«Дело в системе»
Авторы документальных проектов на Первом Национальном — о качестве научно-популярных программ и ответственности перед зрителями после внедрения общественного вещания
В одном из прошлых выпусков (№ 152-153 от 27 августа 2010 года) «День» общался с руководителем Творческого объединения документальных фильмов и программ Первого Национального Марком Гресем. Разговор, в частности, касался состояния и перспектив украинского документального кино, а также того, над чем будет работать обновленное объединение документальных фильмов и программ. Ведь, как говорил когда-то в интервью «Дню» известный режиссер Сергей Буковский, документальное кино — это дело, в первую очередь, государственного телевидения. До разговора об украинской теледокументалистике мы решили привлечь также авторов отдельных документальных проектов, что с осени появятся в эфире Первого. Тем более что они уже не первый год работают в этой сфере. Сергей Братишко до работы на Первом Национальном создавал документальные проекты для «ТОНИСа», а Иванна Чередниченко в течение многих лет снимала известную программу «Киевские миниатюры» для ТРК «Киев». В разговоре с нами они поделились новыми идеями и наработками.
В то же время, «День» не мог обойти тему общественного телевидения, создавать которое планируют на основе Первого Национального. Поэтому у наших собеседников мы поинтересовались также тем, как они представляют ТВ, созданное на деньги налогоплательщиков.
Сергей БРАТИШКО, автор программы «Контингент» на Первом Национальном:
— В нашем телеэфире сегодня учат петь, танцевать, готовить, а вот более глубоких вещей зрителю пока еще не предлагают. Большинство телевизионных топ-менеджеров ориентируются на рейтинги и рекламу. А наивысшие рейтинги дают шоу и реалити-шоу, потому наши топ-каналы на этом и сосредоточены. Соответственно, в прайм-тайм настоящую документалистику не показывают. Но спрос на нее все-таки есть — я в этом уверен. Возьмите некоторые социальные сайты и форумы. Я был приятно поражен, что мои фильмы там распространяются без моего участия, что люди интересуются, где достать такой-то фильм. Я не могу лишь на основе этого сказать, какой именно процент украинцев хочет, чтобы украинская документалистика заполняла эфир, но это дает основания утверждать, что спрос на интеллектуальный продукт в обществе есть. Другое дело, что сегодня менеджмент телеканалов требует от документалистов создавать такие научно-популярные программы, где остается лишь составляющая «популярные». В результате вот этой популяризации и погони за сенсациями историю подменивают историями. А это очень опасная тенденция в обществе, где все меньше людей читают книги. Также мне кажется опасным то, что мы не разрабатываем общеевропейские или мировые темы. Я в настоящий момент работаю над программой «Контингент». Она раскрывает историю службы украинцев в составе воинских частей Красной армии, которые находились в странах Организации Варшавского договора или в горячих точках во время холодной войны. Дело в том, что в условиях железного занавеса больше всего возможностей побывать за рубежом было именно у военнослужащих. С одной стороны, они защищали империю, охраняя режимы в странах-сателлитах СССР, а из другой, были весомым источником информации для жителей Союза о европейском уровне жизни, благосостоянии, экологии, соблюдении прав человека. И в известной мере благодаря этой информации идеология давала сбой. Здесь можно провести аналогию с периодом наполеоновских войн, после которых в результате пребывания царской армии в Европе — в России появились декабристы со своими демократическими идеями. В составе советских воинских частей, дислоцированных в Европе, было много украинцев. Поэтому это тоже наша история, которую нужно рассказывать. Кроме этого, в программе «Контингент» будет присуще и геополитическое измерение проблемы с комментариями специалистов. Также у меня есть идея исследовать тему культуры оружия в Украине. Ведь еще 70 лет тому назад чуть ли не в каждом украинском доме было оружие, и была развита культура поведения с оружием. Я уже не говорю о временах Гетманщины или Киевской Руси.
У нас есть потенциал, чтобы снимать качественную документалистику — дело, скорее, в системе. На Первом Национальном есть профессиональные операторы, режиссеры, адекватные работники, но иногда не понимаешь, почему все развивается такими медленными темпами.
Что касается общественного вещания, то оно, в первую очередь, должно быть независимым. Общественное вещание в Украине заканчивается там, где начинаются разговоры о государственной поддержке или спонсорской помощи. Оно возможно лишь тогда, когда есть достаточный спрос населения, которое согласно ежемесячно платить за качественные новости, хорошие фильмы, отсутствие заказных материалов и так далее.
