Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Эти фотографии объединяет нечто большее, чем боль войны»

Интервью с итальянским фотожурналистом, который трижды побывал в Украине во время войны
23 марта, 13:26
УКРАИНСКИЙ СОЛДАТ СЕРГЕЙ

A(r) ma il tuo prossimo — под таким названием в итальянском Турине открылась выставка 110 снимков, 15 из которых сделаны в Украине. Здесь, в стенах Национального музея Итальянского Возрождения, сошлись судьбы людей из разных стран и из разных континентов, объединенные одним ужасным словом — война. Авторы фотографий Паоло Сиккарди и Роберто Траван — известные итальянские фотожурналисты, которые восновном работают в «горячих точках» мира. Роберто Траван — автор 15 украинских фотографий — работает для итальянского издания La Stampa. Именно ему принадлежит и идея организации этой масштабной экспозиции. По словам Роберто, эти фотографии объединяет нечто большее, чем боль войны. Вера, религия, Бог или то, что остается от Бога в реальности войны, — это и тонкая, иногда невидимая единая нить, которая проходит сквозь фотографии, сделанные в разное время в Афганистане и Израиле, в Украине и Сирии, в африканских странах и странах Кавказа. Название выставки трудно перевести на украинский, чтобы не потерять смысл. По итальянски Arma il tuo prossimo (дословно «вооружи ближнего своего») почти созвучно с библейским Ama il tuo prossimo (дословно «возлюби ближнего своего»).

В Украине за время вооруженного конфликта Роберто Траван побывал трижды, в основном как независимый фотограф. На восток Украины журналист собирается и в этом году. «День» пообщался с Роберто о значении украинской части выставки, Украине в итальянском медиапространстве и важности фотографии как жанра в журналистике.

Роберто, для афиши выставки вы избрали фотографию, сделанное именно в Украине. Фото украинского солдата, кажется, опубликовали на своих страницах абсолютно все издания, писавшие о выставке. Оно стало некой «визитной карточкой» экспозиции.

— Да, это правда. История этой фотографии невероятная и драматичная. На ней украинский солдат Сергей, которого я встретил близ Донецка. На этом фото присутствуют два фундаментальных элемента выставки — война и вера. Сергей среди разрушенного индустриального здания, в руках — автомат Калашникова, в переднем кармане — крест, который я сразу заметил. Мы виделись с Сергеем всего несколько секунд, ведь это фото делалось под обстрелом.

Мы разбежались в разные стороны, даже не познакомившись лучше. Где-то через месяц я опубликовал это фото на Facebook и, к сожалению, получил печальное известие от украинского коллеги-фотографа, который тоже работал со мной на Донбассе, о том, что Сергей погиб. О нашей фотовыставке, конечно, знают мои друзья-фотографы из Украины, которым я также отправил фото. Одним словом, оно облетело и Facebook, и интернет в целом. И вот несколько дней назад мне написала дочь Сергея и попросила отправить ей все фотографии отца, которые у меня есть. Трудно описать, что я чувствовал в тот момент. Мне казалось, что я разбередил рану этой девушки. Ведь мы — фоторепортеры — фотографируем войну и видим на этих снимках ту же войну, редко задумываясь над тем, что вне войны у этих людей есть личная жизнь, интересы, чувства.

ДЕБАЛЬЦЕВО, 2016 ГОД

К сожалению, это не единственный солдат из моих фото, которого уже нет среди нас. И это непросто. Фотографы, журналисты должны были бы иметь на все эти события нейтральный взгляд. Но в таких условиях невозможно оставаться безразличным.

— Вы фотографировали вооруженные конфликты в разных странах, на разных континентах. Чем отличается Украина, по вашему мнению?

— Больше всего меня поразило единство украинцев вокруг этой войны, солидарность гражданского населения, которое не стоит в стороне вооруженного конфликта, а также воюет, просто другими методами. Я побывал во многих селах Донецкой области и познакомился со многими местными жителями. Условия, в которых они живут, просто ужасные. Но эти люди, не считаясь ни с чем, захотели остаться на своей родной земле.

Еще я был очень поражен тем, как вся страна помогает и этим прифронтовым жителям, и самим военным. Ежедневный труд волонтеров, которые собирают продукты, одежду, лекарства, это тоже не что иное, как еще один метод борьбы в этой войне.

— Важность и актуальность этой выставки — колоссальная. La Stampa — одно из немногих изданий, которые писали и пишут о событиях в Украине. Другие итальянские СМИ об этом говорят немного и неохотно.

— За две недели со дня открытия выставку посетили несколько сотен человек. Выставка должна была идти до мая, но именно из-за большого интереса со стороны общественности ее решили продлить до сентября. Возможно, в следующем году ее удастся показать в Риме. По моим наблюдениям, украинские фото составляют одну из наиболее интересных частей экспозиции для посетителей. Конечно, главная цель выставки «включить» размышления общества о войне как таковой, напомнить, что в мире сейчас продолжается немало вооруженных конфликтов. Эти конфликты тянутся уже много лет и, очевидно, именно поэтому становятся невидимыми для мирных стран. Вы правильно сказали, что о войне в Украине говорят мало. Да, но говорят мало и о войне в Южном Судане, в Нагорно-Карабахском регионе и др.  Просто люди живут другими проблемами, войны кажутся им далекими.

Для газеты «День» фото чрезвычайно важно как жанр журналистики и как способ донести до читателей те или иные идеи. Что скажете об итальянских изданиях?

— Думаю, для итальянских изданий фото является не менее важными. Это, очевидно, скорее требование времени. Со стремительным развитием интернета появилась возможность информировать читателей с помощью большего количества визуальной информации, потому что в печатных изданиях элементарно на это не хватает места. Иногда одна фотография может рассказать больше, чем большой текст. С помощью фото можно привлечь внимание намного более широкой публики. Здесь нет языкового барьера. Поэтому, думаю, фото как жанр способно откорректировать имеющееся информационное пространство.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать