Евгений ЖЕРЕБЕЦКИЙ: Все нарушения на выборах можно зафиксировать и, теоретически, пресечь... Если знаете правила игры
Практические рекомендации для наблюдателей и журналистов
«Самого голосования мало, нужно уметь защитить свои результаты», — сказал мне во время интервью один из лучших в стране экспертов по избирательному праву Евгений Жеребецкий. По его словам, нынешнее избирательное законодательство построено так, что во многом результаты выборов и то, насколько удастся их сфальсифицировать, будет зависеть от официальных наблюдателей и журналистов, которые будут следить за процессом голосования. Именно для них он создал сайт 2012vybir.com.ua, который смело можно назвать практическим пособием для официального наблюдателя.
В интервью «Дню» Евгений Жеребецкий подробнее рассказал об особенностях работы сайта, поделился своим видением нынешней избирательной кампании и роли в ней наблюдателей и журналистов, а также объяснил, почему, по его мнению, без хорошо подготовленных с юридической точки зрения и самоотверженных граждан, готовых отстаивать свой и чужой голос, практически невозможны честные выборы.
— Для чего вы создали этот сайт? Что послужило толчком к работе над ним?
— Во-первых, я не был оригинален. В 2002-м году я сотрудничал с Агентством международного развития США; читал лекции для всех политических партий, которые на предыдущих выборах набрали один процент голосов. Мы учили их, как не дать сфальсифицировать выборы, как правильно провести подсчет голосов. Мы не учили пиарным технологиям, лишь праву. И тогда же группа юристов, работавших там, сняла игровой фильм обо всем процессе выборов от начала и до конца. Автором этого проекта был прекрасный специалист по избирательному праву Владимир Ковтунец. Однако у нас перед каждыми выборами меняется Закон и нынешние выборы не стали, к сожалению, исключением из этого правила. Таким образом все пособия, комментарии, таблицы и, понятно, фильмы, нужно изготовлять практически по новому. Вот я и решил, что нужно опять делать новый фильм о выборах в соответствии с новым законом. Вот вам пример, о котором все знают: Верховная Рада приняла Закон о выборах таким образом, что парламентские партии и фракции (то есть те, что представлены в Верховной Раде), а их в настоящий момент пять, имеют гарантированное место в окружных и участковых избирательных комиссиях. Все остальные субъекты избирательного процесса — партии и кандидаты в одномандатных округах — могут получить места в избирательных комиссиях путем жеребьевки. А могут и не получить. Это называется «равенством» по-украински. В действительности, если бы равенство было по-европейски, то все политические партии, которые принимают участие в выборах, а также кандидаты в одномандатных округах должны были бы принимать участие в такой жеребьевке. Потому что парламентские фракции и так имеют большие возможности, чем другие. Впрочем, это еще не все. В жеребьевке действует правило случайных чисел: скажем, в одном одномандатном округе в жеребьевке принимают участие 49 партий; и избирают партии № 7, 9, 11, 25 и так далее. В другом округе — жребий вытягивают другие партии и кандидаты. В итоге в пределах страны выходит определенная, как правило, средняя статистика. Что делает наша Центральная избирательная комиссия, превышая свои полномочия?
Она не проводит жеребьевку 225 раз отдельно для каждого округа, а один раз для всех политических партий. Окружные избирательные комиссии то же делают по отношению к участковым. Это называется — обычный обман!
Перед тем властью был реализован хороший технологический прием: они наплодили огромное количество партий, которых фактически нет. А Закон говорит, что если ты выдвинул хотя бы одного кандидата в одномандатном округе, то уже имеешь право претендовать на своего члена комиссии не только в участковой, но и в окружной комиссии.
В итоге во всех избирательных комиссиях (в УИК и ОИК) оппозиция представлена БЮТ и «Нашою Україною». Они имеют два места. Поскольку ни «Удар», ни «Свобода» в участковых и окружных избирательных комиссиях, как правило, мест не имеют, то фактически оппозиция присутствует там в виде двух иногда трех, максимум — пяти членов. А если комиссия состоит из 24-х? Комиссия — это коллегиальный орган, то есть решения принимаются путем голосования, а это значит, что оппозиция всегда проигрывает.
Кроме технического, есть также юридический аспект. Член участковой или окружной комиссии в случае правонарушения не может написать жалобу на свою комиссию, ее председателя или секретаря. В такой ситуации неоценимой фигурой является официальный наблюдатель, потому что он может писать жалобы на кого угодно. К счастью, Закон позволяет каждому субъекту избирательного процесса послать на каждый избирательный участок одного своего наблюдателя. В тех местах, где политические партии и кандидаты своих представителей в комиссиях не имеют, весь груз контроля за честностью выборов и защиты результатов голосования ложится на плечи официальных наблюдателей.