Снежана ПОТАПЧУК, автор цикла документальных программ «Реликтовый Киев» на Первом Национальном:
— На телевидении документалистика присутствует в виде документальных программ. Жанрово они отличаются от документальных фильмов. Теледокументалистика несколько упрощена, трудно говорить о ее художественных качествах — картинка и слово должны соответствовать друг другу, а вот эзопов язык, лейтмотив отходят на второй план. Но зрительский запрос на наличие в эфире документальных программ, безусловно, есть. Я бы сказала, что украинская теледокументалистика набирает обороты. Ведь людям все больше хочется смотреть что-то правдивое, видеть на экране архивные материалы, хронику. Например, я сегодня работаю над проектом «Реликтовый Киев» и в процессе работы столкнулась с большим количеством архивных материалов о нашей столице, которые, уверенна, заинтересуют зрителя. Но самое главное — во время работы над проектом, кроме историков, специалистов, которые могут прокомментировать события определенного исторического периода, мы находим героев, которые были частью этого времени. Это очень ценно, потому что «живой» герой всегда привносит в программу свою характерную изюминку. В целом тему истории Киева время от времени поднимали профильные киевские каналы. Но наш проект сосредоточен на том, чтобы сохранить, по крайней мере, в памяти, облик старого Киева, который все более растворяется в современных застройках. Мы рассказываем о зданиях XVIII—XIX века, которые пережили два века, революцию, войны. И они чрезвычайно интересны по сравнению с современными виллами, которые, кажется, все «Made in China» и о своем владельце могут сказать лишь, что он богатый человек. Вопреки сегодняшней ситуации, люди, которые имели отношение к старинным зданиям, это не просто жители Российской империи, которые осели в Киеве. Они были лицом своего времени — и это очень важно. Первые две серии программы рассказывают о замке Ричарда, построенного в ХІХ веке. В процессе работы мы отыскали людей, какие жилы в доме после Второй мировой войны. Они знают ту историю, которая не пишется в книгах или интернете. Жительница дома рассказала нам, что лифт и лепнину с позолотой делали пленные немцы. Или же кто знает, что в том же замке Ричарда, где на первом этаже было издательство журнала, печатала свои произведения Леся Украинка? К сожалению, мегаполис стирает ощущение того, где ты находишься. Поэтому нужно прилагать усилия, чтобы сохранить заложенные здесь смыслы и ценности. Мы должны понимать, почему Киев называли матерью городов русских, и почему при жизни человек хоть один раз обязательно должен был помолиться в Лавре. Такие детали всегда реконструируют живую картину определенного времени. Мы поставили себе задачу как можно глубже рассказать о старом городе, но в легкой и современной форме. Ведь если человек будет понимать, что в действительности ее окружает, она будет изменять отношение к своему городу и его обитателям, будет беречь эту историю.
Относительно общественного телевидения, то оно в первую очередь должно отвечать потребностям зрителя. Но пока еще никто не может понять, чего в действительности ожидает зритель от общественного телевидения. Хотя зрителя, собственно, не особенно спрашивают. Наше телевидение пока еще навязывает свой контент, а зритель лишь смотрит то, что ему предлагают. Поэтому будущее смысловое наполнение общественного телевидения будет на совести тех, кто его будет создавать. А эти люди все же должны понять, в чем все-таки заключается роль общественного ТВ, ведь их дети и внуки тоже будут воспитываться в этом обществе. И за общество, которое будет после нас, будем отвечать мы, в частности, и те, кто работает над созданием общественного ТВ.
Иванна ЧЕРЕДНИЧЕНКО, сценарист и режиссер проекта «Київська старовина. Світ мистецтва»:
— На Первом Национальном я работаю над новым проектом, который называется «Київська старовина. Світ мистецтва». Он отличается от «Киевских миниатюр» прежде всего стилистикой. Известные знатоки истории Киева, постоянные участники предыдущей программы — Михаил Кальницкий, Владислава Осьмак, Виталий Ковалинский, Татьяна Скибицкая, Дмитрий Малаков продолжат работу в новом цикле. Рядом с ними на экране будут присутствовать лучшие искусствоведы, художники, режиссеры, музыканты, актеры, архитекторы. Первый фильм проекта «Київська старовина. Світ мистецтва» вышел на канале «Глас» и по первичному замыслу был посвящен изобразительному искусству и архитектуре.
После того, как на «Гласе» в связи с финансовыми проблемами прекратила свое существование Редакция документального кино, я предложила проект Первому Национальному. Директор объединения Марк Гресь решил расширить круг тем: к живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, архитектуре мы добавили музыку, театр, литературу. На сегодня отсняты два фильма — о творчестве авангардной художницы Александры Экстер, у которой были мастерские в Киеве и Париже, и о двух киевских проектах знаменитого итальянца Бартоломео Растрелли на фоне истории любви императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Розумовского. Пока что у творческой группы, работающей над проектом, подготовительный период — нужно смонтировать определенное количество фильмов перед тем, как «линейка» будет запущена в эфир. Мне очень интересно создавать новое — чего нет в телевизионном эфире, а не повторять то, что до тебя кто-то уже придумал. Когда мы начинали проект «Киевские миниатюры», подобной программы не было ни на одном канале, сейчас же на экранах — множество вариантов.
Хочется, чтобы новый проект был не только познавательным, а также эстетским, стильным, шармовым. Тема позволяет использовать для этого разные средства и лично мне на нынешнем этапе интересен сам процесс создания. Документальное кино — мечта любого режиссера, тем более телевизионного, ведь хочется с его помощью донести до людей определенные нравственные идеи и ценности.
Для нас важно при выборе тем соблюдать ту толерантность, которая была свойственна дореволюционной киевской интеллигенции. В нашем городе с 1895 года существовало Киевское литературно-артистическое общество, в которое входили представители разных национальностей — украинцы, русские, евреи, поляки. Николай Лысенко, Михаил Старицкий, Ольга Косач, Владимир Николаев, Александр Куприн, Николай Мурашко, Владимир Пухальский... В основу деятельности ячейки было положено само бережливое отношение к разным культурам, национальностям, киевской древности и искусству.
Выпуск газеты №:
№172, (2010)Section
Медиа