Газета в почтовом ящике: непростой путь
Для рентабельности своей работы «Укрпочта» планирует на 45% увеличить стоимость доставки прессы. Издатели убеждены — из-за этого цена подписки вырастет, а тиражи — уменьшатся. Какой выход из ситуации предложит государство?
На прошлой неделе стало известно, что УГППС «Укрпочта» планирует с 1 января 2014 года повысить на 45% тариф на доставку периодических изданий. Соответствующие изменения предусмотрены проектом приказа Министерства инфраструктуры, который сейчас находится на стадии обсуждения. Свою позицию почтовики практически не аргументировали, да и вообще не выступали с официальными заявлениями. Только на сайте «Укрпочты» появилось сообщение, в котором объясняется, что такой рост цены соответствует уровню инфляции за период с момента утверждения действительных тарифов в 2010 году, и в то же время преследует цель компенсировать потери от подорожания горючего и увеличения размера минимальной заработной платы.
По прогнозам «Укрпочты», для читателей это обернется ростом стоимости подписки на 10—15%. Сами же издатели говорят о больших процентах.
Проблема увеличения стоимости доставки прессы — не новая. О ней говорили еще в 2008 году, когда «Укрпочта» в единоличном порядке уже «планировала» увеличить рентабельность предприятия за счет доставки. Но в этой проблеме нужно учитывать сразу несколько ключевых факторов. Во-первых, посильно ли для жителей сельской и районной местности увеличение стоимости газет? Не приведет ли ультиматум почтовиков к закрытию малой прессы, прежде всего, районных изданий? И главное — может ли «Укрпочта» с увеличением стоимости гарантировать повышение качества доставки? Ведь проблема с «почтовыми ящиками» в Украине нигде не исчезла. И от нее особенно страдают издатели ежедневных газет, читатели которых с однодневным, а в глубинках и двухдневным сроком опоздания получают экземпляры подписанных изданий. Есть также вопросы к эффективности логистики «Укрпочты».
Увеличение стоимости доставки прессы, а, следовательно, и самой подписки — разумеется, проблема не только конфликтующих сторон: издателей и медиа-организаций с одной стороны и «Укрпочты» — с другой. Это проблема государственная. Если власть хочет иметь защищенное информационное пространство, она должна продемонстрировать государственнический подход.
Вполне очевидно, что даже в эпоху интернета именно своевременная доставка газет и журналов остается одним из ключевых факторов качественного информирования населения. Как показывает опрос, проведенный компанией Research&Branding Group, 59% украинцев вообще не являются пользователями всемирной сети. Не желая смотреть ТВ, к качеству трансляции которого в глубинках есть вопросы, фактически информатором людей остается пресса.
Вполне закономерно, что перспектива увеличения тарифов на доставку уже вызвала серьезную обеспокоенность среди издателей и журналистов, по мнению которых, такой шаг может привести к подорожанию изданий и, соответственно, стремительному падению тиражей. Национальный союз журналистов Украины и Ассоциация «Независимые региональные издатели Украины» уже обратились к премьер-министру Украины Николаю Азарову с просьбой не допустить резкого роста стоимости услуги доставки. Они акцентируют внимание на том, что решение было принято без надлежащего обсуждения и только за месяц до начала оформления подписки изданий на следующий год. На это время договоры между газетами и областными дирекциями «Укрпочты» уже были заключены. Кроме того, НСЖУ обратился с официальным письмом к председателю Антимонопольного комитета Украины Василию Цушко с просьбой проверить экономическую обоснованность запланированного повышения тарифов, которое, по их мнению, никоим образом не может быть оправдано инфляцией. Союз обращает внимание на то, что «Укрпочта» имеет статус монополиста на рынке распространения периодических изданий в сельской местности. А новые тарифы могут существенно ограничить доступ к прессе для селян.
Сейчас окончательное решение еще не принято. Почтовики и издатели уже провели несколько этапов переговоров, чтобы совместно найти компромиссное решение. Впрочем, пока что каждый верит в свою аргументацию.
