Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Глеб ГОЛОВЧЕНКО: Самоактуализация личности — задача каждого украинца

07 марта, 12:10

«Сегодня школьные газеты делают гораздо больше для страны, чем многие взрослые СМИ», — убежден Глеб Головченко — секретарь НСЖ Украины и директор Колледжа прессы и телевидения (Николаев). Его, без преувеличения, можно назвать ведущим специалистом по школьным медиа, ведь благодаря его усилиям быть юнкором опять стало модно.

Вообще общение с молодежью и помощь ей — один из ключевых аспектов деятельности директора и создателя Колледжа прессы и телевидения, а также Телевизионного академического канала. За шесть лет работы телеканал, который делают только студенты, смог занять прочное место среди «взрослых» каналов и выиграть лицензию на цифровое вещание. Сегодня у Глеба Головченко новый уникальный проект. Пользуясь приятным поводом, ведь 6 марта у нашего собеседника день рождения, мы расспросили его об уровне школьных и молодежных медиа в Украине, о деле Гонгадзе и многом другом.

— Во времена Советского Союза школьная и молодежная прессы были серьезно развиты и имели значительную поддержку. В том числе — и по той причине, что даже школьная печать рассматривалась в контексте агитации и пропаганды. В независимой Украине вы стали фактически первым, кто взялся за этот сегмент журналистики и начал его развивать. Что двигало вами?

— Взялся потому, что сам вырос из юнкоров. Было обидно, что как только власть потеряла интерес к детской и молодежной журналистике, сразу пропали все, кто занимался этим направлением. И даже журналистская общественность перестала думать о воспитании молодого поколения журналистов. За несколько лет независимости Украина потеряла почти 100% школьной и молодежной журналистики. В 1997 году, когда стартовал Конкурс школьных газет, нам пришлось фактически вновь запускать этот механизм. Стартовали с 50 школьных газет Николаева, а в прошлом году уже было 2815 конкурсных работ со всей Украины, а также из России и Болгарии. И это не только газеты, но также радио-, теле- и фотоматериалы. За это время соорганизаторами конкурса стали Национальный союз журналистов Украины, Национальная академия педагогических наук Украины, его поддерживают лучшие медиа Украины. Сегодня быть юнкором — опять модно.

Работа со школьными и университетскими СМИ для меня — это обычная активная жизненная позиция. Необходимо спуститься на землю и понять, что сегодня школьные газеты делают гораздо больше для страны, чем многие взрослые средства массовой информации. Потому что они, во-первых, опровергают очень важный стереотип: что дети газет не читают. Во-вторых, они знакомят детей со средствами массовой информации, а это очень важно для медиаобразования.

— Как вы оцениваете уровень молодежных медиа?

— Сегодня я больше доволен школьными медиа, где произошел количественный рост, который позволит через короткий промежуток времени переходить к качественным изменениям. Но университетская пресса сегодня далека от того, чтобы вообще называться университетской прессой. Мы планируем продолжать активную работу в этом направлении и надеемся, что через какой-то период времени сможем гордиться университетскими медиа.

— Дело вашей жизни — Колледж прессы и телевидения и Телевизионный академический канал. Что заставило перейти от сугубо журналистской деятельности в отрасль высшего образования?

— Понимание того, что, с одной стороны, в Украине должна появиться своя научная журналистская школа, отличная от советской школы подготовки агитаторов и пропагандистов, а с другой — количество людей, которые нужны для информационной отрасли, должно увеличиться. А качественных, подготовленных кадров в этом направлении в ближайшие годы не будет хватать. А почему в Николаеве? Потому что это был один из закрытых городов, и чтобы открывать Николаев миру, требовалось средство, которое обеспечило бы информационный прорыв. Таким заведением стал Колледж прессы и телевидения, который оказался единственным не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве. Особенностью является то, что мы готовим бакалавров информационной деятельности, и впервые сказали, что это профессия не творческая, а технологическая. Это специалисты по сбору, обработке и распространению информации, что являлось нашим качественным отличием от других хороших школ журналистики.

— Почему вы считаете профессию журналиста нетворческой?

— Мы считаем журналистику технологической профессией, потому что основой является не текст. В основе подготовки журналистов в Украине лежало качество текста, а репортеры, которых готовим мы, должны основной акцент делать на качестве фактов.

