«Деньги идут... музыка крутится»
В Министерстве культуры планируют увеличить квоту украинского продукта в радиоэфире до 75%. Поддержит ли эта инициатива наших певцовНесмотря на победу Революции Достоинства, трудно сказать, что качественная украинская песня в эфирах радиостанций, в частности работающих в FM-диапазоне — частый гость. А если говорить вообще откровенно — то многие радиостанции, в частности, из популярных, не слишком проникаются поддержкой и развитием украинской музыки. На днях вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко заявил, что планирует эту «традицию» изменить, увеличив квоту украинского продукта в радиоэфире с 50% до 75%. «Кроме того, песни украинских авторов и исполнителей должны появляться тогда, когда их услышит больше всего слушателей — в прайм-тайме, а не только поздно ночью, как это часто имеет место сейчас, — цитирует Вячеслава Кириленко сайт Министерства культуры. По словам должностного лица, переход к новым стандартам квот может происходить постепенно, в несколько этапов.
Впрочем, в действительности увеличение квот до 75% — вовсе не означает, что в эфирах радиостанций будет слышна только украинская музыка. Проблема зарыта намного глубже. И Вячеслав Кириленко не мог об этом не знать.
КОБЗОН, КИРКОРОВ И ЛЕОНТЬЕВ — ЭТО... «УКРАИНСКИЙ ПРОДУКТ»
В Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания говорят, что на самом деле большинство радиостанций придерживаются квоты в 50% присутствия «украинского продукта». Но тут же добавляют: сказать, что каждая вторая песня в эфире украинская, разумеется, нельзя. «Дело в том, что сегодня действует специальный меморандум, заключенный между Нацсоветом и вещателями еще в 2006 году о том, что вся музыка, созданная до 1991 года, — является общим достоянием тогдашнего СССР, а следовательно — классифицируется как украинская, — прокомментировал «Дню» член Нацсовета Владислав Севрюков. — То есть, если, например, радио «Ретро FM» транслирует советские песни, то они считаются украинскими. Второй момент, о котором забывают: когда украинские певцы, например, Ани Лорак или Таисия Повалий, поют на русском или английском — их творчество также считается «украинским продуктом», поскольку по законодательству это классифицируется как «песни украинских исполнителей и авторов». Поэтому мы сейчас изучаем опыт европейских коллег, которые давно от этого отошли. Например, у поляков есть законодательно определенный термин «песня на польском языке» и отдельно — «европейский продукт».
Но дальше — больше. Как объяснили «Дню в Нацсовете, нужно обращать внимание также на тот факт, что все песни, которые поют народные и заслуженные артисты Украины и другие культурные деятели, имеющие почетные звания, автоматически причисляются к украинским. В частности, объявленный за украинофобские высказывания персоной нон-грата российский певец Иосиф Кобзон по-прежнему остается народным артистом Украины. Точно так же звания народных в Украине имеют, к примеру, артисты Филипп Киркоров, Александр Малинин и пр.
«Поэтому, если Кобзон будет целый день петь в эфире, а его звания народного артиста никто не отменил, — государственный регулятор вынужден классифицировать его творчество как украинское. Кстати, такие почетные звания имеют Валерий Леонтьев, Николай Басков... и пр., — продолжает Владислав Севрюков. — Но даже при таком широком понимании «украинского продукта» не все радиостанции придерживаются 50% квот. Или включают украинские песни в непопулярное время — ночью. И потому мы регулярно проверяем контент радиостанций».
По словам Владислава Севрюкова, сегодня Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания Украины проверяет сразу четыре популярные радиостанции на предмет соблюдения определенных законом 50% эфирных квот украинскому продукту. В частности, проводится проверка «Нашего радио», «Ретро FM», «Авторадио» и «Супер радио».
Если будет доказано невыполнение радиостанцией законной квоты, какой должна стать административная мера наказания?
«Предупреждение от Национального совета, — говорит Владислав Севрюков. — Далее, согласно закону, Нацсовет, если нарушения будут системными, должен вынести штраф компании. Но до сегодняшнего дня методика взыскания штрафов четко в законе не прописана. А наши попытки утвердить эту методику на уровне парламента не были поддержаны»
«УВЕЛИЧЕНИЕ КВОТЫ НЕ ПОВЛИЯЕТ НА ПРИСУТСТВИЕ УКРАИНСКИХ ПЕСЕН»
Впрочем, даже если государственный регулятор будет четко контролировать соблюдение нормы в существующие 50% или в перспективе обещанные Вячеславом Кириленко 75% эфирного времени «украинскому продукту», это вовсе не означает, что радиослушатели будут больше слышать украинской музыки. Согласно ст. 28 Закона Украины «О телевидении и радиовещании» — «программы европейского производства должны составлять не менее 80%, в том числе не менее 50% — программы украинского производства». А программа «украинского производства» и программа украинская по сути — совершенно разные вещи.
