Фильм о реальном Гагарине и фальшивом Королеве
Из ленты убрали любой намек на украинскость главного конструктора, сделав его похожим на путинского чиновника
Сегодняшняя Россия продолжает выстраивать средствами кино свою историческую мифологию. На экраны вышел очередной фильм в жанре «эпического портрета» — «Гагарин. Первый в космосе» (режиссер — Павел Пархоменко, в главной роли — Ярослав Жалнин, производство «Кремлин Филмз»). Лента достаточно ярко демонстрирует принципы и задачи этой новейшей мифологии — героического и успешного противостояния едва ли не всему миру. Как сказано в официальной аннотации, «фильм посвящен первым шагам человечества на пути освоения космоса и непосредственно судьбы первого космонавта Юрия Гагарина. Основной лейтмотив — борьба за право быть первым: соревнование в первом отряде космонавтов; конкуренция технологий в ракетостроении; противостояние сверхгосударств — СССР и США. В первый отряд космонавтов отбирали из трех тысяч летчиков-истребителей по всей стране. В легендарную двадцатку попали самые лучшие. Кто полетит первым, не знал никто. На этом пути пришлось бороться не только с земным тяготением...»
Следует сразу заметить, что сюжеты противостояния сверхгосударств и конкуренции ракетно-космических технологий в фильме раскрыты очень в малой степени. И это, очевидно, пошло ему на пользу, лишило неминуемой ходульности и плакатности, как в некоторых других российских исторически-мифологических лентах, позволило сосредоточиться на судьбе главного героя, на человеческих отношениях. Зато главным «теневым», не названным лейтмотивом фильма стало другое — «вынесение за скобки» (назовем этот прием так деликатно) всего того, что сделали в советской космонавтике украинцы, представив ее как сугубо русский всемирно-исторический прорыв.
Но об этом — немного позже. В целом же фильм «Гагарин. Первый в космосе» напоминает биографические ленты советских времен: немного лирики, немного трудностей, немного драматизма, немного халтуры и откровенных глупостей со стороны постановщиков. Возможно, лирика, то есть разного плана эпизоды из жизни Юрия Гагарина до космического полета, в нем представлена лучше всего, ведь консультировали авторов жена космонавта №1 Валентина и его дочери — Елена и Галина. А вот халтура... Можно долго перечислять моменты ленты, которые не соответствуют ходу действительных тогдашних событий (зафиксированных документами и участниками), что недопустимо для биографического фильма, тем более, что какой-то «художественной нагрузки» эти ляпы на себе не несут. Назову только один такой эпизод: в фильме Сергей Павлович Королев знакомится сразу со всей двадцаткой отобранных для космической подготовки летчиков, тогда как в действительности он знакомился и общался не раз до гагаринского старта лишь с «первой шестеркой» — скорее всего, в результате безумной секретности, которая господствовала вокруг космической отрасли. «Безумной» потому, что только в СССР Королев был засекреченным, а американцы хорошо знали, кто есть кто, и не раз в американской прессе публиковались королевские фотографии и даже его домашний адрес... И соратники еСПе (как звали его «на фирме») хорошо знали, кем он является, потому не мог реальный генерал Каманин (первый начальник Центра подготовки космонавтов) представить Королева как «генерального конструктора» — его должность называлась «главный конструктор». А вот в фильме почему-то звучит «генеральный»... И вот уровень халтуры авторов ленты: через приблизительно двадцать минут Королев вдруг становится уже «главным»...
И это при том, что авторы ленты вместили в нее немало материала, не слишком известного широкой публике, достаточно тщательным образом проработав его. Хотя и немало интересного осталось вне кадра. Скажем, непостижимая история, которую друзьям рассказал сам Гагарин примерно за год до старта. Он на пассажирском самолете возвращался из северного города, где служил в истребительном полку. И вдруг во время полета к его креслу подошла маленькая девочка, которая также летела там, и попросила автограф. Гагарин растерялся и сказал: ты знаешь, я обычный летчик, ничем не прославленный. А девочка ему сказала: ничего, ты будешь знаменитым. Еще не было «первой шестерки» будущих космонавтов, едва лишь отобрали двадцатку, и вот такой, почти мистический эпизод.
Нет, я понимаю, почему в фильм не попал момент, который положил начало своего рода традиции среди советских и российских космонавтов, — это когда перед посадкой в автобус, который должен был отвезти космонавта №1 и его дублера на стартовую позицию, у Гагарина возникла, как говорят, «малая нужда», и он ее справил на переднее правое колесо автобуса. Ну разве такое можно вставлять в мифотворческий фильм, несмотря на то, что потом это делали практически все космонавты? Так же, как и другую традицию, когда светочи конструкторской мысли во главе с Королевим справляли ту же нужду около ракеты — «чтобы хорошо летела»... Но какого черта авторы обошли вниманием эпизод с написанием на шлемах скафандров букв «СССР»? Ведь он очень красноречив: Гагарин и его дублер Титов уже надели космические скафандры, когда кто-то вдруг спохватился: а вдруг после приземления космонавта примут за американского шпиона и сильно поколотят — а за год перед этим над Советским Союзом был сбит разведчик U-2, и его пилот Пауерс спустился с парашютом почти в таком же комбинезоне? И срочно найденный художник написал четыре буквы на шлемах Гагарина и Титова, и с еще сырыми надписями они поехали к космическому кораблю — поехали, кстати, на ЛАЗе, кажется, первом в СССР автобусе, оборудованном кондиционером.
