Искусство лжи

Ночью с 19 на 20 января в 01.25 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и фильм режиссера Мориса Пиалы «Полиция».
Фильм «Полиция» французского кинорежиссера Мориса Пиалы, который был создан в 1985 году, не просто полицейская лента, не обычная коммерческая криминальная драма, которыми изобилует история французского кинематографа. Это авторский фильм, действием которого, как говорится, движет скрытая религиозная пружина.
Сюжет картины повествует об истории инспектора полиции, грубого, жестокого, циничного человека. Но, расследуя дело о торговцах наркотиками, инспектор знакомится со странной, непредсказуемой девушкой, в которую влюбляется. Проблема в том, что эта девушка всех обманывает, и инспектор полиции не является здесь исключением.
Морис Пиала снял принципиально неполиткорректную ленту, наполненную насилием и вместе с тем — религиозным духом. Вообще же его называли экстремистом от режиссуры. Скажем, от актеров — а в «Полиции» в главных ролях снялись Жерар Депардье и Софи Марсо — он требовал не изображать определенные действия, а выполнять их физически.
Пиала исповедовал так называемый леворадикальный католицизм, который чрезвычайно критически относится к социальным институтам и призывает человека к уму и совести. В частности, следует согласиться с теми исследователями, которые считают, что в картине «Полиция» режиссер прибегает к так называемой художественной вивисекции души и человеческих страданий.
Согласно же с учением леворадикального католицизма, проблема страдания заключается в том, что люди не умеют его использовать. А это возможно лишь при участии ума и совести. Остальные средства — сомнительные, а часто — это просто красивые слова, которые, словно кислота, растворяют смысл; он вытесняется мистицизмом, а за мистицизмом приходит диктатура.
В фильме «Полиция» Пиала показывает ежедневную рутину полицейской работы. Вместе с тем он не выводит стражей порядка на постамент, но, собственно, потому, что с противоположной стороны — еще хуже. Для него все являются жестокими, все являются ворами и убийцами. Ведь настоящий грех художник видит в другом — в том, что преступники лгут. А ложь является одним из наибольших преступлений для христианина.
И это самый страшный грех, потому что он каждую секунду, постепенно и непрерывно разлагает человеческую душу... Дальше же, якобы, идет цепная реакция, потому что полицейские, чтобы добиться от преступников правды, борются против лжи тем, что сами вынуждены врать. Зло, таким образом, оказывается заразным.
Также стоит отметить, что фильм «Полиция» принимал участие в конкурсной программе Венецианского международного кинофестиваля, где Жерар Депардье был признан лучшим актером и получил соответствующий приз.
Не в последнюю очередь, наверное, из-за того, что Морис Пиала, творческий путь которого будет анализироваться в программе в специальном сюжете, как уже было сказано, снимая радикальные психодрамы, ставит исполнителей в тяжелые, даже болезненные обстоятельства, он, что называется, выжимает актеров досуха. Но, собственно, благодаря этому многие из них в фильмах именно этого режиссера сыграли свои лучшие кинороли.
Выпуск газеты №:
№7, (2014)Section
Медиа