского университета в Германии. Главная тема дискуссий — «Политический потенциал новых медиа», то есть иными словами, существующее влияние современных интернет-ресурсов и социальных сетей на жизнь общества и ход ключевых событий в нем. На протяжении встреч была возможность не только обменяться научными позициями, но и увидеть, как функционирует немецкая журналистика на примере нескольких медиа-холдингов.

«СТУК ВМЕСТО АПЛОДИСМЕНТОВ»

Городок Бамберг, расположенный в более сотни километров от Мюнхена, является типично студенческим центром. Корпуса Бамбергского университета расположены в разных уголках города. Сама академическая среда очень поразила. По моему мнению, в нашу образовательную платформу также нужно культивировать простоту общения, модель конструктивной дискуссии в аудитории и свободный выбор новых интересных моделей поисков в исследованиях. Интересно, что в университете существует традиция, когда спикер заканчивает доклад, то на конференции не аплодируют, а стучат по столам. По мнению наших коллег, это выглядит более академически и без лишнего пафоса.

Собственно, в университете также функционирует Институт коммуникации. Полтора года назад студенты и преподаватели факультета журналистики проводили общую научную конференцию с немецкими студентами во Львове, в этом году украинцев пригласили в Германию. Безусловно, для нас это был замечательный случай немного больше раскрыть и объяснить нашим коллегам о Майдане, событиях на востоке и русской  пропаганде.

Интересно, когда мы начинали конференцию, кто-то из немецких преподавателей отметил, что «мир все больше становится голубым». Это не касалось проблемы гомосексуальных меньшинств, а быстрой популяризации социальных сетей, в частности «Фейсбука». По сравнению с последними годами платформы новых медиа все больше становятся популярными среди пользователей, а следовательно — все более зависимыми от внешних и внутренних влияний. Украинские преподаватели и студенты в своих докладах пытались коснуться проблемы гражданской журналистики, манипуляции фейками или же неправдивой информации, информационной пропаганды, присутствия и влияния социальных институций в обществе, а также поговорить о перспективах развития новейших медиа-систем. Немецкие студенты коснулись темы революций через социальные сети, вспомнив Тунис, Турцию, Азербайджан. По моему мнению, эти образцы очень хорошо сравнивать с ситуацией в Украине, ведь основные месседжи и инициативы были распространены в интернет-сообществах, цензируемое тогдашней властью телевидение нашло альтернативу в сети, а журналистика граждан перестала восприниматься, как любительская. Тем не менее действие социальных сетей и веб-платформ все больше находится под прессингом внешних влияний, в частности власти. Студенты рассказывали о цензуре социальных сетей в Турции и России, а также и в Украине через дос-атаки сайтов и взломы аккаунтов. Следовательно — с одной стороны социальные медиа и определяют общую панораму мировоззрения в обществе по поводу определенных событий, однако не до конца являются настоящими мерилами свободы. Важно, что немецкие студенты не владели полной информацией о событиях в Украине, однако наше общение стало замечательным случаем рассказать о том, что в действительности происходит. Напоследок кто-то из них выразил очень важную позицию — «желаем вам сохранить демократические позиции на востоке Европы».

Внимательно слушая темы докладов, поневоле понимаешь, что мир действительно находится в рамках цифрового общества, и это не гипотеза, выраженная Элвином Тоффлером в конце 70-х годов прошлого века. Об этом по крайней мере свидетельствует статистика роста пользователей сетей до биллионов человек в мире. В новых медиа человечество пытается отыскать или виртуальную свободу, которой нет в реале, или, напротив, запустить собственные информационные искажения и манипуляции. В любом случае каждая из этих стратегий является вызовом для общей информационной матрицы мира, а следовательно, по студенческой традиции, стуком вместо аплодисментов.

УСПЕХ И ОЩУЩЕНИЕ ДОМА

Если у меня есть возможность побывать в Европе, всегда присоединяюсь к аудитории слушателей волны классической музыки. Радиостанции именно таких музыкальных контентов функционируют практически во всех странах Запада. Как-то в разговоре со своими украинскими друзьями-радийщиками я задала вопрос, почему нельзя предложить такое культурно-эстетическое развитие нашему слушателю, на что коллеги ответили, что никто не слушает классическую музыку, рейтинги такого СМИ будут слишком мизерными и «не прокормят» себя. Оказывается, что «кормить» аудиторию российской попсой и шансоном более прибыльно. В конечном итоге, проблема станции классической музыки почти созвучна с проблемой культурных проектов на украинском телевидении. Это ограничивает выбор, ведь вместе с забегаловкой с фаст-фудом потребителю стоит предложить ресторан или кафе. В течение недельной конференции украинская команда имела возможность посетить две местных медиа-группы. В принцип работы медиа-группы «Оберфранкен», расположенной в Бамберге, вложены четыре главных принципа: успех, ощущение дома, мужество и командная игра. Собственно, успех зависит не просто от высоты позиций в рейтингах, но и от разнообразия контента, ведь холдинг вмещает две радиостанции, отделы промоции, прессы не только в виде газет, но разнообразно тематически направленных журналов и издательства книг. Ценность присутствия дома определяется ставкой на локальные новости и нечто поверхностным осмыслением международных событий. Здесь стоит говорить о палке с двумя концами: сегодня новейшая журналистика действительно  ориентируется на детальную оценку местных новостей, таким образом удерживая аудиторию и развивая информационное пространство спиралеобразно. Как исследователя религиозной журналистики, меня поразило то, что радиостанции сотрудничают с пресс-службами Церквей и религиозных организаций и в общем блоке новостей вспоминают о проблемах и религиозной среды. На первый взгляд, это выглядело мифом, однако позже, слушая выпуски новостей на радио, убедилась в этом. Однако журналисты менее придирчиво относятся к выбору новостей международного значения. Например, один из наших преподавателей спросил редактора радиостанции, почему в блоках последних новостей нет сообщений из Украины, как они добирают информацию именно о событиях в нашей стране. Безусловно, редактор стушевался и не знал, что ответить; на протяжении последующего нашего разговора извинялся. Мы посоветовали, из каких источников лучше всего брать информацию, чтобы не попасть в ловушку русской пропаганды. Еще одна важная ценность немецких медиа — это работа команды. Думаю, что именно этой черты, к сожалению, не хватает современной украинской журналистике. Менеджер медиа-группы, когда говорил эту ценность, выразил такое мнение: «Нет ничего хуже, чем работать исключительно на себя». То есть для эффективности медиа надо работать командно, а не единично. Возможно, мир совсем по-другому воспринимал бы украинские события, если бы мы действовали системно, без игры на собственные авторитеты?

В целом неделя семинаров — хороший случай хотя бы таким не слишком популярным  способом говорить о наболевшем и обмениваться мнениями. Когда я слушала доклады студентов и преподавателей о событиях на Майдане, еще раз убеждалась в том, что последний год сделал нас сильнее и мужественнее. Напоследок немецкие коллеги передали нам в Украину гуманитарную помощь, до двух десятков пар зимней обуви для львовского «Общества Красного Креста». Таким образом коллеги выразили не только позиционную солидарность, но и помогли на деле!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать