День Победы — День примирения — День Европы
Накануне Великого Праздника «День» обратился к экспертам с вопросом:
? «КАКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРОЕКТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ПОБЕДЫ, СМОГ БЫ ОБЪЕДИНИТЬ У ТЕЛЕЭКРАНОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ?»
Николай ОЖЕВАН , профессор кафедры международных коммуникаций и связей с общественностью Киевского национального университета имени Тараса Шевченко:
— Пасха, Первомай, День Победы, — троица праздников, которые в нашем сознании неразлучны с Весной и надеждами на окончательное преодоление зла и возрождение добра. Социологи доказывают, что количество склонных праздновать Первомай уменьшается, зато ежегодно «подрастает» День Победы, хотя, казалось бы, физически тех людей, которые этот день «приближали, как могли» (двадцатников), и их полностью сознательных на то время детей все уменьшается.
Итак, речь, скорее всего, не о конкретном событии, произошедшем в 1945 году, не о победе над конкретными странами (Германией и Японией), а об определенной символике, мифологии, потому что нам всем нужна «одна на всех» Победа, — и та, что позади и принадлежит старшему поколению, и та, что, по всей вероятности, впереди и принадлежит нынешнему поколению украинцев. В этот День напоминаем себе, что Они сумели, выстояли и преодолели, потому и мы сумеем, так как мы и они — одно целое.
Вместе с тем, хватает сомнений и скептиков. Праздновать ли День Победы, если главная победа нынешнего поколения украинцев — над самими собой — еще впереди, если те страны, которые когда-то потерпели поражение, сегодня находятся в гораздо лучшем положении и для многих наших соотечественников являются желанными оазисами благополучия? Как праздновать День Победы, если праздник, к сожалению, стал поводом, чтобы лишний раз вспомнить давнее противостояние между «красными» и «жовтоблакитниками»? Не превратился ли у нас День 9 мая во второе 7 ноября, — день ностальгии по великой державе, которая сумела «сломать хребет фашистскому зверю». Кстати — ностальгии, которая началась не сегодня, ибо праздником в полном смысле этого слова (красным, то есть нерабочим днем календаря) 9 мая стало только при Л. Брежневе в 1965 году.
Понятно, что День Победы нужно пытаться переосмыслить, акцентируя на том, что это День примирения, прощения старых обид, что это День Европы и европейскости Украины. То есть на полностью конкретном языке — перспектив ее вхождения в ЕС.
Никто не мешает отмечать эти два события вместе, в один день, — с друзьями из постсоветского пространства и вместе с Объединенной Европой (но не по отдельному графику, как мы это сделали в 2003 г. — 17 мая).
Нужно попробовать. Ведь празднуют украинцы одновременно 6 июля и день Иоанна Крестителя, и день (Ивана) Купала. Главное, чтобы этот двойной праздник не разделил поколения, когда молодежь будет праздновать праздник европейскости, а старшие люди — праздник победы.
Телевизионный праздник должен осуществляться в режиме прямых включений из разных столиц, где люди празднуют оба праздника. Особый смысл будет иметь празднование Дня Европы как Дня Победы и наоборот Победы — в контексте вхождения с первого мая наших западных соседей в Европейский дом.
Вадим СКУРАТИВСКИЙ , доктор искусствоведения:
— Откровенно говоря, было бы неплохо, если бы 9 мая кто- то бы появлялся время от времени на тех или иных каналах и в любых телевизионных жанрах объяснял, что 9 мая — это победа союзников так называемой антифашистской коалиции над гитлеровской Германией, что означало принцип торжества англосаксонской демократии. В 1945 году этот принцип был уже отчасти осуществлен в тогдашней Европе. Начиная с 1985 года он осуществляется в других частях мира, включая страны так называемого социалистического лагеря. Теперь все это по сути докатилось едва или не до Монголии. Вот это и есть результат 9 мая 1945 года. Следовало бы объяснять это в любых телевизионных жанрах, в любых телевизионных проектах. Если этого не делать, если не будет именно такой стратегии, то даже самый лучший телевизионный проект не уменьшит глупости в сознании современных молодых людей вокруг 9 мая.
Скажем, вместо демонстрации лживого портрета военной фактуры в фильме «Спасение рядового Райана» следовало бы показать какие-то действительно аутентичные советские фильмы о Второй мировой войне. Советский кинематограф — где-то с 1956 года до 1986 года — был тем кинематографом, который в лучших своих творениях воссоздавал эту ситуацию. Пожалуйста, можно показывать ту самую американскую фальсификацию, но нужно показать, скажем, и выдержки из фильма «Освобождение». Я думаю, что это единственный способ напомнить, чем была Вторая мировая война.
Однако опять же должен сказать, что нужно начинать не с тех или иных жанров, не с тех или иных проектов, а следует стратегически объяснить, что к чему. Сталин думал, что победил вроде бы в свою пользу, а на самом деле он победил в пользу будущего англосаксонского принципа демократии, который ведет свою родословную от средиземноморской демократии.
