История одного киноклуба
Как небольшая группа инициативных людей может изменить размеренную жизнь киевского спального районаНедалеко от станции метро «Харьковская» есть детский специализированный кинотеатр «Факел». Чуть больше года назад он ничем не выделялся среди остальных коммунальных кинотеатров Киева, а жители Харьковского массива или вообще не знали, что совсем рядом есть действующий кинотеатр для детей, или же не особо обращали внимание на неприметное серое здание, которое терялось между супермаркетом и местными магазинчиками. Впрочем, кинотеатру «Факел» повезло. Потому что его «новейшая» история о том, как небольшая группа инициативных людей может разнообразить размеренную жизнь киевского спального района.
«Все началось с того, что мы решили показать в кинотеатре «Факел» две ленты из трилогии «Мое детство» — «Кровь» по одноименной новелле Нодара Думбадзе и «Мужицкий ангел. Рождественская история» по рассказу Степана Васильченко», — рассказывает автор трилогии, режиссер Ирина Правило, семья которой живет на Харьковском массиве. Об Ирине и ее кинопроектах для детей, которые не оставят равнодушными и взрослых, газета «День» писала неоднократно (см. «Кинематограф без формулы» от 29 апреля 2011, «Ирина Правило: «Я интересуюсь классикой. В ней — сильный вызов и больше прочтений» от 25 мая 2012).
По словам режиссера, она долго искала площадку для постоянной коммуникации с самым маленьким зрителем. Она оказалась совсем рядом. Сразу после первых показов возникла идея организовать на базе кинотеатра «Факел» киноклуб. «Жизнь на Харьковском массиве не такая уж и насыщенная культурными событиями, — говорит Ирина. — Поэтому мы сразу подумали, что киноклуб мог бы стать ключиком к развитию культурной жизни массива. С октября прошлого года начались наши еженедельные собрания, которые продолжаются до сих пор. Приятно, что среди наших посетителей не только жители района, к нам приезжают с Борщаговки, Троещины, Бортничей. Мы не только смотрим хорошее кино, но и обсуждаем его, дискутируем на социальные темы, делимся тем, как чувствуем этот мир и что можем сделать для того, чтобы он становился лучше».
Среди лент, которые были показаны на протяжении года, — «Чудо в Милане» Витторио де Сики, «Улисс» Тео Ангелопулоса, «Слушай песню ветра» Кадзуки Омори, а осенью состоялся показ лент молодых украинских режиссеров Арсена Бортника «Как Шевченко искал работу» и Софии Лаврив «Сыроед». Часто на показы дети приходят целыми классами. Ирина рассказывает, что со школами они работают активно, но контактируют в основном с учителями или родителями — директора школ по большей части очень медленно идут навстречу, аргументируя это тем, что отвечают исключительно за образовательный процесс и не имеют отношения к досугу учеников. Возможно, ситуация улучшится, если после выхода третьего фильма по мотивам рассказа итальянского писателя Нино Палумбо «Мой университет» Министерство культуры рекомендует трилогию «Мое детство» для просмотра школьниками.
ИРИНА ПРАВИЛО ВО ВРЕМЯ ОТКРЫТИЯ ОБНОВЛЕННОГО ФАСАДА КИНОТЕАТРА "ФАКЕЛ"
«После показов дети активно говорят, — рассказывает Ирина. — Проходит момент, когда все стесняются, — и они начинают делиться тем, что думают и чувствуют, без заученных фраз. Впрочем, наша цель — не только показывать кино. Мы стремимся превратить кинотеатр «Факел» в культурный центр. За время работы над фильмами я познакомилась со многими интересными людьми, которых могла бы приглашать на встречи со старшеклассниками. Беседа с Григолом Катамадзе, Мишелем Терещенко могла бы изменить что-то в мировоззрении юношей и девушек. Но, учитывая запущенное состояние фасада и особенно лестницы, ведущей к входу, об этом нечего было и думать».
