Как «подавать» историю
Владимир СЕРГИЙЧУК: «Надо строить передачи на персональной памяти украинцев»Доктор исторических наук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, автор «Дня» Владимир Сергийчук четверть века преподавал историю Украины студентам Института журналистики КНУ. По глубокому убеждению ученого, без знания истории в качественной украинской журналистике нечего делать. Поэтому Владимир Иванович был крайне возмущен тем фактом, что с нового учебного года в некоторых университетах, в частности на журфаках, не будет преподаваться история (Детальнее см. в материале «История — вне расписания», «День» № 103 от 16 июня 2015 года). Почему именно журналисты должны глубоко знать историю? Какие этапы необходимо знать в первую очередь? Может ли история быть рейтинговой на ТВ? Эти и другие вопросы «День» обсуждал с Владимиром СЕРГИЙЧУКОМ.
— Переосмысление истории в современных медиа — требование времени, — говорит Владимир Иванович. — Но это необходимо делать вдумчиво, стильно, с четкими посылами и с помощью интеллектуальных ресурсов украинской национальной журналистики. Когда программу об истории Украины делает человек неукраинского происхождения, сразу ощутимо, что ему не важно, что он показывает. Такому журналисту безразлична эта история с точки зрения патриотизма. Поэтому я переживаю за то, чтобы на украинских телеэкранах было больше украинских журналистов. А с этим сегодня проблема.
Владельцы каналов, а я за ними наблюдаю на протяжении 20 последних лет, не выращивают своих ведущих, а приглашают из других стран, преимущественно из России. Знаете, ситуацию, которая на протяжении всех этих лет прослеживалась в медиа, сегодня можно сравнить с политикой — во власть массово приглашают иностранцев. Они немного известны, где-то были успешны, им что-то удалось... Но разве у нас нет своих кадров? Как чужой человек может работать на утверждение Украинского государства, если он приехал сюда просто зарабатывать деньги?
Для меня как человека, который написал книжку «Что дала Украина миру», где впервые комплексно оценен вклад выдающихся украинцев в развитие мировой науки, техники, образования и культуры, дико звучит «аргумент», что у нас не нашлось профессиональных людей. На должности помощников Президента США, генерал-губернатора Канады, премьер-министра Франции украинцы находятся, а возглавить один из регионов Украинского государства — нет?
С одной стороны, я поздравляю своего бывшего студента Михаила Саакашвили с назначением на должность главы Одесской ОГА. Я его учил и знаю, что это был добросовестный студент, который на каждом семинарском занятии тянул руку, и в результате он действительно много позитивных реформ реализовал в Грузии. В конечном итоге, найдем ли на каждый регион чужестранца?
Когда-то, кстати, Россия хотела реформироваться за счет немцев. И чем это закончилось?
Другое дело, когда к перестройке нашего государства привлекаются опытные украинцы из диаспоры — это их обязанность принимать участие в этом деле, ведь их родители, которым удалось в свое время вырваться из «коммунистического рая», десятки лет мечтали о возрождении независимого Украинского государства.
— Исторические программы на украинском ТВ преимущественно привязаны к определенным датам. Отдельных проектов очень мало — на «5 канале» «Машина времени», на «ЗІК» «Историческая правда». Может ли история быть рейтинговой?
— История может быть рейтинговой, но для этого надо показать ее актуальность. Кроме того, эти программы должны затрагивать более широкий круг заинтересованных людей, а не только элиты. То есть надо показывать в историческом срезе жизнь обычного украинца, его семьи. Да, зритель будет смотреть программу, если там будут показывать о репрессированных, несправедливо осужденных, ведь у него в семье была такая история. То есть надо строить передачи на персональной памяти украинцев. Взять, к примеру, освободительное движение — много говорят о Бандере, а почему бы не исследовать и не показать на экранах, как жил рядовой подпольщик или житель какого-то конкретного села? Сегодня это сделать еще не поздно, хотя времени уже потеряно много.
«ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ЖУРНАЛИСТИКИ «Дня» — ЭТО ШАНС ДЛЯ МОЛОДЕЖИ»
— По вашим наблюдениям, меняется ли ситуация на украинском ТВ после Майдана-2014?
— Ситуация после Революции достоинства хотя и со скрипом, но сдвинулась. Появляются новые интересные программы, в частности на «1+1». Но это еще не та картинка телепространства, в которой нуждается общество. Сегодня, повторюсь, надо дать шанс своим журналистам. За 25 лет, пока я читал историю Украины для студентов Института журналистики КНУ имени Тараса Шевченко, замечал очень много самобытных студентов, у которых горели глаза, они стремились к знаниям. Где они сейчас? Их надо было своевременно и правильно поддержать, чтобы они могли себя реализовать.
ИСТОРИК ВЛАДИМИР СЕРГИЙЧУК БУДЕТ ЛЕКТОРОМ В ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ ЖУРНАЛИСТИКИ «Дня»-2015
Такой шанс дает Летняя школа журналистики «Дня», которая добавляет много к теоретическим занятиям, учит правилам гражданского поведения.
— Как вы объясняете студентам, в частности будущим журналистам, что им с профессиональной точки зрения надо знать историю?
— Акцентирую на том, что это им необходимо для более глубокого осознания самих себя, страны, в которой они живут. Опять же, когда наши соседи заявляют перед всем миром о том, что такое государство, как Украина, не состоялось, именно украинским журналистам надо распространять правду о нашем прошлом. А следовательно знать прежде всего периоды становления украинской государственности. Сегодня, кроме этого, актуализировались «старые» вопросы, в частности так называемой вечной дружбы и братства с россиянами. Друзья, мы никакие не братья, сегодняшний день это подтверждает, никакой «колыбели» не было.
— Как удается заинтересовать молодежь?
— У каждого — своя методика. Я стимулирую так: прошу писать не рефераты, а статьи на исторические темы и публиковать их. Говорю студентам, если напечатаете свое исследование — в районной, всеукраинской газете, на интересном сайте — я ставлю 10 баллов. И студенты находят интересную информацию, переосмысливают, пропускают через себя и... распространяют эти знания.
Знаю, что некоторые студенты сделали даже интернет-страницу и там распространяли свои тексты. Я проверял, сколько просмотров этих текстов, их читают сотни людей. И это — важные темы об украинском контексте Второй мировой войны, о проблемах новейшей истории.
Еще я даю конкретному студенту новую книгу на историческую тематику, чтобы он написал на нее рецензию. Или приглашаю известного человека, студенты-журналисты общаются с ним в течение пары, а затем пишут репортаж об этом событии. Скажем, какие эмоции можно было прочитать в отчетах о встрече с Дмитрием Павлычко. Некоторые студенты даже написали эти репортажи в стихотворной форме.
То есть надо искать интересные формы работы со студентами. Одна из них, кстати, подготовить родовое дерево с комментариями. Я ставлю задачу студентам во внеуниверситетское время исследовать свою генеалогию. Вы бы видели, какие огромные ватманы с портретами и биографиями своего рода они потом приносят!
Таким образом эти студенты не только сами интересуются своей родословной, но и привлекают к этому родственников, и те тоже узнают о прошлом своих предков — круг заинтересованных своим прошлым увеличивается. А знание о своей родословной вызывает заинтересованность историей своего края, Украиной. А это не менее важно, чем написание реферата на тему самостоятельного задания...
Выпуск газеты №:
№106, (2015)Section
Медиа