Информационное пространство — не проходной двор
Юрий ПЛАКСЮК: Последние судебные процессы свидетельствуют о болезнях незащищенности медиа-сферы, на которую постоянно влияют сильные мира сего
За все годы независимости украинское информационное пространство оказалось не только наиболее незащищенным, но и, по сути, «оккупированным» иностранными субъектами. Свидетельством тому, например, последние демарши городских и областных советов ряда юго-восточных областей по предоставлению русскому языку статуса второго государственного или официального на определенной территории; притеснения украиноязычных средств массовой информации; вольготное, а в большинстве вульгарно-агрессивное обращение в сфере русскоязычных телерадиокомпаний; расширение сети книгопечатания не государственным языком и т.д. Все эти «вирусы» — как взращенные у нас, так и занесенные в наше информационное пространство извне, продолжают шириться.
Кто должен в этой ситуации взять на себя роль защитника? Прежде всего, конечно, государство. Органов, чье назначение заключается именно в защите информационного пространства, — несколько. И все они годами соревнуются в своей неэффективности.
Среди ответственных за информационное пространство — в частности, Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины. В Положениях об этом органе четко и конкретно записано: «участие в формировании и реализации государственной политики в информационной и издательской сферах, в сфере защиты морали», «государственный контроль» в названных выше сферах, «расширение информационного пространства», увеличение «доступа к национальным информационным ресурсам», «повышение уровня информационного обеспечения населения в соответствии с европейскими стандартами». По сути, уместнее было бы его называть Министерством информационной политики. Но не в названии суть. Обязанностей у этого государственного учреждения хватает, прав тоже немало, а вот как дела с их выполнением, мы узнали у председателя комитета Юрия ПЛАКСЮКА.
— Следить за движением в информационном пространстве должно государство. Ведь это пространство — не проходной двор, где каждый может ходить, где хочет и как хочет, — говорит Юрий ПЛАКСЮК, обосновывая необходимость существования Госкомтелерадио. — Тем более что Комитет выполняет столько разных информационно-отраслевых функций, что без этого ни одна государственная служба не смогла бы реализовать их комплексно и эффективно.
Комитет занимается не только всеми государственными телерадиоструктурами, как было еще в советское время, но и всеми государственными СМИ: печатными, аудио и видео, книгоиздательской сферой. Комитет и Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, дополняя друг друга, совместно формируют целостную информационную политику в стране. В Госкомтелерадио поле деятельности связано прежде всего с материально-техническими и творческими процессами национальных и областных государственных телерадиокомпаний. В частности, производством телерадиопрограмм по государственному заказу. Комитет сотрудничает также с региональными подразделениями по вопросам прессы и информации, которые в том числе занимаются на областных уровнях вопросами печатных и электронных СМИ. Все эти структуры финансируются из бюджета страны. Комитет обеспечивает деятельность всего 31 организации. Кстати, отмечу, что в нынешнем году на производство телерадиопрограмм в госбюджете предусмотрено 360 млн. гривен, а на их распространение — около 97 млн. гривен. Эти средства лишь на 30 процентов покрывают потребности государственных телерадиоорганизаций. Тем более, что Концерн РРТ предоставляет им телекоммуникационные услуги на уровне коммерческих структур. Никаких привилегий нет. А все, что смогут заработать областные государственные ТРК на рекламной деятельности и предоставлении разных платных услуг, идет в основном на материальное поощрение работников, и какая-то малость — на развитие. Но это мизерные средства, поэтому неудивительно, что почти каждый год возникает кредиторская задолженность региональных государственных телерадиокомпаний перед Концерном.
«ОГТРК ЗАБЫЛИ, ЧТО ОНИ — НЕ КОММЕРЧЕСКИЕ»
— Более двух лет у Комитета не было руководителя. Насколько это сказалось на качестве его работы? Заняв в апреле должность председателя Комитета, с чем вы в первую очередь столкнулись?