Так вызрело решение отреставрировать фасад. Организаторы киноклуба — а это Ирина и ее семья (мама и две старшие сестры активно помогают Ире реализовывать творческие проекты) — нашли специалистов, которые согласились за умеренную плату выполнить нужную работу. Но руководство объединения (кинотеатр «Факел» входит в структуру коммунального предприятия «Киевкинофильм») на тот момент инициативой не заинтересовалось и на встречу с подрядчиками не пришло. «И тогда мы решили, что попробуем сделать это своими силами», — говорит Ирина. Осенью начались общие субботние толоки: участники киноклуба приходили, чтобы понемногу ремонтировать фасад. И, к большому их удивлению, каждый раз приобщалось все больше людей.
ФАСАД И СТУПЕНИ КИНОТЕАТРА ДО И ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ
Постепенно непростой путь был пройден, лестница отреставрирована, а фасад полечен. Закарпатская художница Олеся Секереш, участница арт-группы «Шапка» и художественной экспедиции «Втілені», разработала эскиз композиции, которая сейчас украшает фасад. Это дерево жизни с птицами в виде язычков пламени — дерево-факел. Олеся, кстати, летом делала презентацию проекта «Втілені» в кинотеатре (собранные во всех уголках Закарпатья украинские, словацкие, венгерские, румынские орнаменты участники проекта рисовали на теле закарпатцев разных поколений, а впоследствии фотографии этих рисунков легли в основу серии открыток).
В планах Ирины Правило и участников киноклуба полностью возобновить фасад кинотеатра. Кроме того, Ира продолжает работу над третьим фильмом из трилогии «Мое детство» — «Мой университет». Это история мальчика, который стремится понять «Божественную комедию» Данте Алигьери, а находит настоящего учителя, который помогает ему понять жизнь, почувствовать свое призвание. В октябре этого года проходили съемки ленты в Италии. Как и в предыдущих фильмах трилогии, героев играют не профессиональные актеры, а обычные итальянцы (первый фильм «Кровь» был снят в Грузии, героев ленты сыграли жители поселка Хидистави, а «Мужицкий ангел. Рождественская история» — в украинских Карпатах). В работе над трилогией Ирине и дальше помогает семья. Это основной источник поддержки как материальной, так и духовной. Впрочем, последний фильм нуждается в больших ресурсах: часть средств удалось собрать с помощью коллективного финансирования проектов «Спільнокошт», которое в Украине реализует платформа «Велика Ідея», но это даже не 10 %. В дальнейшем Ирина Правило все-таки надеется на поддержку Госкино, ведь в Украине именно для детей снимается не так много фильмов, а они, по ее мнению, — едва ли не самая важная зрительская аудитория.
КОММЕНТАРИЙ
Станислав ЧЕРНИЛЕВСКИЙ, киносценарист, кинооператор, режиссер кинодубляжей на украинском языке, преподаватель Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого:
— Если говорить о фильмах, с помощью которых дети должны формироваться, бесспорно, нет пригодного для этого органического материала — я имею в виду украинские фильмы для детей или даже отечественные, которые снимались до 1990 годов. В итоге мы получаем каким-то образом сформированного 18—20-летнего человека, который вырос на совсем иной кинематографической реальности, несовпадающей с текущей реальностью. В этом году я был в составе комиссии премии имени Леси Украинки за литературно-художественные произведения для детей и юношества: кроме мультипликационных вещей, серьезных игровых работ не было. Поэтому здесь действительно существует болевая точка, и то, что делает Ирина Правило, — это прекрасно. Визуальная культура, формирующая человеческое поведение на массовом уровне, у нас заброшена давно. Наверное, путь к ее возобновлению пролегает, в частности, через такие инициативы, как основанный Ириной киноклуб, то есть через индивидуальные усилия отдельных людей. Киноклубы в целом имеют свои точки в ткани жизни: они связывают важные сферы необходимого человеческого общения, ведь вокруг них добровольно собираются люди по поводу того, что представляет для них же особый интерес. Такие точки общения на любом клубном уровне чрезвычайно важны для искусства, религии, духовного самоощущения человека, ведь там находится пища для души, интеллекта, ума, перспектива быть человеком завтра, послезавтра, пребывать в состоянии удовлетворения от работы мысли. Это то, что кристаллизируется вокруг живого, глубинного человеческого интереса. Именно в киноклубах формируется специфическая публика, готовая к тому, чтобы ожидать от визуальной культуры художественных артефактов.
Выпуск газеты №:
№4, (2015)Section
Медиа