— Одно из ваших последних детищ — Телевизионный академический канал. В чем отличие этого проекта от сотен телеканалов Украины?

— Телевизионный академический канал является учебным каналом, который вещает на территории Николаевской области. В августе он выиграл цифровую лицензию, обеспечив себе цифровое будущее. Но сегодня мы выступаем с предложением, чтобы экспериментальные вещи, которые отработал Колледж прессы и телевидения на базе Телевизионного академического канала, были внедрены в практику всей страны, на 25 факультетов журналистики лучших университетов. Для этого мы предлагаем объединить усилия и можем выступить координатором, у которого есть опыт эксплуатации телевизионного канала. Мы не можем говорить, что на сегодняшний день Телевизионный академический канал — это проект, уже достигший своего совершенства. Мы развиваем эту концепцию. Концепция уникальна среди всех постсоветских стран, и мы надеемся, что она будет полезна, в том числе и для стран-соседей. Сегодня мы уже приступили совместно с Национальным союзом журналистов Украины, Национальной академией педагогических наук Украины к запуску проекта национального спутникового канала, который сможет стать площадкой для всех университетов.

ОПРЕДЕЛЯТЬ БЛИЖАЙШИЕ УСПЕШНЫЕ ТРЕНДЫ УКРАИНЫ БУДЕТ ЮГ СТРАНЫ

— Юг Украины — это сложная в историческом плане территория, восприятию которой присущи определенные мифы и стереотипы. Как вы бы расставили акценты в решении этой проблемы?

— Юг — одна из самых успешных и конкурентоспособных на мировой арене территорий. Начиная от истории Древней Ольвии и заканчивая историей советского судостроения, которое создавало одно из самых сложных инженерных конструкций отрасли, в том числе — авианосцы. Мы говорим о том, что у нас есть свой особый темперамент, у нас есть склонность к обсуждению многих вопросов благодаря тому, что алтарь демократии был составляющей Ольвийского государства. Мы гордимся тем, что Юг был и продолжает быть центром инноваций, в том числе — технологических и технических.

Но, к сожалению, сегодня очень часто становятся известными персонажи, которые не заслуживают исторической памяти. Неизвестны или остались в забвении сотни и тысячи знаковых для развития цивилизации в целом людей. Поэтому я все-таки говорил бы не о стереотипах и мифах, а о неизвестности Юга Украины для людей, которые живут в стране.

Концепцию развития нашей страны уже предлагал Запад, Восток, Север Украины. Юг — еще нет. Поэтому, я думаю, что определять ближайшие тренды успешного развития Украины будет именно Юг страны.

— Если уж мы коснулись вопроса тренда. Сегодня один из трендов Украины — внедрение медиаобразования. По вашему мнению, какие перспективы у этого направления в нашей стране?

— Мы должны для себя определить конкурентоспособность страны. Есть понимание того, что конкурентоспособность зависит от системы образования. Система образования не ответила на вопрос: как она готова к медиаобразованию? Очень многие думают, что это просто предмет по изучению средств массовой информации. На самом деле медиаобразование — это умение воспринимать мультимедийный мир, в том числе и с виртуальной реальностью. Количество пространств растет, а как с этим жить — никто детей не учит. Но дело в том, что и взрослых надо переподготовить к этому новому восприятию реальности. И вот этот вопрос в Украине очень важен.

Колледж прессы и телевидения сегодня готов вести диалог с педагогической средой, потому что учитель, который будет отвечать за медиаобразование в школе, на какой-то промежуток времени должен стать самым центральным человеком. Потому что он, с одной стороны, больше всего об этом знает, а с другой — ему больше всех нужно сделать. Без внедрения дидактического информационного пространства мы задачу медиаобразования не решим. Плюс специалисты по информационной деятельности — только они способны начать этот процесс. А если говорить о механизмах внедрения, то для начала нужно научиться организовывать дискуссию.

— Какая основная проблема внедрения медиаобразования?