Николай ЖУЛИНСКИЙ , народный депутат Верховной Рады Украины, академик НАН Украины:
— Проблема поколений всегда была и будет существовать в каждом обществе. Для нашего государства она особенно остра, так как произошел своеобразный перелом общественного сознания вследствие обретения Украиной независимости. Эта проблема сказалась драматическим образом на наших патриотических чувствах еще и потому, что определенная часть населения после обретения независимости поняла, что не знает полной правды о Великой Отечественной войне. Молодое поколение не имеет полного исторического представления о судьбе, переживаниях, страданиях, которые перенес народ. Это привело в определенной степени к дегероизации в восприятии Великой Отечественной. Я думаю, что наибольшее, что бы могло объединить — это все-таки подача как можно более полной информации и о трагедиях, и о поражениях, и о победах украинского народа во Второй мировой войне. Следует обязательно распространять представление об этом событии уже прошлого века как о событии глобальном, и говорить о Второй мировой войне, а не сосредотачиваться на акцентах, которые ассоциируются у многих с названием «Великая Отечественная война».
Глубоко убежден, что те, кто победил фашизм в рядах Красной армии, заслуживают большого уважения со стороны государства, со стороны народа. И это нужно делать. Однако, в то же время, следует сказать, что не только они воевали. Воины УПА боролись и против немецкого, и против советского оккупанта. Правда о них еще не дошла до сознания молодых. Старшее поколение еще этого не воспринимает, потому что оно находится в плену советских идеологем и стереотипов, которые ковались советской системой. Молодое поколение, к сожалению, также не имеет необходимой полноты представления. Хотя уже многое было сделано для того, чтобы как минимум приблизить восприятие современного молодого человека к тем, уже далеким для него, событиям. Как это ни обидно, но того диалога, доверия, которые должны быть между старшим и младшим поколениями, у нас нет. Я это воспринимаю болезненно, и хотел бы, чтобы мы как-то об этом позаботились, так как многое зависит от самого общества. Я знаю, что вернется чувство долга, памяти. Те, кто воевал во Вторую мировую войну, сегодня бедны, не имеют достойных пенсий, достойного внимания. Молодежь это видит. Видит, что государство не очень уважает ветеранов, обращая на них внимание только от праздника к празднику. Вместо этого нужна ежедневная забота и властей, и людей, окружающих ветеранов.
С другой стороны, когда воины УПА вообще не реабилитированы, не признаны государством участниками боевых действий периода Второй мировой войны, это также дает молодежи повод скептически к ним относиться. Тем более, что никто особенно не выказывает им того пиетета, которого они тоже, в принципе, заслуживают. Ведь воины УПА тоже воевали за свободу своей земли.
Думаю, что фильмы, которые бы давали глубинное, панорамное представление о том времени, о тех событиях — крайне необходимы. Я думаю, что нужны непосредственные контакты старшего поколения со младшим. На это должна быть направлена специальная государственная программа, специальные продуманные программы на телевидении, на радио. И учебники по истории тоже должны глубже это освещать.
Лариса РОДНЯНСКАЯ , директор студии документальных фильмов «Контакт»:
— Я считаю, что любое воспоминание о Дне Победы, об этом великом празднике, должно объединить всех. Еще в фильме Григория Чухрая «Память» (1971. — Ред. ) задавали представителям молодого поколения вопросы: «Вы знаете, что такое Великая Отечественная война? Вы знаете, когда она была? Вы знаете, что такое Сталинград?» Многие не могли ответить. Это печально. Ведь само слово «Победа» — знаковое слово. Если бы не было этой победы, не было бы и нового поколения. Поэтому Победа очень важна. Те, кто погиб, те, кто не вернулся с полей сражений, оставили в наших сердцах огромную печаль и вечную боль. Всегда следует об этом помнить, так как память — великое дело. Помня о том, что было, можно жить и настоящим, и будущим.
Я не знаю, какие проекты представят в этот день центральные украинские телеканалы. Я знаю лишь, что не только художественные фильмы должны рассказывать, напоминать о войне.
Стандартные музыкальные проекты я не воспринимаю вообще. Хотя песни о Великой Отечественной войне — это ностальгия старшего поколения. И они должны звучать обязательно. Песни братьев Покрасс, Матвея Блантера, Михаила Матусовского, Марка Фрадкина, Никиты Богословского — вечны, и недаром очень многие певцы озвучивают их сегодня. Эти песни — словно возврат в прошлое.
Документальные картины также очень нужны, потому что они отражают реалии той жизни, которая уже стала историей. Было бы очень хорошо, если бы показали фильмы, созданные на материалах кинолетописей, как «Великая Отечественная» Романа Кармена (1965), к примеру. Подобные фильмы показали победу народа в этой войне. Ведь история может переписываться, но люди, которые погибли за Отечество, которые выиграли войну, все равно остаются победителями. Может быть, что-то в известной нам истории Великой Отечественной было неправдой, что-то будет пересмотрено, но сам факт победы в той войне остается фактом.
Выпуск газеты №:
№79, (2004)Section
Медиа