Исследовательский подвиг историка Ивана Пущука
Почему июльское решение польского сейма не оставило безразличным украинское обществоЭто решение больно зацепило сердца тысяч волынян, вызвало новую волну дискуссий. Я лично с большой заинтересованностью ознакомился с мнением постоянного автора газеты «День» из Польши Павла Коваля, что Киеву и Варшаве нужны новые институции для изучения истории. Авторитетное слово о волынских событиях 1943 года выразили первый Президент Украины Леонид Кравчук, доктор исторических наук Леонид Зашкильняк и Юрий Шаповал, известный журналист и публицист Виталий Портников и другие ученые.
В своем письме подробнее хочу остановиться на обзоре, подготовленном Вадимом Лубчаком «Адам Михник: «Это - демонстрация глупости, шовинизма и подлости». Он был напечатан в рубрике газеты «Пресс-клуб» («День» №156-157,2-3 сентября 2016 г.). Материал чрезвычайно актуален, потому что он еще и дает экспертные оценки народного депутата Украины Николая Княжицкого и политолога Михаила Басараба от прочтения статьи многолетнего редактора «Газети Виборчої». Авторитетный польский публицист, известный общественно-политический деятель осуждает конъюнктурное решение польского сейма установить 11 июля Днем памяти поляков-жертв геноцида, совершенного ОУН-УПА. Разделяю их мнение.
В течение 25 лет на Волынском радио я готовил и вел радиопрограммы «Луцьк - Люблін» и «Обабіч Бугу», имел возможность встречаться и приглашать к микрофону десятки свидетелей этих трагических событий. Они с болью повествовали, что жертвы были с обеих сторон. Украинские историки сходятся на том, что жертв могло и не быть. Но пагубная политика вражды на поприщах края взяла верх над гуманистической. В памяти местного населения засела несправедливость, что шовинистическая линия ІІ Речии Посполитой в межвоенный период на Холмщине и Подляшье проявилась в массовом уничтожении православных храмов. А на Волыни народ страдал от всевозможных притеснений и пацификации. Тысячи борцов за свободу были сосланы в Березу Картузскую.
В 1942-1943 годах отряды армии Краевой и батальонов хлопских приняли участие в разрушении украинских сел и массовом уничтожении их жителей. Впоследствии на Холмщине и Подляшье это длилось уже при участии подразделений армии новой коммунистической власти. Мои собеседники приводили также примеры взаимного спасения: украинцы давали пристанище польским семьям, а те брали под защиту своих украинских соседей. Человеческое благородство, как видим, брало верх над ненавистью.
Польские историки Владислав и Ева Семашко в своем исследовании - книге «Людобуйство», по меньшей мере, вдвое преувеличили число убитого польского населения от рук украинцев и отрядов повстанцев. Это убедительно опровергают наши исследователи - краевед Ярослав Царук из Владимира-Волынского и историк из Луцка Иван Пущук. Они задокументировали свидетельства тысяч волынян со всех районов области. Народный депутат Украины Ярослав Федорчук помог Ивану Антоновичу на средства своего благотворительного фонда издать все эти 10 книг. Кстати, Иван Пущук за последние пять лет обошел еще свыше 1267 сел Ривненщины и три района Тернопольщины, которые до осени 1939 года входили в Волынское воеводство и на поприще которых тоже были убийства сельского населения с обеих сторон. В настоящее время он готовит к печати сборники воспоминаний свидетелей этой трагедии. Обобщенные цифры жертв опровергают домыслы Семашко и современных политиков, которые эту цифру уже раздули до ста тысяч.
Автор сообщил мне, что на основе магнитофонных записей материала отобрал уже на 11 сборников. Семь из них хоть сегодня можно сдать в издательство, но со стороны ривненских чиновников слышит только обещания помочь финансами. Возможно, дело с места сдвинет новоизбранный глава Ривненского областного совета Николай Драганчук. Это в настоящее время очень необходимо сделать, чтобы иметь доказательное, документальное подтверждение позиции украинской стороны на будущих встречах наших и польских историков-исследователей Волынской трагедии. В этом важном деле, думаю, должно быть заинтересовано как никто и руководство Украинского института национальной памяти, которое возглавляет Владимир Вятрович.
...Единственный выход из этого тупика: простить и просить прощения и не вспоминать в дальнейшем друг другу, кто кого больше убил. Давайте скажем вслед за Яцеком Куренем: «Прошлое оставим Богу».
Выпуск газеты №:
№185-186, (2016)Section
Медиа