Гримасы электронной демократии...
«Вы это серьезно или по-русски?»
В период выборов наше ТВ становится еще более неинтересным, чем в обычное время. Тошнотворная политическая реклама, которую тягостно воспринимать нормальному человеку, — просто ложь, наглая ложь и социология, беснование политических агитаторов и сводки с избирательных фронтов (без преувеличения: там напали на кандидата, там избили, там арестовали и т.д.) не добавляют жизненной энергии и оптимизма. Но и это надо пережить и с достоинством исполнить гражданский долг.
О ЖУРНАЛИСТАХ И КЛЕВЕТЕ
В программе «Политклуб» Виталия Портникова на ТВI обсуждали еще один мрачный закон, проголосованный в Верховной Раде. Речь, конечно же, идет о юридическом «изделии» нардепа г-на Журавского, после которого всякая нормальная журналистская деятельность становится крайне затруднительной. Теперь все сказанное и написанное может быть объявлено клеветой, а журналист ограблен до нитки и отправлен в тюрьму. Разумеется, с помощью самого независимого в мире суда. Огромные штрафы и уголовное преследование — вот подарок Партии регионов отечественной журналистике. И не только ей. Ныне могут привлечь за высказывание в Интернете (и никакой псевдоним не поможет), за неосторожно сказанное на улице, в транспорте слово. Пикантно, что г-н Журавский окончил факультет журналистики и в прошлом даже сам писал, потом, правда, без отрыва от политики стал доктором политических и доктором юридических наук. Удивляет только, почему его еще до сих пор не избрали в НАН Украины, там таких любят...
Ошеломленные и даже почти утратившие дар речи журналисты возлагают надежды на В.Ф. Януковича, который, как они рассчитывают, не подпишет этот депрофессионализирующий целую социальную группу закон. Ведь он означает фактическое уничтожение жанра журналистских расследований.
А сколько наших «очень умных и всезнающих» журналистов в 2010 году абсолютно не почувствовали, что грядет принципиальное изменение самого характера власти в стране. Как беззаботно хихикали, мол, какая разница, все они одинаковы. Сейчас журналисты на своих шкурах почувствуют фундаментальную разницу. Многие ведь способствовали дезориентации общества в исключительно важный, переломный момент истории.
В результате — страшная, трагическая ошибка. Как писал Маркс: «Нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда первый встречный авантюрист может легко овладеть ею». Да, «оранжевые» и «белосердечные» были глупые, алчные и бестолковые. Но те, кто пришел, оказались чудовищными.
Это только некоторым экзальтированным писательницам политические монстры кажутся маленькими смешными человечками.
А бороться с клеветой надо, но не такими методами, что отвратительнее любой клеветы. И закон подобного рода, разумеется, тщательно переработанный, отшлифованный лучшими юристами, а не Журавским, рассмотренный международными юридическими институциями, может быть принят, но лишь при условии наличия в Украине цивилизованного и независимого от власти, от взятки, от коррупции правосудия. Без такового закон превращается в гильотину для журналистов, в кляп для честных людей, которые ничего в нынешних украинских судах доказать не смогут. Может, когда-нибудь у нас появится нормальный состязательный судебный процесс, вот тогда будет смысл вернуться и к возможному закону о наказании за клевету.
Известный журналист и в свое время член команды Кучмы — Александр Мартыненко — в программе Шустера успокоил всех тем, что этот закон Журавского невозможно применить. Какая очаровательная наивность опытного человека! В наших судах, если кто-то влиятельный очень заинтересован, применить можно все, что угодно. У нас ведь нелогичность, абсурд в судебных решениях никого не смущает. При нашем правосудии любой закон опасен для общества.
Анна Герман убеждала, что Президент не подпишет закон Журавского. Столь же уверенно она обещала ранее, что не будет подписан закон о языках, госбюджет и т.д. Удивляет весьма слабая реакция самих журналистов. Как выразился Виталий Портников, Украину погубит коллаборационизм, который подсознательно сидит в украинцах, в том числе — и в журналистах. Это — стремление ко всему приспособиться, все пережить, пересидеть, дождаться освобождения (чужими руками), вместо посильной борьбы против зла. Даже присутствовавший в студии ТВI экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко удивился: мы констатируем, а где же реакция? Вынужден признать, что умных, глубоких и действительно креативных мыслей в студии Портникова было намного меньше, чем приглашенных журналистов. А вот амбициозность, нарциссизм, способность слышать только себя — просто зашкаливали. Мы не умеем интеллектуально работать, находить оптимальные решения и переходить к практике. Все начинается и заканчивается ни к чему не обязывающим пустословием.