— На данный момент никакого компромисса найти не удалось, — отметила в разговоре с «Днем» главный юрисконсульт НСЖУ Татьяна КОТЮЖИНСКАЯ. — «Укрпочта» настаивает на своем. Мы же считаем несправедливым такое повышение. Согласно законодательству, если растут тарифы, необходимо вводить компенсации для населения из бюджета. Если инфляция в 2014 году действительно будет составлять 45%, нужно ставить перед правительством вопрос об увеличении всех других государственных возмещений. А Кабмин, наоборот, рассказывает, что в Украине едва ли не дефляция в последнее время. Мы направили запрос в Антимонопольный комитет. Последний раз он проверял «Укрпочту» еще в 2008 году. Они тогда тоже планировали поднять цену на 40-45%, но нам удалось договориться, и тарифы были повышены лишь в соответствии с реальной инфляцией. Мы уверены, что и в этот раз резкий рост удастся предотвратить. Сейчас государство компенсирует «Укрпочте» какие-то убытки, но не все. Я считаю, что спасать неэффективное предприятие путем увеличения цен — это не выход. Думаете, они начнут работать эффективно? Нет. Если доставка газеты, которая должна происходить, например, в субботу, происходит в четверг на следующей неделе, это можно считать эффективной работой почты?
По словам Татьяны Котюжинской, почтовики признают наличие проблемы и соглашаются с тем, что повышение тарифов существенно не повлияет на качество доставки.
— Кроме того, доставка периодики занимает только 7,4% от общего объема всех услуг «Укрпочты», — продолжает пани Котюжинская. — Почему тогда они считают, что именно за счет этих средств нужно компенсировать рост минимальной заработной платы на предприятии? Следует проверить себестоимость этих услуг и эффективность логистики предприятия, ведь именно логистика и является основной сферой ответственности «Укрпочты». Если же предотвратить рост тарифов не удастся, произойдет падение тиражей. Это понимают и в издательствах, и в «Укрпочте», и в НСЖУ — прогнозы совпадают у всех. Уменьшение тиражей в свою очередь автоматически приведет к последующему росту себестоимости доставки изданий. Соответственно, опять возникнет вопрос повышения тарифов.
«ПОВЫШЕНИЕ НА 45% — ЭТО ЛИШЬ ЧАСТИЧНОЕ ПОКРЫТИЕ ФАКТИЧЕСКИХ РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ»
Павел БОГДАНОВ, директор по маркетингу и коммуникациям УГППС «Укрпочта»:
— Данные тарифы рассчитывались на основе фактических расходов предприятия 2008 года и остаются неизменными уже четыре года, что для предприятия является убыточным. Планом-графиком по реализации ценовой и тарифной политики на 2013 год, доработанным с учетом договоренностей, достигнутых на совещании у премьер-министра Украины от 19.02.2013, предусмотрено повышение тарифов на принятие и доставку отечественных периодических печатных изданий в размере 45%. Этот процент соответствует уровню инфляции за период с момента утверждения действующих тарифов.
В общих расходах предприятия почти 75% составляют расходы на оплату труда с начислениями. Учитывая тот факт, что стоимость услуг доставки газеты является составляющей подписной стоимости издания, в результате повышения тарифов на доставку подписная стоимость вырастет в среднем на 10—15% или на 10—15 копеек за экземпляр. К тому же издательская стоимость не регулируется на государственном уровне и устанавливается редакциями на свое усмотрение. Так, некоторые издания за период с момента последнего повышения тарифов увеличили издательскую стоимость в 2,5 раза.
Убыточность нынешних тарифов на подписку и доставку отечественных периодических печатных изданий не позволяет обеспечивать требования потребителей относительно качества (сроков и периодичности доставки) и осуществлять мероприятия по модернизации, обновлению оборудования, задействованного в производственном процессе и уменьшению части ручного труда.
На данном этапе не стоит вопрос о том, чтобы услуга по доставке печатных изданий была рентабельной и имела инвестиционную составляющую. Повышение тарифов на 45% — это лишь частичное покрытие фактических текущих расходов предприятия и в первую очередь — это заработная плата почти 40 тысяч почтальонов.
Выпуск газеты №:
№150, (2013)Section
Медиа