— Конечно, каждый заместитель, каждый департамент, отдел работали. Но обобщить, понять целостную управленческую систему координат Комитета без руководителя было сложно. Многие решения принимались кулуарно, непрозрачно. Имела место и кадровая чехарда, случаи покрывания злоупотреблений отдельных генеральных директоров ОГТРК. Преимущественно разделение шло на «своих» — и бездумных исполнителей, так сказать, служебных чернорабочих, на которых списывались все недостатки. Привлекала лишь государственная служба, а не государственное дело, государственные интересы. Некоторые областные телерадиокомпании забыли, что определяющими для них являются государственные приоритеты, а не коммерческие. И их обязанность показывать реальное состояние общественно-экономической жизни в регионе, а не заниматься пиаром местных князьков и денежных мешков, а тем более — не рассказывать о ночных клубах, модных дефиле, выставках драгоценностей и дорогих автомобилях.
Или возьмем некоторые районные газеты, которые состоят из двух страниц, — на одной поздравления, на другой — соболезнования. Как ни странно, а приходится еще читать и о сплошных рапортах о бурной деятельности. Не лучше дела с эффективным использованием времени и средств в телерадиокомпаниях. Например: в компании работает 350 человек, которые производят собственного продукта аж... 2,5 часа. Плюс радио до 6 — 8 часов дотягивает. Значит, каждый член этой «компании» производит продукции всего на несколько минут за весь рабочий день. Причем у генеральных директоров по шесть-семь заместителей. Тогда как в коммерческих компаниях работает по 80— 90 человек и их эфирное время составляет 24 часа.
— Я бы сказал, что это тоже не показатель с точки зрения производства для общества телерадиопродукции. Так как из тех 24 часов программ собственного производства у коммерческих компаний наберется меньше шести-восьми. Все остальное — зарубежная кинопродукция и разные развлекательные программы...
— У них своя информационная политика и свои правила игры, свое понимание законодательных норм.
— И свои влиятельные покровители?
— А они требуют высоких рейтингов. А где рейтинги? Там, где бурлят политические, финансовые, гламурные страсти? Где-то около 70 процентов всех программ и передач центральных коммерческих каналов создается на столичной почве, или, как говорят журналисты, на киевском паркете. Поэтому неудивительно, что одни и те же сюжеты почти на всех каналах с одними и теми же действующими лицами. Когда ставки высоки, некогда подумать о журналистской этике, о здоровом профессиональном соперничестве. Тогда как каждое замечание по этому поводу расценивается не иначе как посягательство на свободу слова.
Такая ситуация сложилась не вчера и не сегодня. Последние судебные процессы нескольких телеканалов подтвердили серьезные болезни незащищенности информационной сферы, которая постоянно в стране подвергается постороннему влиянию сильных мира сего. А это опасно для общества. Особенно сейчас, когда, наконец, начинает формироваться система общественного вещания. Подчеркиваю, именно общественного, а не «гражданского». Это разные вещи и их не стоит путать. «Гражданское» радио и телевидение может быть сегментом общественного, поскольку выражает интересы лишь одной или нескольких общественных образований, территориальных общин, тогда как общественное — гармонизирует интересы всех граждан общества. Поэтому я полностью поддерживаю президентскую концепцию создания общественного телерадиовещания.
«ПРЕДЛАГАЕМ ВВЕСТИ АБОНЕНТСКУЮ ПЛАТУ»
— Юрий Александрович, уже не первый год говорится о разгосударствлении региональных телерадиокомпаний. Какую позицию здесь занимает Комитет?
— Если кратко — то государственную. И те, у кого чешутся руки как можно скорее «прикрыть» государственные ТРК, должны знать, что речь идет о целостном имущественном телерадиокомплексе стоимостью в миллиарды гривен. И в чьи руки его передавать? И сколько может быть тех рук? Неужели плачевные примеры с разбазариванием государственного имущества в других областях ничему не научили? А в данном случае речь идет не о тракторах, комбайнах, коровниках, станках, отдельных заводах и фабриках, а об огромных информационных ресурсах, о телерадиопространстве, в котором должна присутствовать позиция и голос государства, страны, а не чьи-то частные временные прихоти. Наконец, следует помнить об информационной безопасности Украины. Разве мы не видим, как коммерческие каналы постоянно играются в новые форматы, перекраивают сетки вещания, покупают новых шоуменов, в том числе за границей, а со временем исчезают из горизонта целые компании, как, например, произошло с «ЮТАРом», «Грависом» или «Радио Рокс», «Мегаспортом», многими региональными ТРК. Это же несерьезно и опасно. А значит, только закон и задекларированный правительством исполнительский порядок вместе с надлежащей организационной готовностью государственных ТРК обеспечат эволюционный переход от во многих случаях архаических способов регулирования государственного телерадиовещания к общественному. А если конкретнее, еще добрый десяток лет государство обязано быть ключевым игроком в организации общественного вещания, минимум на 51 процент влияя на его деятельность.
Кстати, Госкомтелерадио предлагает предусмотреть не только введение абонентской платы как источника финансирования общественного телерадиовещания, но и определение прозрачных финансовых приоритетов для меценатов, спонсоров, инвесторов. Точнее — некоторые налоговые льготы для тех, кто имеет желание и возможности вкладывать средства в эту сферу.
— Юрий Александрович, с организаторской точки зрения вроде бы это все предусмотрено. Но ведь как себя будет чувствовать новый «поезд» под названием «общественное вещание на старых рельсах»?
— Действительно, техническая база областных государственных телерадиокомпаний нуждается в переоснащении. Ведь по-настоящему они обновлялись 25 — 30 лет назад. То есть телерадиокомплексам с такой технической начинкой нечего мечтать о европейских стандартах вещания. Речь идет о значительных финансовых затратах. И начинать следует с флагманов телерадиоэфира — НТКУ, НРКУ. Поэтому делаем наиболее оптимальные расчеты. Для этого по каждому региону персонально проводим инвентаризацию всех технических средств. Кстати, вырисовывается интересная картина. Там, где руководители подходили к этому делу по-державному, заботились о перспективе развития компании и каждый год вкладывали определенную сумму средств в переоснащение, там особых проблем не будет, в том числе с внедрением цифрового телевидения. Это, между прочим, хороший способ тестирования руководителей.
— Но не менее сложная и запутанная ситуация сложилась с реформированием государственных и коммунальных СМИ. Сдвинется ли и как скоро этот «воз» с места?
— Я убежден, что это произойдет уже в следующем году. Еще в октябре 2005 года Парламентская ассамблея Совета Европы призвала руководство Украины начать разгосударствление печатных средств массовой информации, основанных органами государственной власти и местного самоуправления. В январе 2006 года был указ Президента Украины, которым предусматривался ряд мер по ограничению влияния местной власти на коммунальные СМИ и постепенный переход к их разгосударствлению. Госкомтелерадио разработан проект Закона Украины «О реформировании государственных и коммунальных печатных средств массовой информации», где определен механизм и сроки реформирования. Процесс продлится семь лет — три года первый этап и четыре года — второй. Это со дня вступления в силу закона. Причем будут предусмотрены средства — для первого этапа предлагается сумма до 17 млн. гривен, для второго — 250 млн. Это, конечно, ориентировочные расчеты. Кроме того, предлагаются разные варианты бесплатного предоставления имущества предприятиям, созданным редакциями печатных СМИ, льготные условия аренды помещений и т.п.
Комитет будет выступать также с предложениями об объединении районных газет: создании межрайонных с соответствующими корпунктами, хотя и сегодня без реформирования это не запрещается законодательством. В качестве базового будет браться район, где техническая база соответствует современным полиграфическим требованиям, где созданы нормальные условия для работников редакций и где СМИ находят поддержку в органах местного самоуправления.
НЕ НАЗЫВАЙТЕ ТЕЛЕПРИЕМНИК «ЯЩИКОМ»
— А как насчет языка?
— Что касается использования государственного языка в эфире, то здесь, по моему мнению, надо внести определенные уточнения в статью 10 Закона «О телевидении и радио». Хорошо известен тезис из этой статьи: «телерадиоорганизации ведут вещание на государственном языке». Что означает «ведут вещание»? Это только дикторов, ведущих касается? Законодатель должен конкретизировать эту новеллу, чтобы не было разночтений и в эфире не возникали никакие языковые барьеры. Тем более, знаю из практики, что каждый член Нацсовета понимает и трактует эту статью на свой лад. Требование должно быть одно для всех: журналисты, ведущие прямого эфира, корреспонденты, дикторы государственных и общенациональных телерадиоканалов должны быть украиноязычными. Если гость студии или собеседник на месте события не владеет украинским языком, то ведущий должен это предварительно согласовать с ним: какой язык он понимает лучше. И еще одно. Местные органы самоуправления должны защищать языковые интересы нацменьшинств не «вообще», а лишь в случае конкретного обращения объединения граждан той или другой национальности. И тогда сразу политика исчезнет. Государство обязано дать человеку возможность высказаться в СМИ на том языке, который он считает своим родным, а национальным меньшинствам — развивать свою культуру, свою языковую среду. Особого уточнения и конкретизации требуют положения о якобы национальных меньшинствах. Здесь тоже путаница, и каждый известную Хартию понимает по-своему. Что касается нового языкового законопроекта группы народных депутатов, то безусловно в Верховной Раде Украины по данному поводу будет острая дискуссия. Убежден, что и Президент Украины, и председатель Верховной Рады Украины, как никто, понимают необходимость взвешенного обсуждения вопроса, чтобы не вызвать возмущения в обществе.
