«День» – едва ли не единственная газета, которая борется за историческую справедливость»
Участники Летней школы журналистики – о впечатлениях от месяца интенсиваПозади месяц интеллектуального июльского интенсива ХІІІ Летней школы журналистики газеты «День». Поездки, встречи, дискуссии, впечатления, знакомства — все это та высота, которую «День» предложил постичь неравнодушным студентам, которые в будущем стремятся стать качественной и весомой частью новейшей украинской журналистики. Знакомство с газетой для участников Летней школы началось встречей с идеологом «Дня», главным редактором Ларисой Ившиной. Тогда, разговор назвали «боевым крещением», месяц спустя, последнюю встречу с редактором назвали «процедурой интеллектуального взвешивания». Не нужно быть сильным символистом, чтобы уловить момент цикличности, повторяемости. Где бы мы ни были и чем бы ни занимались, мы всегда возвращаемся к истокам, к первоисточникам. Поэтому и итоги по окончании школы, свои впечатления и мысли лучше всего было обсудить именно с тем человеком, который когда-то и задумал создать Летнюю школу журналистики «Дня» и продолжает воплощать свою инициативу вот уже тринадцать лет подряд. «Это напоминает своеобразное взвешивание. Когда вы пришли, у вас было одно настроение, готовность, но и ощущение себя, по-видимому, другое, чем сейчас, — говорит Лариса Ившина. — А уже вторая встреча по окончанию Летней школы — процедура взвешивания — показала, сколько вы в правильном смысле набрали веса. Окончательные же результаты будут видны на расстоянии определенного времени».
ПО СЛОВАМ ЛЕТНЕШКОЛЬНИКОВ, ВСЕ «ОСОБЫЕ» ЛЕКТОРЫ (А ИХ 21) СТАЛИ ВАЖНЫМИ «ПАЗЛАМИ» В ИХ МИРОВОЗЗРЕНИИ
Итоговая встреча с главным редактором не была протокольно сухой. Напротив — это был эмоциональный и искренний диалог, где летнешкольники проявляли «собственный голос», чему их учили в редакции. А началось обсуждение с просмотра рисунков еще 90-х годов карикатуриста «Дня» Анатолия Казанского. «У «Дня» есть один любимый жанр, который в принципе в украинской журналистике недооценен. Таких карикатуристов, каким был Анатолий Казанский, больше нет, — отмечает главный редактор «Дня». — Его особенность была в том, что он мыслил как историк, как философ и как стратег. Видел какие-то такие вещи, которые многие люди не видели тогда.... Сегодня наше общество находится в таком состоянии, что массово нужно смотреть такие карикатуры и постоянно их обсуждать, постоянно искать разные смыслы. Это реально педагогически психотерапевтическое освобождение».
Последний диалог, конечно, очень отличался от первой встречи: летнешкольники стали более откровенными, более уверенными и в правильном значении более раскрепощенными. Каждый охотно делился своими впечатлениями о месяце пребывания в «Дне», мыслями о лекторах, которые больше всего запомнились, планами на ближайшее будущее. По словам участников школы, каждый лектор, а их, к слову, было 21, становился определенным пазлом в их мировоззрении, заполнял «белые пятна». «Конечно, те лекторы, которые выступают у нас, с одной стороны, они востребованы почти везде, а с другой — их почти нигде нет. И это проблема, потому что в стране реально берлинская стена стоит между народом и его большим спросом к развитию. Есть забитые секторы, темные углы, но я верю, что основная часть украинского народа хочет развиваться», — говорит Лариса Ившина. А месяц летнего интенсива в Летней школе журналистики показал — развиваться хочет и молодое поколение украинцев. Сегодня они ищут правильные ориентиры и направления — с «Днем».
Дмитрий ПАЛЬЧИКОВ, Львовский национальный университет им. И. Франко:
— У меня была и первая летняя школа, и вторая, и я бы даже сказал, что третья, несмотря на то, что был в этот раз сокуратором, но тем не менее суть работы не изменилась... Если перенесем газету на футбольное поле, какую бы позицию занимала газета «День»? В команде есть раздающие (не будем говорить о тренере, потому что «День» может быть не только игроком, но и тренером). Газета «День» раздает много пасов, но главное — качественно их использовать. Если все встречи, разговоры, общения переосмыслить, то имеем такую же ситуацию. Газета «День» пасует, и все внимание на нас.
Наталия ШИМКИВ, Львовский национальный университет им. И. Франко:
— Для меня «День» — едва ли не единственная газета, которая борется за историческую справедливость. Причем, и за прошлое, начиная от Владимира Великого до Георгия Гонгадзе, и за настоящее. Этот образ борющейся газеты мне очень импонирует, именно поэтому я сюда пошла. С первого шага в редакции чувствуешь эту принципиальную позицию правды. Ты должен говорить правду, потому что иначе ты не журналист. Для чего тогда ты идешь, ведь есть много пропагандистских изданий. Мне нравится эта атмосфера, скорее движение. Я представляла, что здесь безумное движение, но это все настолько классно, ты не успеваешь задумываться над мелочами. Ты работаешь, у тебя тема, которую нужно сдать качественно, потому что это твое лицо, твое имя. Мне вспомнилась фраза Елены Стяжкиной о том, что зло заселяется в пустоту. Вот «День» не дает тебе пустоты, у тебя тема, ты работаешь, и это идеально.
Ирина СТЕЛЬМАХ, Львовский национальный университет им. И. Франко:
— Уровень газеты стимулирует к тому, чтобы предъявлять высокие требования и достигать их. Придя сюда, я поняла, что могу больше, чем могла раньше, что я росту, и этот рост не прекращается. Я буду работать над собой, это действительно школа-интенсив. За этот месяц были и хорошие моменты, и определенные сложности, но эти сложности формируют журналиста. Именно так формируется современная украинская журналистика, которая должна стать реально объективной, а не такой, какая она сейчас.
Каждый лектор действительно был особенным. Это не были люди попсовые, которых приглашают на все телеканалы, которых мы постоянно слышим, и которые навязывают нам свое мнение. Это были люди, которых я до этого не слышала и, возможно, не услышала бы. Лично для меня и Елена Стяжкина, и Андрей Сенченко, и Юлиана Лавриш, и Оксана Пахлевская стали пазлом моего мировоззрения, они все разные, но являются представителями одной идеи и одних ценностей. Эти ценности должны стать для всех украинцев едиными и сформировать мировоззрение каждого. У меня есть подружка, которая училась в Донецке, мы росли с ней вместе, и у нас были одинаковые взгляды до определенного времени. Но позже она, когда начала учиться в Донецке, изменила свои взгляды на некоторые вещи, и я ей не смогла объяснить, почему так, а не иначе. Возможно, если бы она послушала эти лекции, то изменила бы свои взгляды, и я жалею, что нет такой возможности у всех, даже нежурналистов, услышать мысли, которые доносили до нас наши прекрасные лекторы. Лектор, который мне больше всего понравился, — Евгений Марчук. Я ждала этой встречи, она стала неким марафонским забегом для Летней школы.
Марта ФРАНЧУК, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— В каждом периоде моей жизни есть фразы, которые отображаются в душе и характеризуют определенный момент. Я помню, когда посетила выставку Катерины Билокур, поняла, что в этой цитате на всю стену — моя жизнь. Цитата звучала так: «Судьба испытывает тех, кто намерился идти к большой цели, но сильных духом не поймает никто, они со сжатыми руками упрямо и смело идут к намеченной цели. И тогда судьба вознаграждает их сторицей и открывает перед ними все тайны действительно прекрасного и несравненного искусства». У меня всю душу разрывало от того, насколько это глубокая цитата. Думаю, эта цитата подходит и для Летней школы, ведь она показывает, что все эти лекторы, которые здесь собрались, может не являются такими известными, но все имели эту цель и шли сквозь преграды, через избиение как вот Александр Ельяшкевич. Они все шли и не сломались, просто шли, потому что видели, что есть цель кого-то научить, что-то дать и не просто кому-то, а целой стране. Это искусство маленьких шагов. Вот пришел человек, он рассказала какую-то историю, и, возможно, произвел на кого-то такое впечатление, что и человек будет помнить об этой встрече и помнить, что я не могу себя предать, не могу опустить руку и сказать: «Здесь у меня какая-то неудача, все, значит, не мое». Помня такие моменты, понимаешь, что есть ради чего жить, не бросить журналистику.
Как-то один человек сбросил мне статью Ефрема Лукацкого — фотокорреспондента из Associated Press, и там была фраза, что медийник должен быть образованным человеком и очень хорошо, если журналист имеет еще какую-то другую профессию, а лучше всего — это журналисты-историки. Я тогда вырезала эту цитату, повесила на стену, начала осознавать, что в действительности понимание тех глубинных процессов, которые происходят в стране должно быть. История — это время и пространство, и нужно понимать, что если бы не было этого, то не было бы другого. Сейчас я очень счастлива, что учусь на историка и могу совмещать это с журналистикой, анализировать все то, что происходит вокруг. И я также мечтаю о том, что когда-то предприму какой-то маленький шаг для Украины, который станет гигантским скачком для нее или целого человечества, это моя цель, я просто хочу сделать что-то такое, чтобы нашей стране было действительно хорошо.
Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, Киевский национальный университет им. Т. Шевченко:
— Совсем недавно мне казалось, что переступить порог редакции и, вообще, работать здесь — это что-то вроде того, как сорвать джек-пот в лотерее, выиграть какое-то сокровище. В принципе, так оно и есть — каждый из нас сорвал джек-пот, но разница между Летней школой и лотерей в том, что «День» не раздает сокровища просто так. То есть каждый, кто сидит здесь, заслужил это сокровище. Что я могу сказать о себе? Летняя школа — это моя вторая мечта, которая осуществилась. Первая моя мечта была переезд в Киев и поступление в Институт журналистики. Когда я приехала в Киев впервые, я тогда подавала документы, я, вообще, мало видела Украины. Я приехала в Киев, стала на платформу и поняла, что это мой город. Такое же ощущение у меня было, когда я первого июля зашла в это здание. Действительно, здесь такая особая атмосфера, что ты работаешь и тебе действительно хочется здесь быть не восьмичасовой рабочий день, а 24/7. Что-то делать, развиваться — работать, работать и еще раз работать.
