Гендер и ТВ: неевропейский подход
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040312/444-9-1_0.jpg)
«ЧТО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО НА ТВ?»
Наталья ЛАВРИНЕНКО, старший научный сотрудник Института социологии НАН Украины, кандидат философских наук:
— Прежде всего, избавление от трансляции стереотипных представлений о ролях мужчины и женщины. Традиционное понимание предполагает, что в женщине преимущественно видят мать, жену, любовницу, а часть ее жизни, связанную с профессиональной деятельностью, гендерные стереотипы не отражают. Учитывая, что ТВ — один из самых влиятельных каналов информирования, можно понять, насколько сильно оно влияет на формирование гендерных стереотипов. А под гендерным равенством подразумевается несколько моментов в работе ТВ. Во-первых, необходимо, чтобы тот словесный поток, который льется с экрана, принадлежал и мужчинам, и женщинам. В результате социологического исследования, в ходе которого анализировали телевизионные новости четырех каналов, было подсчитано, что в среднем женщины упоминаются в телевизионных новостях в семь раз реже, чем мужчины. А в политических новостях — в 30 раз реже. И даже когда речь идет о таких социальных сферах, как педагогика и культура, женщины все равно упоминаются в три раза реже, чем мужчины. Налицо гендерный дисбаланс, который отражает ситуацию в обществе. Во-вторых, и визуальный ряд на ТВ имеет большую смысловую гендерную нагрузку. Будь это реклама или заставка, мужчину в этой картинке чаще всего помещают выше, чем женщину, а женщина, как правило, изображается в роли покорного, слабого существа, на которое мужчина смотрит покровительственно. Третий момент — соотношение количества сотрудников, работающих на ТВ. Подсчитано, что хотя женщин достаточно много на ТВ, но их гораздо меньше на руководящих должностях — среди редакторов, начальников отделов, то есть тех людей, которые отвечают за содержание материала. Отдельно можно отметить, что очень редко женщины появляются на ТВ в качестве экспертов по каким-либо экономическим или политическим вопросам, гораздо чаще — как красивый объект. Хотя уровень образования наших женщин нередко выше, чем у мужчин.
Дмитрий КИСЕЛЕВ, главный редактор службы информации ICTV:
— Говорить о гендерном равенстве в Украине не приходится. В силу очень многих причин и прежде всего — традиций украинской к ультуры. И это — совершенно неевропейский подход. Страна, провозгласившая европейский выбор, должна представлять, что этот выбор предполагает и модернизацию традиционной украинской культуры. Пока это проблема. Причем интересно то, что украинские политические силы, которые позиционируют себя как правые и заявляют о своей проевропейской ориентации, выглядят в этом отношении наиболее консервативными — по сравнению, скажем, с центристскими политическими силами и даже коммунистами. То есть они как раз и пытаются в украинских традициях законсервировать гендерное неравенство. Здесь точно есть какой-то внутренний конфликт.
А гендерное равенство на ТВ предполагает, конечно же, представление в равных долях позиций мужчин и женщин; вообще совершенно иное позиционирование женщины на телевидении. Сейчас она позиционируется в основном как сексуальный объект. Причем это просто «прет» с экранов. Ничего подобного в Европе, конечно, нет. Кроме того, на украинском ТВ отводится только определенный возрастной сектор для женской активности. Верхний порог — 25—30 лет. Женщин другого возраста показывают редко.
Но можно говорить еще о гендерном равенстве применительно к телезрителям. Скажем, я не представляю, что может смотреть женщина в возрасте «за 50» на украинском ТВ. Что она должна смотреть? Пропитанные сексом сериалы, глупые игры? Или она обязательно должна терзаться политическими проблемами? Вот это, мне кажется, — заметное проявление гендерного неравенства. То есть нет нормальных интересных (и серьезных) программ, которые переосмысливали бы окружающую действительность, просто рассказывали о мире и тех процессах, которые переживает Украина.
Выпуск газеты №:
№44, (2004)Section
Медиа