Искушение админресурсом
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20051110/4208-9-1.jpg)
Оппозицией обсуждается возможность использования нынешней властью на предстоящих парламентских выборах административного ресурса (в частности, в связи с последними кадровыми решениями). «День» решил поинтересоваться мнением экспертов по поводу того, ? БУДУТ ЛИ НЫНЕШНЯЯ ВЛАСТЬ И ПРОВЛАСТНЫЕ СИЛЫ НА ВЫБОРАХ-2006 ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РАБОТУ СМИ? В КАКИХ ФОРМАХ?
Владимир ФЕСЕНКО , Центр прикладных исследований «Пента»:
— Теоретически со стороны отдельных представителей власти такие попытки могут быть предприняты. На практике, если посмотреть на прошлогодние президентские выборы или по сравнению с парламентскими выборами 2002 года, — возможностей для использования административного ресурса будет на порядок меньше. По многим причинам. Во-первых, сегодня центральная власть — и Президент, и его структуры, и правительство — намного слабее, чем был режим Кучмы. И люди это чувствуют. Если бы сейчас была такая же ситуация, как в начале этого года, то тогда, возможно, какой-либо из телеканалов и пытался бы заигрывать с провластными структурами. Но сегодня практически для всех очевидно, что ни Ющенко, ни правительство Еханурова, ни какие-то отдельные властные фигуры не являются фигурами долгосрочными. Поэтому особо к ним прислушиваться не будут. Даже если будут попытки попросить что-то сделать: поставить своего человека в сюжет, дать выгодную кому-то новость и так далее. Думаю, что возможностей влияния у власти сейчас будет меньше именно из-за ее слабости, неразберихи в процессе принятия решений. Во-вторых, власть — не едина, неоднородна. Во власти, например, присутствуют социалисты, у которых своя борьба на этих выборах. Внутри команды Ющенко идет своя борьба. В-третьих, поменялась общественная атмосфера. Это тоже следует учитывать. Если посмотреть, на какие СМИ сможет опереться Ющенко, то можно обнаружить очень парадоксальную вещь. Если не считать газеты «Без цензуры», то у власти почти нет своих собственных медиаресурсов. Если посмотреть на «5 канал», владельцем которого является Петр Порошенко, то он занимает достаточно независимую позицию. Канал, конечно, можно в чем-то упрекать. Но можно также вспомнить, что и Бродский свои обвинения начинал выдвигать на «5 канале», и Тимошенко там появляется регулярно. То есть нельзя сказать, что через «5 канал» действует админресурс. Первый Национальный — посмотрим. Там только что поменялось руководство, и какая у него будет позиция — неизвестно. Но, во-первых, канал — не самый влиятельный, во-вторых — новому руководству еще надо взять контроль над ним. А если посмотреть на каналы, какими располагает либо прямо, либо косвенно оппозиция к Ющенко, то у них намного больше таких ресурсов.
Думаю, что админресурс будет активно использоваться в медиапространстве на местных выборах. Местные руководители, особенно если у них есть каналы влияния, обязательно постараются повлиять на медиапространство и медиаресурсы. Тем более, что в регионах слабее и собственники СМИ, и журналистские коллективы. Это в центре мы видим, что и собственники особо не опасаются за свое будущее и ведут достаточно самостоятельную политику, и журналистские коллективы окрепли. Журналисты сегодня во многих случаях уже могут влиять даже на редакционную политику. Во всяком случае в центре возможностей для цензуры гораздо меньше, чем в регионах. На этих выборах это могут быть лишь рекомендации относительно проведения медиаполитики. Это могут быть договоренности с собственниками. Может быть, с отдельными влиятельными журналистами. Но я не думаю, что все будет напрямую и опять будет повторение темников. Мы через это уже прошли. Будет влияние косвенное. Кроме того, у меня сложилось такое впечатление, что есть уже темники наоборот: когда те или иные политические силы используют свои средства влияния на журналистов и, включая свои пиарные возможности, пытаются влиять на то, кого печатать, кого не печатать, кого показывать, а кого нет, какие темы появляются в СМИ. Это — проявления политического, а не административного, ресурса — очень сильно сказывается и на фигурах, и на содержании новостей. И это мне кажется более актуальной проблемой, чем проблема использования админресурса.
Владимир ЗОЛОТОРЕВ , журналист:
— Вообще админресурс — достаточно размытое понятие. А поскольку нет точного определения, то очень трудно определить и административные возможности. Хотя любая власть — прямо или косвенно — имеет преимущество на выборах. Это, на мой взгляд, уже можно назвать админресурсом. И так или иначе партии, которые находятся при власти, будут использовать его. Иногда даже без собственного желания. Об этом знают все. Поэтому выборы проходят с учетом именно этого фактора. Но, думаю, пользоваться админресурсом будут не так жестко, как на выборах 2004 года. Например, это касается той же политической рекламы. У нас же политика и бизнес — это практически одно и то же. Если, условно говоря, политическая партия имеет через кого-то влияние на фирму, которая продает и размещает рекламу на бигбордах, то это тоже можно назвать админресурсом. Хотя, думаю, что админресурс в мягкой форме — не менее опасный, чем в жесткой. Ситуация со СМИ — такая же, как и в вышеприведенном примере с рекламой. Средства массовой информации так или иначе привязаны к тем или иным политическим силам. Соответственно, и интересы этих политических сил будут представлены в СМИ. На самом деле это не так уж и плохо. У нас — плюрализм мнений. И читатель, потребитель может выбрать то, что ему ближе.
Артем БИДЕНКО , руководитель Ассоциации внешней рекламы Украины:
— Не думаю, что нынешняя власть будет использовать старые административные возможности для вмешательства в работу СМИ во время избирательной кампании. Но связано это не с тем, что новая власть очень сильно отличается от старой, а в первую очередь — с тем, что необходимо еще научиться использовать подобные технологии. Леонид Кучма также не с 1994 года начал давить на прессу.
Второй фактор — это, конечно же, изменения в обществе, которые пока что не позволяют оставлять факты подобного давления без внимания. Однако этот фактор очень зависит от временных условий, и уверен, что если не будет происходить серьезных структурных изменений в системе власти, то он отойдет на второй план.
Дело в том, что сегодня бюрократический аппарат имеет чрезвычайные возможности для влияния и на СМИ, и на оппозиционных граждан. Речь даже не идет о тюрьмах или физическом уничтожении. Достаточно налоговиков, пожарников, жэков и т. д. для того, чтобы превратить работу любой газеты в ад. И однозначно: эти возможности будут использоваться властью во время выборов — но в малых масштабах. Прежде всего можно говорить о мелких региональных чиновниках, которые будут реализовывать «линию партии», как она им представляется.
Но со временем подобные возможности заинтересуют и высших должностных лиц, что является довольно ожидаемым. Поэтому только изменение системы власти, ее ответственность перед гражданами (а не наоборот), контролируемость смогут воспрепятствовать восстановлению старых порядков. Если этого будет недостаточно, то мартовские выборы станут для Украины последними демократическими — до следующей революции, если она состоится.
Выпуск газеты №:
№208, (2005)Section
Медиа