Следует определить наконец рамки употребления русского языка, который отнюдь не является средством общения национальных меньшинств, а с другой стороны — обеспечить незыблемость государственного статуса украинского языка. Как и незыблемость границ государства Украина. Поэтому моя позиция проста: наряду с новациями в отношении использования русского языка усилить в законе ответственность как государственных чиновников, так и функционеров всех властных и хозяйственных уровней, без скидок «на региональные особенности», за игнорирование обязательного владения украинским языком, тем более — пренебрежение к гражданам, которые свои проблемы доносят до этих государственников на родном языке.
— Юрий Александрович, вы справедливо говорите о том, что надо улучшать качество телерадиопродукции. А это, как известно, зависит от уровня профессионального мастерства не только телерадиожурналистов, но и других специалистов, ведь, в отличие от печатных СМИ, эту продукцию создают по меньшей мере 3—4 человека.
— Действительно, телерадиопродукт является результатом коллективного творчества. Это как в оркестре. Одна фальшивая нота — и произведение некачественное. Чтобы этого не было, разрабатываем целостную программу переподготовки всех кадров, в том числе и руководящих. Хочешь получить более высокую должность — получи для этого соответствующие знания. Такие возможности есть. В нашей системе действует Институт повышения квалификации. Причем его услугами могут воспользоваться работники всех телерадиоорганизаций — государственных, коммунальных, частных. Только одна просьба к творцам газетных публикаций: не называйте телеприемник «ящиком». Это обижает телевизионщиков, которые днями и ночами греются возле не совсем благоприятных для здоровья электронных приборов, чтобы мы познавали мир в режиме «on line».
«УКРАИНСКАЯ КНИГА» БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ И В ДАЛЬНЕЙШЕМ
— Что скажете о результатах последней книжной выставки-ярмарки, которая проходила под эгидой Госкомтелерадио?
— Во-первых, практически все области демонстрировали свою продукцию. Причем изготовленную на государственных полиграфических предприятиях. Значит, издательско-полиграфическая отрасль хоть медленно, но становится на ноги.
Во-вторых, среди авторов — в подавляющем большинстве — новые имена, молодые, талантливые поэты и прозаики. Так что программа «Украинская книга» действует. Правда, в последние годы были перекосы, которые несколько понизили репутацию этой программы. Отдельные авторы, особенно столичные, попадали в списки по несколько раз и далеко не с бестселлерами. И это при том, что существовал якобы строгий отбор. Это опять-таки рецидивы непрозрачности, кулуарности. Поэтому несколько откорректировали состав Экспертного совета, пересмотрели отдельные недостатки определения книг-победителей в тех или других номинациях. Кстати, мне было приятно, что среди победителей в этом году на выставке-ярмарке была названа книга-двухтомник «Екстракт + 200», издание газеты «День». Как по мне, то вся книжная продукция, которая выходит в серии «Библиотека газеты «День», заслуживает высокой оценки и нуждается в серьезном осмыслении. Недаром Оксана Пахлевская называет газету «интеллектуальной лабораторией». И это заслуженно. Такие издания, как газета «День», должны побуждать других привлекать наиболее квалифицированных в своей области, авторитетных в обществе авторов поднимать темы, которые генерируют добро, оптимизм, согласие, порядочность и моральную требовательность. Тогда низкопробные издания сами собой исчезнут с прилавков.
В завершение хочу поздравить авторов более сотен книг и десятки издателей, которых Экспертный совет при Госкомтелерадио определил победителями на право издания своих работ в 2010 году за средства госбюджета по программе «Украинская книга».
И такая государственная поддержка будет и в дальнейшем.
Выпуск газеты №:
№182, (2010)Section
Медиа