СТРАШНО ЗА ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ
У Савика Шустера обсуждали решение суда по делу о долгах ЕЭСУ российскому министерству обороны 15 лет назад. Как известно, суд принял решение в пользу Российской Федерации, а это значит, что Украина, почему-то взвалившая на себя долг частной компании, будет вынуждена заплатить почти 400 миллионов долларов. Ну, реально заплатим мы, налогоплательщики. Кстати, нынешняя власть — большой специалист по проигрыванию судов, когда нужно защищать государственные интересы. Мы еще не забыли, как в Стокгольме власть проиграла суд г-н Фирташу, что стоило нам всем нескольких миллиардов. Большинство людей в студии признало суд по ЕЭСУ политическим мероприятием. А политолог В. Фесенко выразил уверенность, что решение суда ПР использует на выборах, а потом его отменит. Его коллега В. Карасев добавил, что сегодня власть готова на все, даже отдать 400 миллионов, чтобы только окончательно вывести из игры Юлию Тимошенко. Используются не только суды, все решения которых, по словам представителя ВО «Свобода», диктуются на Банковой. На «Интере», с ссылкой на нардепа, генерала и отчаянного борца с мафией (подозревает ли об этом последняя?) Григория Омельченко, заявили, что Юлия Тимошенко завербована Владимиром Путиным, а конспиративную связь с ним поддерживает через Виктора Медведчука... Интересно, где то дупло в дубе в Голосеевском лесу Киева, в котором она оставляет сообщения куму Путина? Когда начинают нести подобное, становится страшно за психическое здоровье нации. Кстати, в свое время генерал Омельченко был причастен к обвинениям по так называемому педофильскому скандалу, когда на всю Украину опозорили трех народных депутатов. С тех пор скандал затих, ни о какой юридической оценке мы не слышали, а вчерашние обвинители молчат как рыбы. В нормальной стране уже давно сидели бы либо преступники-педофилы, либо клеветники. Но на шпионской романтике «Интер» не остановился, дав сюжет об интервью дочери политзаключенной, Евгении Тимошенко, в котором она выразила надежду, что Владимир Путин поможет освободить ее мать, но, что интересно и примечательно, — прямой речи Евгении Тимошенко не было. А тут ведь так важны нюансы и интонации. Неужели на «Интере» не знают, что маленькое лукавство порождает большое недоверие?
Нардеп Соболев сообщил, что вскоре по Первому Национальному каналу будет показан уже заказанный в России фильм с дискредитацией Тимошенко. Возможно, это заявление напугает заказчиков, и они покажут пасквиль по какому-то другому каналу?
Коммунист Царьков снова рассказывал о «райской жизни» под властью ЦК КПСС, об электроэнергии за 2 копейки, о колбасе за 2,10 и так далее. Но не сказал, что такая колбаса была лишь в привилегированных городах, а бездумное растачивание природных и энергетических ресурсов привело к тому, что СССР разорился и развалился. Как всегда, одессит проклинал бандеровцев и кричал, что коммунисты спасли мир от фашизма. Конечно, расстреляв человека, можно абсолютно гарантированно спасти его от виселицы. И геноцид миллионов украинцев был у нас организован совсем не фашистами, а именно коммунистами. Лозунг пролетарского революционера с монархической фамилией живо напомнил мне, как на канале RTVI питерский историк Юлия Кантор, не моргнув глазом, брякнула, что советская власть, организовав в 1940—1941 годах массовые депортации эстонцев, латышей и литовцев в Сибирь (где очень многие из них и погибли), «спасла их этим от нацистской оккупации». Да, ГУЛАГ — это лучшее спасение от Бухенвальда; опять же, солнечная Колыма — это вам не какой-нибудь Маутхаузен...
На десерт Царьков достал какую-то «захалявную книжечку» и прочитал расписку некой Ганны Стецив, где она обязывалась помогать КГБ в борьбе против украинского буржуазного национализма. Но коммунист забыл сказать, какая партия руководила действиями ЧК-ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ и несет за них всю полноту юридической, политической и моральной ответственности.
Должна нести...
Евгений Киселев свел на своем «ринге» Олега Тягнибока и Наталью Королевскую. Королевская все выступление построила на противопоставлении «новых и старых политиков». Правда, так и не объяснила, в чем же состоит новизна политика Королевской и прочих беглецов из БЮТ. Ну, а политик-футболист Андрей Шевченко и политик-актер Остап Ступка — это уже из сферы анекдотов.
Даже Киселев не удержался от соблазна поиздеваться, спросив Королевскую, действительно ли Ступка-младший бросит театральную карьеру ради сидения в Верховной Раде, а знаменитый хирург из ее списка бросит свою операционную...
Претендентка ударилась в хорошо отполированную риторику, которая, однако, напоминала сценическую роль в провинциальном самодеятельном театре. Особенно умилило ее пафосное восклицание: «Мы не имеем опыта, как разворовывать госбюджет...» Ну, это дело наживное и достаточно незамысловатое, — раз украл, два украл, вот и опыт появился.
Под занавес Королевская произнесла спич об «ужасности» украинских националистов, наговорив множество глупостей из арсенала ортодоксальных ветеранов КПСС. Действительно, «эти страшные люди» могут ведь заставить Королевскую выучить украинский язык, что было бы с их стороны очень негуманно. Неужели эта небедная госпожа не может нанять себе репетитора по украинскому языку? Или речь идет о принципиальной по этому поводу политической позиции? Тогда не мешало бы ознакомить с ней общественность...
Ну, да Бог с ними, с киевскими избирательными телестраданиями. Тут вот смотрел я трансляцию по телеканалу ТРК «Крым», который является государственным и подчиняется центральной власти страны. Показали заседание, где местные начальники обсуждали важные вопросы об очищении Крыма от остатков украинского языка. Некий деятель Верховной Рады Крыма по фамилии Иоффе очень убивался по поводу того, что нечто украинское еще сохранилось и на ТРК «Крым». Оказывается, там каким-то чудом уцелел украинский логотип. Но, как с чувством глубокого удовлетворения сообщил г-н Иоффе, новоназначенный директор этого СМИ, некто по фамилии Гулеватый (чудесная фамилия для борца с украинским!), уже подсуетился, и украинского логотипа — больше нет. В заключение Иоффе выразил большую благодарность закону Кивалова — Колесниченко. То, что делается в Крыму и Донбассе, потом распространяется на всю Украину, есть такая закономерность...
По многим телеканалам прошла сенсационная информация об издевательствах над заключенными в тбилисской тюрьме. К сожалению, во многих странах в таких закрытых специфических заведениях происходят страшные вещи. Важной является реакция власти. В Грузии она была стремительной и конструктивной — отставка двух министров, арест виновных, коренное реформирование пенитенциарной системы.
А что же у нас, учитывая постоянные избиения и убийства задержанных в милицейских участках, террор в тюрьмах и колониях?
В этом смысле врезался в память сюжет на ТВI, который вообще был посвящен форуму книгоиздателей во Львове. В рамках события прошла пресс-конференция в Музее «Тюрьма на Лонцкого», где известный историк Владимир Вятрович рассказал, что рядом с музеем находится действующий СИЗО МВД Украины, откуда постоянно доносятся крики истязаемых людей. Но мы — не Грузия, у нас ничего не покажут по телевидению, не уволят министра, не накажут виновных, не станут реформировать систему исполнения наказаний. Этим мы и отличаемся от Грузии, где бурлит жизнь со всеми ее неоднозначностями, а у нас «стабильное болото» с «чертями» и «ведьмами».
Ваш покорный слуга снова не удержался от созерцания экзотического московского телеканала «Мир», призванного экранными средствами укреплять единство СНГ, видимо, до полного воссоздания империи. Канал интересен тем, что откровенен до неприличия, наверное, в силу своей периферийности. Описываемая передача была посвящена двум выдающимся политикам современности (так их охарактеризовали авторы) — президенту Венесуэлы Уго Чавесу и президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду. Первый знаменит установлением в своей стране жесткого леворадикального режима, а второй — постоянными угрозами стереть с лица земли Израиль и попытками создать иранскую ядерную бомбу. И что же я услышал? Московский политолог Валерий Островский, захлебываясь от восторга, рассказывал, что Чавес создал в Латинской Америке «ось добра» в составе Венесуэлы, Кубы, Боливии и Никарагуа. Стоит ли удивляться, что Кубу, страну, где и не пахнет свободой, по старой советской привычке положено величать «островом Свободы». Такие же прелестные режимы и в остальных государствах.
Затем г-н Островский со слезами умиления поведал, что Ахмадинежад родился в семье бедного кузнеца (ах, этот трогательный советский «анкетный» подход!). Но человек он не простой, поскольку якобы его жена является прямым потомком одного из сподвижников Пророка. Сменявшие друг друга на экране коллеги Островского назвали Чавеса и Ахмадинежада «прагматическими, сдержанными политиками».
Перефразируя украинского классика, хотелось спросить: «Вы это серьезно или по-русски?». Звучали проклятия по адресу американского империализма и намеки на то, что Ахмадинежад может быть хорошим союзником России. В Москве забывают, что еще великий вождь исламской революции Рухалла Мусави Хомейни сформулировал «теорию двух шайтанов». «Первый шайтан» — США, а «второй» — СССР (ныне РФ). Если Иран с его стремлением к освобождению всех мусульман из-под гнета «неверных» обзаведется ядерным оружием, то достать «первого шайтана» будет все-таки проблематично, а «второго» — элементарно. Но очень симптоматичным является стремление российского политического класса искать себе друзей и союзников в столь специфической среде. Советская традиция? Ведь дружили с людоедом Бокассой в Центральной Африке и с Иди Амином в Уганде, который тоже человечинкой не брезговал. А как с формулой: «Скажи мне, кто твой друг...»?