А вот действительно трагический эпизод — гибель старшего лейтенанта Валентина Бондаренко в барокамере во время тренировок и реакцию на это будущих космонавтов — не показан. Почему? Ведь это психологически очень важный момент. Но его нет! По-видимому, чтобы не портить картину общих успехов.
И еще один важный сугубо идеологический момент. Слишком много в фильме прямых намеков на религиозность Гагарина (непременная составляющая новейшего русского киномифа). «Может, мне за тебя молиться, когда ты летаешь?» — говорит главному герою жена. И ответ — «Ну, молись!». А «голос с неба», оказывается, сказал Гагарину — ты первый прорвешься туда, в черный космос... И ясное дело, мать рассказывает юному Юре, что звезды — это души праведников.
Но — к главному. К тому, каким показан в фильме Главный конструктор Сергей Королев, без которого, — как в один голос утверждают те, кто с ним работал, — и спутник в СССР был бы запущен намного позже, и тем, более, человека в космос послали бы невесть когда (а без заданного Королевым темпа и американцы не слишком бы спешили, следовательно, возможно, на Луне бы до сих пор не отпечатались бы следы земных астронавтов)...
Первое, чем киношный Королев отличается от реального — то, что первый русский (как и в биографическом фильме Юрия Кары «Королев»), тогда как в действительности он был украинцем, и его украинский акцент был с ним до конца жизни (даже тогда, когда он разговаривал на французском языке, который хорошо знал, — об этом пишут его современники). Но дело не только в акценте — Сергей Павлович охотно общался с земляками на украинском языке, даже более того, настаивал, чтобы они его не забывали. А между тем в кадре нередко появляется актер, который играет космонавта-4 Павла Поповича, с которым Королев как раз и разговаривал на украинском языке и вместе пел украинские песни, но... никаких признаков украинскости у киношного Поповича обнаружить не удается...
Красноречивый эпизод: телефонный разговор Королева с Хрущевым о том, что Гагарин уже летит над Землей. И Никита Сергеевич говорит, по своей привычке смягчая согласные, «Перьвый сорт», и тут же замечает: это и у вас в Одессе так говорят, не только у нас в Киеве. Но Хрущев прожил в Киеве суммарно неполные десять лет — ненамного больше, чем жил в Киеве Королев! Реальный Хрущев был знаком с досье Королева (он любил знать подробности о тех, с кем работал) — и знал, что тот, скажем, учился в Киевском политехникуме два с половиной года... Какое там «у вас в Одессе»?
Вторая, не менее важная характерная черта еСПе — это его улыбка. Она была не менее фотогеничной, чем гагаринская, просто Королев был засекречен, и ее мы знаем лишь из фотографий и немногочисленных кинокадров. Заместитель Главного конструктора Павел Цыбин так писал о ней: «Круглая, низко посаженая на короткой шее голова, широкий лоб, нависшие брови, живые, немного прищуренные глаза, хорошо очерченные черты лица. Оно всегда залито доброжелательной улыбкой». А вот впечатление Юрия Гагарина от знакомства с Главным, которого он заочно представлял суровым ученым-анахоретом: «А здесь увидел мужчину среднего роста, круглощекого, с темными волосами, без очков. Стоит, заложив руки за спину, невымышленный, живой. Короткая шея, плечи широкие, сам — здоровячек. Улыбается широко и щедро, голову едва склонил. Улыбка решительная, а глаза яркие, блестящие, как маслины. Лоб высокий, зубы белые... От него веет каким-то домашним теплом, и никакой агрессивности, строгости. Я поневоле тоже улыбнулся, радуясь в душе, что мои предчувствия не сбылись. А он обвел нас своими веселыми глазами и говорит: «Давайте знакомиться, я — Сергей Павлович Королев».
А теперь те, кто видел фильм или хочет посмотреть его (ленту легко найти в интернете), сравните эту сцену с показанной на экране, с появлением персонажа, по стилю поведения более похожего на какого-то путинского чиновника.
Впрочем, украинцем был не только Сергей Королев. Фигура №2 советской космонавтики — Валентин Глушко, на чьих мощных двигателях взлетели и первый спутник, и «космические щенки», и Юрий Гагарин. В фильме он вообще отсутствует. Все равно, что в фильме о Виталии Кличко забыть Владимира.
И в заключение. Надписи на экране в конце фильма содержат откровенную туфту. Во-первых, Гагарин погиб не во время испытательного, а во время обычного тренировочного полета. Во-вторых, Гагарина действительно не хотели пускать в космос, но он своего добился — был дублером Владимира Комарова, который погиб в полете на «Союзе-1», а затем готовился, по его собственным словам, «научить этот корабль летать». Он и погиб, готовясь к новому полету. А, кроме того, был членом одного из лунных экипажей — ведь Королев начал программу пилотируемого полета на Луну, которая без него завершилась ничем.
Что же мы имеем в итоге? Биографический фильм, где реальные биографии значительных фигур ХХ века принесены в жертву «правильной» исторической мифологии. Не первый — и не последний в таком ряду. Хорошо, впрочем, уже то, что в бытовых сценах главный герой выглядит живым человеком, а не плакатным образцом.
Выпуск газеты №:
№120, (2013)Section
Медиа