А это значит, что этих людей нужно научить, то есть арендовать помещение, привезти их в это помещение (как правило, в райцентр), заказать, напечатать и раздать наблюдателям пособия, пригласить высококвалифицированного лектора, наконец, накормить слушателей в перерыве. Для среднестатистического самовыдвиженца — кандидата в депутаты это может оказаться не по карману. Поэтому я решил запустить этот проект. Но если раньше учебные фильмы такого плана были игровыми, продолжались несколько часов и не у всякого было время и терпение досмотреть их до конца, то мои — 10—15 минут. В то же время там есть масса искусно сделанной компьютерной графики, которая фантастически облегчает восприятие текста. То есть, фильм снят для человека, который никогда не интересовался избирательным законодательством и которому в голову не придет брать в руки книгу по избирательному праву. Кстати, в процессе работы оказалось, что тяжелее всего — это изложить сложный юридический текст понятно и доступно, без двусмысленности, не в нарушение при этом предписаний действующего Закона. Удалось ли мне это реализовать — судить пользователям. Но я честно пытался это сделать благодаря большому количеству компьютерной графики и соответствующим образом написанному тексту. И это было первое правило проекта: текст должен быть ясный, понятный и интересный.
Для того, чтобы не нарушить второе правило — «Фильм должен быть коротким» — пришлось сделать следующее. Поскольку в фильме нельзя рассказать обо всем из-за нехватки времени, то на сайте я разместил подробные комментарии к каждому фильму: таблицы, в которых приведены примеры конфликтных ситуаций на участках и пути их решения; образцы документов и инструкции, как их заполнять; инструкции, что с этими документами делать дальше. Наконец, там есть раздел с наиболее нужными правовыми актами, законами и постановлениями ЦИК и Кабинета министров. В конце я привожу цветную схему, которая наглядно отражает процесс подсчета голосов на избирательном участке. Теоретически, все это можно напечатать на принтере, например «рыбу» акта или протокола об административном нарушении, чистый бланк протокола или акта, или загрузить все это на смартфон и иметь его под рукой.
— Вы утверждаете, что этот сайт помогает решить проблему подготовки наблюдателя. Кем обычно являются люди, которые идут работать наблюдателями на выборах, и насколько они действительно готовы отстаивать чистоту процедуры? Если наблюдатели, как это часто бывает, просто отрабатывают дневной гонорар, то заинтересованы ли они в том, чтобы учиться?
— Оппозиционные политические партии должны были об этом позаботиться. С руководителями их избирательных кампаний среднего звена мне приходилось работать. Я их предупреждал давно, что нужно готовить официальных наблюдателей. К сожалению, у меня такое впечатление, что на это мало обратили внимание. Зато власть системно, целеустремленно и целый год готовится к фальсификации выборов и будет пытаться сделать это абсолютно аккуратно. Ведь они очень боятся международной изоляции. Но кроме политических партий, у нас есть огромное количество депутатов в одномандатных округах, которые, в сущности, оказались за бортом. Причем часто это люди позитивны, пассионарны, не вписываются в узкие рамки политических партий. Наконец есть самовыдвиженцы, которые баллотируются впервые. У таких людей есть принципы, но, как правило, нет денег. Этот сайт для них.
Следовательно, депутаты в одномандатных округах должны собрать триста — триста пятьдесят человек — в среднем столько наблюдателей хватает для того, чтобы перекрыть весь округ, — которые будут готовы отстаивать результат и честность процедуры подсчета голосов на участке. Потому что процедура подсчета голосов и установление результатов выборов в окружной комиссии выписана настолько хорошо, что если наблюдатель знает правила игры, то практически все нарушения можно зафиксировать и, теоретически, остановить.
Ведь для чего существует официальный наблюдатель на участке? Он имеет право получить в конечном счете копию протокола о подсчете голосов. Эту копию он должен безотлагательно доставить в окружную избирательную комиссию, до того момента, как там появится делегация от УИК с протоколами. Если, например, богатый кандидат или партия попробует подкупить четырех членов УИК, которые везут протоколы о подсчете голосов в окружную избирательную комиссию и по пути они попробуют подменить настоящий протокол фальшивым, то во время установления результатов выборов на ОИК наблюдатель должен заявить о несовпадении результатов голосования, а окружной избирательной комиссии не останется ничего другого, как самой провести повторный подсчет голосов на этом участке. А это форс-мажор. И подделка будет обнаружена, протоколы переписаны, а в правоохранительные органы поступит заявление об уголовном правонарушении.
Другой случай: процедура подсчета голосов на избирательном участке настолько формализована и сложна, что попытка незаконно вбросить пачку бюллетеней за определенную партию или кандидата в избирательную урну, как правило, ни к чему не приведет, если наблюдатель знает Закон. Все помнят, что перед тем, как получить бюллетень на участке, нужно расписаться в списке избирателей. То есть — расписался в списке — получил бюллетень. Таким образом, количество бюллетеней, которые находятся в урне, должно отвечать количеству подписей избирателей в списке избирателей. Следующее правило: сначала члены комиссии считают подписи в списке, полученные результаты вносят в протокол о подсчете голосов, а списки — запаковывают в пакеты, запечатывают. После этого списки избирателей в любом случае распечатывать нельзя. Когда их все-таки распечатают, то наблюдатель должен составить акт, написать жалобу в ОИК, что тоже в конечном результате может привести к повторному подсчету голосов.
Другое правило: если в протоколе о подсчете голосов отмечено, что бюллетени взяли 1200 избирателей (по количеству подписей), а бюллетеней в урне оказалось 1600, то УИК сама будет вынуждена признать голосование на участке недействительным. В Законе четко сказано: если при подсчете голосов в урнах будет обнаружено на 10% бюллетеней больше, чем подписей в списке, голосование на участке будет признано недействительным.
И таких подводных камней в Законе масса.
Еще одно важное правило: если председатель УИК, в нарушение Закона, не дает наблюдателю протокол о подсчете голосов, он имеет право сам составить протокол об административном нарушении и пойти с ним в суд. Если в протоколе есть подписи двух свидетелей, суд должен оштрафовать председателя комиссии на сумму от 20 до 100 необлагаемых налогом минимумов, и пересчет голосов на этом участке в окружной избирательной комиссии уже обеспечен.
Все перечисленные выше случаи правонарушений и большое количество других детально и с применением компьютерной анимации и графики представлены в фильмах для официальных наблюдателей. Собственно говоря, эти фильмы и сайт, на котором находится большое количество сопроводительных документов к ним и создан для того, чтобы защитить результаты выборов от нечестных политиков и продажных членов комиссий. Этот сайт — это оружие для самозащиты, а не для нападения.
— Как вы в целом оцениваете уровень подготовки и готовность к самообразованию наблюдателей и тех, кто пишет о выборах?
— Когда не только журналисты, но и члены общественных организаций, которые занимаются выборами и получают за свою работу вознаграждение, не говоря уже о депутатах, начинают комментировать некоторые нормы Закона, мне становится грустно. Я, кстати, говорил своим друзьям-журналистам, что готов ближе к выборам, если соберется достаточное количество людей, прочитать лекцию также и о правах журналистов на выборах. Я, например, сомневаюсь, что журналисты знают такую простую вещь: если в субботу за день до голосования или в день голосования, или во время подсчета голосов журналиста выгонят из помещения, где проводится заседание комиссии, или не впустят, или будут мешать безосновательно его деятельности, то ему нужно составить акт, который подпишут двое свидетелей, — это может быть, например, оператор и какой-то наблюдатель или обычный избиратель, тогда составить исковое заявление в суд (на моем сайте есть образец, как это делается) пойти в суд, и суду ничего не останется, как признать факт противоправного препятствия деятельности журналиста. После этого нужно подойти с постановлением суда в окружную избирательную комиссию, представить решение суда председателю, и в таком случае комиссия должна устроить повторный пересчет голосов или признать голосование недействительным. Поэтому я готов прочитать лекцию журналистам, но у меня такое впечатление, что это никому не нужно.
А если говорить об уровне подготовки участников выборов, то, насколько мне известно, оппозиционные политические партии, хорошо подготовили своих юристов, руководителей штабов и тренеров, которые потом на местах должны готовить членов комиссий и наблюдателей. Поэтому высшее и среднее руководящее звено политических партий подготовлено достаточно хорошо, конкуренты оппозиции не имеют такого уровня подготовки. Что касается именно официальных наблюдателей, то информацией об этом я не владею... Собственно для тех, кто не может по многим причинам провести масштабного обучения своих наблюдателей я и сделал этот сайт. Дальше все зависит от кандидатов и политических партий.
— Сейчас по полной разворачивается кампания по подкупу избирателей. Украинцы добровольно как отдают свои голоса за деньги, так и готовы предлагать их отдавать. Достаточно ли активных, оперативных и грамотных действий наблюдателей, чтобы предотвратить фальсификацию результатов, если они фальсифицируются еще до прихода избирателей на избирательные участки?
— Принуждение избирателя путем угроз, подкупа к голосованию — это 157-я статья Уголовного кодекса. Если нормы закона не выполняются — это вопрос не к юристу. Этим вопросом вы затронули огромный пласт тем о том, почему мы так живем. Почитайте Шевченко: «За шмат гнилої ковбаси У вас хоч матір попроси, То оддасте». — Как видите, проблема эта не нова, другое дело, что тогда это считалось аморальным. В нынешней Украине — это бизнес.
Почему появился этот сайт? Я имею довольно большой опыт участия в избирательных кампаниях. Я знаю, что голосование — это одно, но нужно уметь защитить результаты этого голосования. В течение последнего года я говорил об этом всем заинтересованным субъектам и советовал формировать нужные структуры. Народ «размахивал крыльями», с энтузиазмом пил кофе и рассказывал о достигнутых больших успехах в формировании общественных структур, а затем оказывалось, что ничего на самом деле нет... Мне это надоело, я сел, написал тексты, и вместе с Лидой Чайкой, продюсером Divaki prodactiоn, режиссером Галей Химич и оператором Сергеем Муриным сняли эти фильмы. Позже к нам подключился Андрей Стефаненко из Николаева, который создал первоначальную версию сайта. Наконец, никто бы на эти фильмы и не смотрел, если бы написанные мною тексты не озвучили журналисты Таня Даниленко и Егор Соболев, общественный деятель Олег Рыбачук и известный рок-музыкант Андрей Середа. В то же время всяческие попытки привлечь к делу серьезных экспертов по избирательному праву или людей с деньгами, чтобы снять еще несколько фильмов и создать полный учебный цикл для официальных наблюдателей, закончились полным фиаско. Поскольку этот проект не коммерческий и на нем не заработаешь деньги, а наоборот — потеряешь свои кровные, желающих поработать в нем не оказалось.
У нас все надеются на президента, правительство, политические партии, которые должны обеспечить всем хорошую жизнь. Но президент, правительство и политические партии заняты тем, что обеспечивают хорошую жизнь себе. Поэтому, если тебе не нравится президент или правительство, то «иди на войну»! И наличие одномандатных округов и права баллотироваться для дееспособного гражданина является прекрасным шансом изменить законным образом власть в стране. Но у нас все почему-то воюют лишь в Фейсбуке. Я же считаю, что все, что делается в моем государстве, — это мое личное дело. Поэтому и пытаюсь делать то, что должен делать. Потому что свято убежден, что защищать свободу и независимость является не правом, а обязанностью каждого гражданина. Допускаю, что все вышесказанное выглядит по крайней мере наивным, можно зафиксировать правонарушение и принести исковое заявление в суд, а судья скажет: «Ну да, вбросили немного бюллетеней, но это не влияет на окончательные результаты выборов». Подобное решение неправосудное. Что с этим делать? В Украине будет 5 тысяч наблюдателей лишь от ЕС и США — отдайте им это судебное решение. Если мы накопим большое количество нарушений, то выборы не будут признаны зарубежным наблюдателями и демократическими государствами старой демократии. А тогда нужно обращаться к зарубежным правительствам, чтобы они закрывали счета наших политиков или судей, причастных к нарушениям закона, в иностранных банках, чтобы не давали им визы в свои страны, чтобы их дети не могли учиться в заграничных университетах и так далее. Наконец, если власть и суды топчутся по закону, народ имеет право обращаться к другим способам решения коллизий.
— На что бы вы в первую очередь посоветовали обращать внимание журналистам во время выборов?
— Во-первых, журналисты должны смотреть шире. Они должны понимать, что сама избирательная кампания является не честной и не справедливой. Речь идет не только о доступе кандидатов к СМИ, а о колоссальном административном ресурсе, который применяется в нынешней избирательной кампании. Глава сельсовета никогда не сознается, что его прессует глава райгосадминистрации, а избиратель — никогда не признается, что за деньги он продал свой голос. Журналисты должны обратить внимание на списки избирателей, с которыми тоже происходят фальсификации.
Вообще журналистам нужно следить за тем, как будут относиться к наблюдателям на участках, фиксировать нарушение. Это уже серьезное доказательство, чтобы признать голосование на участке недействительным. Очень большие злоупотребления могут происходить во время транспортировки бюллетеней от участковых к окружным комиссиям. Журналистам эти бюллетени стоит сопровождать. Они имеют право это делать на своей машине за машиной с бюллетенями. И, конечно, следует закон почитать!
Но самая важная задача журналиста — не драться с нарушителями на участке во время вбрасывания или похищения бюллетеней, а фиксирование и предание огласке таких нарушений. Для того чтобы все видели и знали фальсификаторов в лицо. А брать на себя работу и полномочия членов комиссий, кандидатов и официальных наблюдателей не стоит, потому что это их работа.
Однако все мы должны понимать, что не журналисты и не наблюдатели решают судьбу выборов. И даже не власть. А народ. Если наши избиратели — одни продадут свои голоса, другие не пойдут на выборы, а третьи не среагируют на нарушения, происходящие у них на глазах, — мы потеряем государство.
Выпуск газеты №:
№189, (2012)Section
Медиа