«Инфокалипсис» наших дней

На прошлой неделе в Москве прошла Первая международная телевизионная конференция стран СНГ и Балтии «Мир новостей». В числе прочих там побывала и выпускающий редактор информационно-аналитической службы телеканала «Интер» Ирина МИЛИНЕВСКАЯ. «День» предложил ей рассказать о том, какие новые тенденции в развитии ТВ постсоветского пространства были зафиксированы на этой конференции.
— Хотелось бы отметить сразу — это была первая международная конференция, посвященная производству русскоязычных новостей. 367 участников и 187 телекомпаний — столь представительный форум, конечно, говорит о многом. И буквально с первых выступлений (а открывал конференцию президент российской Национальной ассоциации телевещателей Эдуард САГАЛАЕВ) как- то сам собой родился лозунг «Власть, телевидение, ХХI век». И в какой бы последовательности ни произносились эти слова, именно они во многом сегодня являются определяющими в работе журналиста. Здесь прежде всего необходимо говорить о профессионализме и ответственности людей, которые делают новости.
Все участники конференции и практически все выступающие, среди которых Генрих Юшкявичус — советник Генерального директора ЮНЕСКО, Манана Асламазян («Интерньюз»), Леонид Парфенов (НТВ), Роб Рейнолдс, (CNBC, США), говорили о том, что сегодня новости — это сплошные катастрофы и жертвы, причем это проблема не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире.
Было найдено даже определение такому состоянию новостийных программ — «инфотейнмент», или «инфокалипсис» — сплошная беда, гибель цивилизации. И с тем, что такое положение дел необходимо менять, согласились все участники дискуссий. Новости не могут состоять из сплошных катастроф и убийств. Возможно, поэтому люди, занятые новостийным производством, — особенно это было заметно при просмотре сюжетов российских, казахских, грузинских, украинских компаний — стараются подавать политическую, экономическую проблемы через «человека», через эмоции. Все реже можно увидеть так называемые «паркетные» съемки, «заседаловку». И это совершенно закономерное явление в современном телевидении. Ведь то, что обычный человек с его проблемами выходит в новостях на первый план, выглядит уже абсолютно естественно. Людей перестала интересовать политика в ее чистом виде.
Очень важную, на мой взгляд, информацию представил Шарль Бебер («КАНЕ», Франция). По заказу ведущих мировых телекомпаний, таких как BBC, CNN, CDF, было проведено специальное исследование. Выяснилось, что главный новостийный зритель — 50— 55% — человек в возрасте 65 лет и старше. А вот молодежь в возрасте от 15 до 24 лет составляет в среднем 5—9% аудитории. Такая тенденция наблюдается во всем мире. Молодежь новости не смотрит. Чтобы привлечь эту аудиторию, поставщики новостийного телепродукта заняты поиском новых визуальных форм. Меняется стилистика — неформальная подача новостей, интерактивные опросы, оперативность и скорость. Так, на американском телевидении монтаж новостей скорее напоминает клип, все чаще используется графический материал, имидж — что называется «взрослый ведущий» — все что он говорит, априори вызывает доверие. Или ведущих двое — при этом обязательно присутствует контраст: блондин — брюнетка, белый — темнокожий.
Но какие бы новые технологии не использовались, главным остается профессионализм журналиста, его умение отыскать и грамотно подать ту или иную информацию. И главное требование — говорить правду и только правду. Но здесь, конечно, любой телезритель скажет, что по крайней мере на постсоветском пространстве это невозможно. Особенно, если это — местная телекомпания, где давление власти ощущается весьма сильно. Но как показали дискуссии и представленные на обсуждение сюжеты, на самом деле «не так страшен черт, как его малюют».
Как бы там ни было, именно телевидение является довольно весомой, если не главной, составляющей в формировании общественного мнения, и власть это сегодня хорошо понимает, так что в свою очередь ищет пути взаимопонимания и примирения.
Выпуск газеты №:
№109, (2003)Section
Медиа