— Отсутствие философии. Именно из-за отсутствия философии может не быть результата. В разрозненном состоянии у нас все есть, а вот в собранном — нет. Вначале — философское осознание, потом — рабочая группа, а потом — полномочия этой рабочей группе вместе с ресурсным планом. Вот такой может быть этапность внедрения этих процессов. То, что у нас сегодня в большинстве школ библиотека существует просто номинально, а компьютерные классы являются следствием информатики — это как раз определение того, что страна идет не в том направлении. Концепция медиацентров в школах, которую предлагаем мы, должна задействовать те же компьютеры, только с пониманием того, как они должны быть использованы, чтобы создать школьную газету или школьное радио, или школьное телевидение. Проблема еще в том, что большинство детей, которые хотели бы этим заниматься, будут сталкиваться с людьми, которые скажут: а зачем вам это надо? Я бы очень хотел поблагодарить тех людей, которые очень часто на общественных началах занимаются школьной прессой, потому что именно они могут быть основой для внедрения медиаобразования в большинстве школ. Но этим людям нужно поверить, дать дополнительные знания и ресурсы. А прежде всего нужно осознание того, что нам нужно это сделать.

— Сегодня вы работаете над проектом «Медиа-сити Николаев». В чем его суть и что он может дать региону?

— Сегодня в Европе полностью финансово оправданным трендом считается перенесение точек активности бизнесов из больших городов в менее развитые регионы. Экономически это очень выгодно — аренда земли и рабочая сила дешевле, а информационные технологии сегодня позволяют вести бизнес из любой точки мира. Таким образом Европа пытается рассредоточить концентрацию бизнесов в больших городах, чтобы развивать регионы. Проект «Медиа-сити Николаев» — это информационно-инфраструктурный проект развития Николаева и области через развитие информационной отрасли. Инфраструктурные внедрения необходимы для возвращения Николаева в число игроков экономики информационного общества. Впервые для реализации объединяются, на первый взгляд, разные организации — НСЖУ, Национальная академия педагогических наук Украины, община города Николаева. Столь массивный проект — капиталоемкий, и для нас очень важно, чтобы были привлечены качественные, прозрачные зарубежные инвестиции. Уверен, что этот проект может стать не просто гордостью Николаева, а гордостью всей Украины. Надеемся, что первым информационным партнером проекта станет газета «День». Что касается сроков реализации, по опыту стран Евросоюза, в которых существуют подобные проекты, это не менее пяти лет. Поэтому мы приглашаем к сотрудничеству над проектом не только потенциальных инвесторов, но и все заинтересованные медиа.

ДЕЛО ГОНГАДЗЕ — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ВСЕХ ПРОБЛЕМ УКРАИНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

— Вы уже пять лет являетесь секретарем Национального союза журналистов Украины. Многие обвиняют Союз в том, что он фактически не вмешивается в острые темы — такие, как, например, дело Гонгадзе. Как вы можете прокомментировать это?

— У меня очень непопулярный ответ на этот вопрос. Большинство из молодого поколения, с которым мне приходится общаться, уже знает саму фамилию. Еще определенная часть людей знает легенды. Дело Гонгадзе — это олицетворение всех тех проблем украинской журналистики, которые были, есть и остаются. Его нужно рассматривать не только с точки зрения логического результата. Это — дело, которое каждый должен понять и сделать работу над ошибками, которую не сделал в свое время. Это касается профессиональной этики, умения проводить журналистские расследования, умения беспокоиться о жизнеобеспечении профессии журналиста. Потому что, к сожалению, у нас сегодня подрастает поколение репортеров, которые ничего не знают о том, что у нас, с точки зрения жизнеобеспечения, самая сложная профессия, а они не владеют простейшими навыками самообороны, самозащиты и так далее. Самое важное — мы должны выносить уроки: политики — свои, журналисты — свои.

Я не могу говорить от имени Национального союза журналистов Украины, ведь это более 18 тысяч членов, но для Колледжа прессы и телевидения было очень символичным то, что именно нашей студентке было доверено открывать памятник Георгию Гонгадзе в Киеве.

— Каким вы видите будущее украинской журналистики?

— У нас долгое время отсутствовало гражданское общество. За граждан по всем вопросам думало и принимало решения государство. Поэтому сегодня надо, чтобы граждане стали сознательными, а это возможно, в том числе, и благодаря воздействию средств массовой информации. С ростом гражданской сознательности возрастут требования и к средствам массовой информации. Мы должны выполнить свое домашнее задание — некачественных политиков отправить учиться, а обществу самому начать развиваться. И это вопрос самоактуализации личности — задача, которая стоит перед всеми нами.

Виктория ВЕСЕЛОВСКАЯ, корпункт «Дня» в Николаеве

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать