Перейти к основному содержанию

ГЕРОЙ КАК ФОН

17 декабря, 00:00

Герой программы — человек без маски

Жанр интервью вечен и будет существовать до тех пор, пока будет существовать интерес одного человека к другому. И то, кого мы выбираем себе в собеседники, очень хорошо характеризует нас, ибо отвечает не только явным, но и тайным убеждениям, мыслям, чаяниям.

Судя по анонсам, в авторской программе «Приглашение к откровению» Александр Зинченко обращается к личностям знаменитым — добившимся небывалых профессиональных и жизненных высот, что в общем-то традиционно. А вот эксклюзивно то, что А. Зинченко выбирает себе в собеседники личностей именно сильных, не выброшенных на гребень славы слепым случаем, а сделавших жизнь своими руками, а стало быть, не только Избранных, но и Достойных. Первым в этом ряду по счету, но не по значению, поскольку не определены весы, способные его измерить, стал известный российский актер и выдающийся режиссер Никита Михалков. В интервью, ставшем, по сути, беседой на равных, Александру Зинченко удалось главное: сбрасывая шелуху народного мифотворчества и отсекая пласты псевдокультурологических наслоений, что всегда сопровождает жизнь людей знаменитых, представить личность таковой, какая она есть — без прикрас, искусственных поз и прирастающих к лицу масок. И столь не модный во времена повального смакования интимных подробностей разговор о духовном и высоком позволяет не только понять, что сделало данного человека известным и знаменитым, но и прежде всего, что сделало его Человеком.

Это то, что касается сути и глубинного смысла программы и делает ее интересной для зрителя. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов и возможные претензии профессионалов. Они, несомненно, будут говорить и о дизайне студии, и о манере общения или поведения перед камерой ведущего, монтаже или работе оператора. В той или иной степени эти доводы будут иметь под собой основание, однако это недостатки из разряда технических, и их незначительность определяется степенью легкости их устранения.

Главное, пожалуй, не в этом. А в том, что откровение как сверхзадача программы, вынесенная даже в название, состоялось, сделав беседу двух личностей интересной миллионам телезрителей. Александра ЕМЕЦ, Харьков На днях мне позвонил Никита…

Премьеры А. Зинченко и Л. Воеводина показали необходимость в первую очередь уточнить дефиниции. Авторские программы — высший пилотаж тележурналистики, подразумевающей оригинальное видение чего-то (процессов, личности) и филигранное воплощение увиденного на экране.

Почетный президент «Интера» Александр Зинченко обещал показать эссе, то есть публицистику, представляющую из себя соображения по какому-то поводу. Предложил же один из монологов Никиты Михалкова. Сам по себе монолог был предсказуем, мэтр не впервые назидает, цитирует древних и мудрых: «делай то, что должно, и пусть будет то, что будет», «не проси справедливости у Бога, ибо если бы он был справедлив, то давно бы тебя наказал» еtс. Был Михалков и откровенен. В меру. Так, как это и предписывается законами шоу-бизнеса, деятелем которого стал выдающийся кинорежиссер. Таким образом, гость отработал вполне профессионально, доказав еще раз свою самодостаточность и небесспорность.

Очевидно, метаморфозы с монологом Михалкова произошли позже, когда из него начали монтировать «эссе»: расставили авторские акценты, продублировали сказанное цитатами, украсили вышедшими из телевизионной моды спецэффектами, а также усилили авторскими ремарками о чем-то глобальном.

И сразу стало как-то не до откровения: настораживало, что приглашение к нему оказалось всего лишь умело смонтированным трюком. То ли на самом деле не получилось живого разговора, то ли уже после съемок Александр Зинченко не понравился сам себе в диалоге с САМИМ Михалковым, вальяжно исполняющим роль знаменитости...

Первые лица украинских каналов часто являются «играющими тренерами». Роднянский на «1+1», Ткаченко на «Новом», совсем недавно Княжицкий на СТБ. Похоже, что Александр Зинченко на телевидении выбрал себе роль «играющего политика». Потому что в отличие от тренера, который, как известно, пример мастерства, у политика на первом месте — общественное влияние.

Возможно, именно как политику ему и нужна была программа, показывающая его встречи с по-настоящему известными и выдающимися людьми, что позволит не только поднять и отточить имидж, но и сделать имя. И это вполне естественно, при условии высокого качества программы. Вряд ли автора удовлетворит только то, что уважения заслуживает его попытка вынести на суд зрителей и политических оппонентов ту частичку своего внутреннего «я», которая является творчеством и потому очень уязвима.

Леонид Воеводин в своих первых

«Встречах, дарованных судьбой»

, героем которых был Валерий Леонтьев, не избежал искушения продемонстрировать, что он со Звездой «на ты»: «Я добре пам'ятаю, як ми з тобою разом поневірялися при спробі відеозапису» или «А каково тебе самому-то живется, все- таки полгода не виделись?» и большое количество фотографий (оставшихся со времен дружбы). В конце концов, кроме провинциальности, нет ничего страшного в толике журналистского тщеславия.

А на самом деле Леонид Воеводин хотел показать зрителям «белую ворону» шоу-бизнеса, личность духовно богатую, нестандартно мыслящую. По крайней мере он так утверждал, но ничем не подтверждал. В эфир шли в большинстве архивные записи, старые (судя по тому, что Леонтьев упомянул перестроечные времена) и какие-то беспомощные интервью в гримерке, более позднее (судя по тому, как помолодел Леонтьев) видео с пресс-конференций. Все это видеобогатство фиксировало ответы на вопросы о том, как удается поддерживать хорошую физическую форму («Ну, Лень, работа у меня такая»), радует ли, что девушки и женщины теряют голову от леонтьевского творчества («Конечно, на том и держимся. Почему это должно меня огорчать?»), как воспринимается критика со стороны Артема Троицкого...

«А как относятся к мэтру коллеги?» — вопрошает Леонид Воеводин, дает слово Игорю Талькову и тут же незамысловато и простенько делает переход к другой теме: «Сам же Леонтьев откликнулся на смерть Талькова таким образом», используя еще одно архивное видео, — не пропадать же пленке. Из всей программы запомнилось одно: некий Леонид Воеводин знаком с Валерием Леонтьевым.

На том и держимся?

Я знаю одного театрального, кажется, актера, который любит произвести эффект фразой: «На днях мне позвонил Никита и попросил посетить мою премьеру вместе с Марчелло, который на пару часов заскочил в Москву. Конечно, я не возражал». И пауза. Пока кто-то из нерасторопных зрителей этого шоу не догадается спросить, замирая от догадки: какие такие, мол, Никита и Марчелло? Ответ небрежен и краток:

— Да Михалков с Мастрояни. Прошлая неделя была урожайной на телепремьеры — сразу две новые авторские программы вышли в эфир: Александра Зинченко «Приглашение к откровению» («Интер») и Леонида Воеводина «Встречи, дарованные судьбой» (ТРК «Киев»).

Поскольку авторы передач — люди небезызвестные: Леонид Воеводин — в журналистике, а Александр Зинченко — и в бизнесе, и в политике, вполне понятен повышенный интерес, проявленный зрителями, в том числе читателями и авторами «Дня», к этим проектам. Сегодня мы публикуем два мнения, представляющие противоположные точки зрения на авторские ТВ-программы и их конкретное воплощение.

ОТ РЕДАКЦИИ

Приглашаем и наших читателей высказать свои мнения по поводу новых еженедельных программ «Интера» и ТРК «Киев». Ждем ваших отзывов по адресу 04212, Киев-212, ул. Маршала Тимошенко, 2л; e-mail: master@day.kiev.ua

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать