Это просто телебизнес, детка
Почему украинское телевидение не может быть «гибридной военной кампанией»В ночь на 29 января четыре медиагруппы StarLight Media, «1+1 медиа», «Медиа Группа Украина» и «Интер Медиа Групп» закодировали сигнал своих 22 телеканалов на спутнике.
Список телеканалов, которые были закодированы:
* СТБ, ICTV, «Новый канал», М1, М2, «Оце»;
* «1+1», «2+2», ТЕТ, «ПлюсПлюс», «Бигуди»;
* «Украина», НЛО TV, «Индиго TV»;
* «Интер», НТН, К1, К2, «Мега», «Пиксель», Zoom, «Enter-фільм».
Было написано много критических текстов по этому поводу, главным образом, из-за проигрыша «в информационной войне» России, которая продолжает без ограничений поставлять зрителям свой телепродукт. Но что происходит в действительности?
УГРОЗА НАЦБЕЗОПАСНОСТИ
Сергей Костинский, член Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, у себя на Фейсбуке прокомментировал кодировку украинских каналов так:
«...ми имеем сегодня такую ситуацию:
• Популярные российские телеканалы, которые транслируют фильмы, сериалы, развлекательные передачи и новости, остались в свободном доступе на спутниках, охватывающих сигналом территорию Украины. Теперь наибольшие украинские вещатели не создают им конкуренцию
• Главными украинскими вещателями на спутнике теперь становятся, как правило, информационные телеканалы, часть из которых транслирует российский взгляд на события в Украине.
• Сотни тысяч или даже больше миллиона украинских телезрителей, которые не имеют доступа к бесплатному цифровому телевидению, сетям провайдеров программной услуги, IPTV/OTT, не имеют возможности оплачивать доступ к закодированным спутниковым телеканалам, но имеют спутниковые антенны, будут вынуждены смотреть качественные российские телеканалы и в основном информационные украинские «.
Это, по его мнению, «приведет к усилению позиций российских и пророссийских медиа и, соответственно, российской повестке дня в Украине».
Речь идет о:
«... причастности жителей Крыма и временно оккупированных районов Донецкой и Луганской областей к украинскому информационному пространству, украинский дискурс существенно уменьшается (эфирное вещание из подконтрольных районов в направлении неподконтрольных не способно компенсировать кодировку спутникового вещания).
Соответственно, кодировка сигнала наиболее мощных украинских телеканалов закрепляет монополию российского телевидения на этих территориях».
По мнению Костинского, «отсутствие синхронизации действий между профильными государственными органами и медиаиндустрией или безответственное отношение обеих сторон к вопросу кодировки спутникового сигнала наибольших вещателей Украины создало риски для национальной безопасности в информационной сфере. Впервые с 2014 года».
«ТИНА ИНТЕЛЛИГЕНТНАЯ И ОЧЕНЬ СКРОМНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА...»
Оценка ситуации более чем угрожающая. Но действительно ли речь идет буквально о проигрыше Украины в информационной войне?
Начнем с анализа того, что зрители смотрят по телевидению, в том числе на закодированных теперь каналах.
Лидеры у зрительской аудитории «18-54» — ТРК «Украина» и 1+1, с количеством между 10% и 12%. Третий — ICTV с указателями на уровне между 8% и 10%. На четвертом и пятом месте «Новый» и СТБ (между 6% и 8%). Далее — «Интер» (4%-6%). Все остальные каналы являются менее популярными. (Здесь и дальше — данные telekritika.ua за 27 января — 2 февраля).
В прайм-тайм зрители 18-54 лет смотрят «1+1» (немногим более 12%). На втором месте — ТРК «Украина» (немногим более 10%). «Новый» и ICTV борются и третье и четвертое место с частью, которая колеблется вокруг 8%. Около 6% у СТБ, немного меньше 6% — у «Интера». (Данные за неделю с 20 по 26 января).
В рейтинге отдельных программ побеждают передачи каналов-лидеров — «Украина» и «1+1».
Активно смотрели зрители музыкальное шоу «Голос страны» на «1+1» и ток-шоу ТРК «Украина» «Говорит Украина».
В лидерах рейтинга — две киноленты: «Форсаж-7» и «Форсаж-8». Их показали на «1+1».
Очень популярным является кино «о жизни». №1 в рейтинге — четырехсерийный минисериал «Успеть все исправить», снятый по заказу ТРК «Украина». Премьера фильма состоялась в начале февраля.
Сюжет картины, согласно описанию на сайте канала, таков: «Бизнесмен Егор Кормильцев в день своего сорокалетия узнает, что смертельно болен, и что жить ему осталось несколько месяцев. Егор отправляется в прощальную поездку в родной провинциальный городок, где у него живут мать, сестра и племянник, с которыми он не виделся много лет. В родном городке ему надлежит сделать много открытий не только о людях, которых он давно знал, но и о себе. Нажить врагов и найти любовь... Только может ли он быть счастлив, если его дни сочтены?»
На десятой позиции — мелодрама «Я никогда не плачу». Как пишет «Википедия», это русскоязычный мелодраматический минисериал 2017 года, снятый в Украине. Сериал создан по заказу телеканала «Украина». Сюжет ленты: «Тина, интеллигентная и очень скромная учительница, преподает уроки в школе. Ее тихая жизнь заканчивается с появлением в доме бывшего мужа, нахала и хама. Тот еще притащил любовницу с их малолетним сыном и поставил несчастную Тину перед фактом: мол, они здесь будут теперь жить. Героиня не смогла выгнать нахала и смирилась. Вскоре пассия мужа убегает, оставив им малыша. Бывший муж довольно странно пытается наладить прежние отношения: унижает женщину, не гнушается насилием. Единственной поддержкой Тины становится сосед, инвалид-колясочник».
КТО ПОЙДЕТ НА ГИБРИДНУЮ ВОЙНУ?
Популярными среди телезрителей были и информационно-аналитические программы — «ТСН. Тиждень» на «1+1», «Сегодня. Итоги» на ТРК «Украина» и один из выпусков вечернего ТСН. Но на самом ли деле эти передачи — вместе с музыкальными программами, разговорными шоу и сериалами «о жизни простых людей» — наше главное и практически единственное оружие в гибридной войне?
Конечно, это риторический вопрос. Ни одна из этих программ не «заточена» на ведение информационной борьбы с государством-агрессором. Даже выпуски новостей или итоговые передачи по воскресеньям на коммерческих или, прямо говоря, на олигархических каналах, никогда не выполняли и не будут выполнять роль «мобилизованных бойцов гибридного фронта». «Добровольческое» настроение 2014 года теперь уменьшилось — как и в целом в стране — а сотрудничество с государством на других, более прагматичных основаниях, в части организации сопротивления гибридному агрессору, так и не началась.
Вообще сами по себе частные коммерческие, «олигархические» медиа по определению не могут выполнять функцию государства, тем более в сфере национальной безопасности. Перед ними стоят другие задачи, у них другие функции и другие правила выживания на рынке. И это реальность. Как бы нам не хотелось верить во что-то другое.
Теоретически из информационных отделов на каналах олигархов можно бело сформировать «информационную ПВК», «частное подразделение для ведения гибридной войны» — но в нашем казначействе не хватит денег на такой проект.
Выпуск газеты №:
№22-23, (2020)Section
Медиа