Я из Горловки, из бурлящего Донбасса. Там все-таки есть стоящие люди, которых нужно было слышать. И вот, в частности, стоящий человек — Елена Стяжкина, встреча с которой запомнилась мне, понятно, больше всего. Трудно говорить на эту тему... Она говорила о запахе дома, и трудно было тогда сдерживать в себе эти слезы, потому что она рассказывает об этом угле... А мне еще добавляется аммиак, потому что у нас там химический концерн «Стирол» и постоянный запах аммиака в воздухе. Она это все рассказывала, так, всем нам хотелось плакать, но мне хотелось плакать больше всего. Но нет смысла показывать, что эта боль есть, потому что Елена правильно сказала: «Чужой болью долго жить никто не сможет». Нет смысла плакать, страдать, что у нас все плохо, что нас лишили Родины, что у нас забрали все. Да, у нас забрали все. Но мы не можем давить на жалость, расслабляться. Мы должны действовать. И те, кто уже выбрали Украину, должны объединяться с другими, с вами всеми. И должны строить эту страну, наше государство, о котором мы мечтаем.
Как-то так складывается, что журналистских работ сколько выполняла: и для университета, и для «Дня», и, сама того не зная, попадала на переселенцев. У меня было задание для «Дня»: репортаж с волонтерской ярмарки, там были капелланы из организации «Капелланское служение войску», один капеллан, как оказалось, был из Горловки, мой земляк. Мы с ним много говорили, и он сказал такую вещь: «Знаешь, Даша, вот закончится сегодняшний день, наступит новый, и мы очутимся на один день ближе к победе». У меня в общежитии на стене есть такой маленький уголок, где висят фотографии из дома, и я повешу там эту цитату рядом с фотографией украинского митинга в Донецке. Стяжкина сказала, что пока мы живы, есть возможность все исправить, и я буду смотреть на этот уголок родины, который у меня остался, и буду верить, что я вернусь в украинский Донбасс.
София РУССКИХ, Национальный педагогический университет им. М. Драгоманова:
— Я учусь на культурологии. И потому, когда я попала в эту Школу, то поняла, что буду писать о культуре. Но за этот месяц «День» воспитал во мне новую часть. Почти весь этот месяц я плакала, когда приходила домой. Плакала не из-за того, что слушала встречи с лекторами, которые работают в искусстве, а из-за встреч с политиками. Я была на Майдане почти все время и видела эту ситуацию изнутри. Я никогда не интересовалась политикой, не думала, что есть люди в политике, которым небезразлична наша страна. А здесь я на месяц попала в среду, которой точно не все равно. Я даже в блоге это написала, что для меня «День» стал островом мудрости в шторме недоразумения. Потому что вы действительно помогаете, собираете этих людей, которые воюют за страну, и с ними строите крепкую флотилию, которая хочет выступить против нее. Мне запомнились поездка в Самчики, интервью с большими людьми искусства, но больше всего — политические встречи. И даже из встречи с Оксаной Пахлевской, человеком искусства, мне запомнилась ее политическая цитата: «В настоящий момент страны играют в шахматную партию, где Путин сел и положил на столе пистолет. И что вы будете делать?». И когда я брала интервью у иконописца Льва Скопа, я спросила: «Когда закончится эта война?» Он сказал, что мы уже выиграли. Именно политические цитаты мне запомнились. Я понимаю, что во мне появилась новая часть, которая не отворачивается от политики, которая понимает, что не все так плохо, как я себе дома рисовала, когда у меня не было доступа к информации. Теперь я понимаю, что есть куда двигаться и что делать.
Алина ВАВРИНЮК, Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича:
— Благодаря этой школе я поняла, как в «Дне» снимают порчу и в определенном смысле я это почувствовала на себе, потому что «День» действительно изменяет сознание, ведь ты попадаешь в экологически чистую среду и из нее ты можешь видеть, каким грязным воздухом, за его пределами, иногда дышат другие люди. Есть столько вещей, о которых нужно говорить, но о которых не говорят, есть так много вещей, о которых нужно думать, но о которых не думают. И после всех встреч с такими людьми как Александр Ельяшкевич, Елена Стяжкина, Оксана Пахлевская, Андрей Сенченко, ты понимаешь, что можно жить и думать по-другому. Действительно хочется, чтобы когда мы выйдем за пределы этой редакции, образовать вокруг себя такой экологически чистый шарик. Мне здесь, без сомнения, дали очень много в профессиональном плане, потому что я очень много увидела своих ошибок, очень многого, надеюсь, научилась на своих ошибках, И у меня теперь есть такой список вещей, пробелов, которые нужно заполнить, вещей, которые еще нужно самоусовершенствовать. В своем мотивационном письме я написала, почему я хочу сюда попасть, потому что моя цель быть качественным журналистом. Кроме того, что «День» помог мне в этом, у меня появилась еще одна цель — быть качественным человеком.
Выпуск газеты №:
№140, (2015)Section
Медиа