Елена ФРОЛЯК: Я хочу вернуть на экран классические респектабельные новости
О приоритетах информационной службы «ICTV»Неделю назад Елена Фроляк возглавила информационную службу «ICTV». В разговоре с телеведущей «День» попытался выяснить, ожидают ли «Факты» изменения, подобные тем, которые недавно пережила «Телевизионная служба новостей». Оказалось, у Елена Фроляк совершенно иное видение того, какими должны быть новости.
— Каких усовершенствований, на ваш взгляд, требует информационная служба «ICTV»?
— Сразу скажу, что «Факты» с ног на голову я ставить не буду. То есть никаких переформатирований и резких движений в сторону криминала или «желтизны» не будет. Это будет переформатирование в сторону более качественной, более ответственной и более содержательной работы. Я хочу утвердить в «Фактах» классическую респектабельную модель новостей. Журналистов нужно расшевелить, они немного расслабились, пренебрегая креативностью, фантазией, идеями. Как говорил Парфенов, журналистика — это, в первую очередь, инициатива. Я буду бороться с поверхностностью, банальностью, примитивом и местечковостью. Наши акценты — общегосударственные и человеческие ценности: здоровье, семья, образование, наука, медицина, прогресс... Нужно вернуть в «Факты» культуру и настоящих героев, ведь они есть, и это не только те, кто сидит каждую пятницу и понедельник в студиях «Свободы слова». Жизнь в Украине — это не только политика.
— Ваш подход к созданию новостей диаметрально противоположен тому подходу, который сегодня исповедуют некоторые украинские телеканалы, гонясь за рейтингами. А вас рейтинги не интересуют?
— Нас интересуют рейтинги. Я знаю, что отдача будет не мгновенной и что рейтинги не будут зашкаливать. Мы рассчитываем на аудиторию думающую, образованную, читающую газеты, журналы и книги, интересующуюся настоящими и глубинными процессами в экономике, политике и т.д. Мои знакомые часто говорят: прости, новости не смотрим, надоели, одна политика и кровь... Но это вовсе не означает, что политики у нас совсем не будет, особенно в контексте последних событий. Политика будет, но ровно на столько, на сколько она заслуживает. У нас программа «Факты», а не заявления, говорил наш бывший и почетный главный редактор Александр Семирядченко. Мы будем освещать не заявления, а процессы. Если это политический репортаж — обязательно сбалансированная позиция, в кадре все участники истории, контекст события и возможные варианты развития. Люди хотят понятного рассказа о происходящем в мире и стране.
— А что по поводу журналистских расследований в пределах «Фактов»?
— Мы не будем отказываться от специальных репортажей, сериалов, расследований. Но в пределах «Фактов». Потому что расследование на пять минут я физически не могу поставить в выпуск, длящийся 22 минуты. Люди включают «Факты», чтобы посмотреть, что происходит в Украине и мире. Кто хочет журналистики расследовательной и аналитической, тот будет включать «Факты недели» и итоговые «Факты» в 22.45 с Сорокой и Ковачем.
— Руководство поддерживает ваше видение новостей?
— Абсолютно.
— Каналу «ICTV» уже исполнилось 17 лет. Очевидно, в информационной службе сложились определенные традиции. Каковы они?
— До меня здесь работали очень сильные редакторы. Правда, мне еще до них самой нужно расти, но я не стесняюсь учиться и спросить у журналиста, когда чего-то не знаю. Первым был Киселев — он нас учил искать хорошие и позитивные новости. Мы сначала к этому относились скептически, но сейчас я понимаю, что это был правильный «посыл», он часто повторял: после ваших новостей люди должны хотя бы иногда говорить, что в этой стране хочется жить. Он нас всегда учил широко смотреть даже на очень узкую проблему, не быть ограниченными и постоянно интересоваться жизнью. Репортаж должен быть продуктивным, т.е. не только рассказ, но и контекст, и вывод — журналист должен сам чувствовать, что сказать в финале зрителю. Пусть это субъективно, но журналистика — это субъективный взгляд на жизнь, и в обратном меня никто не убедит. Вы знаете, очень часто приходится слышать вопрос от людей — больших специалистов своего дела: а что, это новостям интересно. Тогда мне стыдно за наши новости, мы сами себя погрузили в колбу политики и тем, о которых не рассказал только ленивый. Да, нам интересно все, из чего состоит жизнь.
— Сегодня некоторые телеканалы, создавая новости, ссылаются на европейские стандарты. Мол, так делают в Европе. На что ориентируетесь вы? Кому, на ваш взгляд, удалось создать идеальную информационную службу?
Сегодня в таком неидеальном мире говорить об идельном телевидении просто неразумно. Когда я была на CNN в 1993 году, это для меня был идеал огромной телекорпорации, там в офисе стояли деревья в фонариках, а техника была такая, о какой в Украине еще только читали. Потом мне посчастливилось побывать там же в 2007 году, фонариков нет, коврик в студии затерт, камеры известные, подобные есть в наших студиях. Это уже был не идеал, а то, как американские СМИ рассказывали о войне России с Грузией, так это еще дальше от идеала. Моя подруга прилетела из Нью-Йорка и рассказывала, что телевидение только и повторяет о нападении России на Грузию, никто не рассказывает о Южной Осетии, о том, что Саакашвили первым спровоцировал конфликт, введя войска и т.д. Это не идеал. Они очень часто демонстрируют двойные, а то и тройные стандарты, поэтому для меня сегодня нет идеальных «CNN» или «BBC». Давайте строить свои идеалы, своими силами, своим умом, для своей страны.
— У «ICTV» нет иностранных корпунктов. Не собираетесь ли вы их создавать и будете ли расширять национальную корсеть?
— Национальная корсеть у нас очень широкая. Корпункты есть не во всех областных центрах, но обязательно есть стрингеры. Есть такие города, например, Сумы, которые часто информационно пассивны, по сравнению со Львовом или Харьковом. Но если в Сумах что-то произойдет, мы туда обязательно поедем. Что касается заграничных корпунктов, то если есть какие-то очень важные события, мы туда едем. Но, как показывает опыт, украинцев больше интересуют внутренние события, и держать корсеть в Нью-Йорке только ради того, чтобы показать предвыборные дебаты и как там обустраивается парковка (хотя это тоже очень интересно), не совсем целесообразно.
Скоро откроется генасамблея ООН — мы туда едем, мы также едем в Швейцарию на решающий опыт с коллайдером. Если редактор приходит и обосновывает необходимость командировки, ему никто в этом не откажет. А вообще лучше ездить по Украине, здесь есть о чем рассказывать.
— Кстати, по поводу регионов. Вы начинали работать на франковском телевидении и знаете региональное телевидение изнутри. Что сегодня с ним происходит, каковы его реалии?
— Печальны его реалии. Но пока... Будет развиваться национальная экономика, будет подниматься страна — все с региональным телевидением будет хорошо. Найдутся спонсоры, хорошая техника, люди будут лучше работать Я думаю, лет через пять-семь местное телевидение будет совсем иначе смотреть на своего столичного коллегу, по крайней мере без «пиетета».