«В существующем законодательстве все очень сложно и нечетко. «Украинским продуктом» считается программа. Это, например, проект утреннего шоу, который идет три часа. Но формально он может состоять из любых песен, в т.ч. российских, — продолжает член Нацсовета Владислав Севрюков. — И обещанное в Министерстве культуры увеличение квоты в 75% присутствия «украинского продукта» — не повлияет на увеличение количества украинских песен. Нужно вести речь о 50% или 75% музыкальных произведений на украинском языке».
НЕРАЗВИТЫЙ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
Сами радийщики даже такому бестолковому законодательству радуются. Однако честно признаются, что проблема не только в квотах, но и в том, что в Украине никто не может достойно представить украинскую песню.
«У нас недостаточно развитый арт-менеджмент. Певцы появляются в эфирах, но они не получают до эфиров достойной поддержки — информационной, рекламной, — комментирует ведущая программ Украинского радио Галина Бабий. — Россия же зато имеет мощные рычаги влияния — деньги и развитую систему менеджмента, которая «продвигает» творчество любых второсортных бездарей. И все станции готовы это брать, кстати, в Украине тоже. То есть у них отработаны до автоматизма специальные схемы, технологии промоции музыкантов. У нас этого нет, соответственно, возникает проблема с донесением эфирного продукта в эфир. Никто не хочет заморачиваться, чтобы создавать все это с нуля. Нужно создавать проект, имидж, образ исполнителя — и только потом предлагать его творчество в эфир. Наши радиостанции идут более простым путем: легче купить за малые деньги готовое и покрутить».
По словам Галины Бабий, сегодня менеджеры крупных радиостанций жалуются, что, мол, их будут заставлять давать в эфир творчество Павла Зиброва и песни 90-х. «В действительности же в Украине хорошей музыкальной продукции более чем достаточно, — продолжает ведущая. — Но нужно уметь ее найти, почувствовать и поддержать. А еще — правильно подать. Привлечь молодых исполнителей больше работать в современных форматах. Это слово «формат» не такое страшное. Мы должны понимать, что тот, кто пишет баллады и исполняет их под гитару, с таким творчеством не пойдет на рок-н-ролльную станцию. А рок-исполнитель — не пойдет на Radio Mozart. Украинскую песню 90-х — тоже можно подавать в эфир, но в современной стилистике. Можно подать как ретро-музыку или украинскую песенную классику 90-х. Многое зависит от форматов подачи. А у нас все эти годы вокруг были только «одноденщики», которые утром могли прокрутить песню или словом поддержать исполнителя, вечером получить за это деньги, а ночью их пропить. Качественно и системно поддержать отечественную музыку никто не брался. Повторюсь, ее хватает. Берите — и крутите. Но нужно знать, что именно вы крутите, уметь об этом рассказать и правильно представить»
«НУЖНА РАДИО-ФИЛАРМОНИЯ»
Какой именно музыки недостает на украинских радиостанциях?
«Возьмем, например, фестиваль «Червона рута». За эти годы они открыли массу талантов. Также у нас очень мощный пласт музыки, которая является украинским сегментом world music, — это этническая музыка в сочетании с джазом, панком, рок-н-роллом... С современными течениями. Эта музыка больше всего характеризует современную украинскую сцену, — продолжает радиоведущая Галина Бабий. — В Украине до сих пор нет классической радиостанции. Все считают, что это — скучно, и люди от этого будут «шарахаться». Это — неправда. Грубо говоря, нам нужна радио-филармония. У меня все утро проходит при включенном Radio Mozart, которое можно слушать в интернете. Есть украинская музыка, которую нужно замечать и поддерживать, есть немало форматов для новых программ и станций. Но этим глубоко заниматься никто не хочет. Деньги идут... музыка крутится. Зачем «запрягаться»? А то, что мы подходим к духовному тупику — никого из заробитчан на частном радио не волнует. И об этом, прежде всего, должны помнить в Министерстве культуры».
Выпуск газеты №:
№39, (2015)Section
Медиа