Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как возродить военную журналистику?

Эксперт: «Необходимо повышать уровень профессиональных требований к корреспондентам, которые работают в зоне АТО»
12 декабря, 09:31
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

Еще двадцать лет назад в Украине была мощная база для подготовки военных журналистов, но по различным причинам, как и в случае с другими военными специальностями, это направление было практически утрачено. Сегодня информационное обеспечение вооруженного конфликта на Донбассе взяли на себя, с одной стороны, кадры, подготовленные еще предыдущей системой, прежде всего выпускники Львовского высшего военно-политического училища (именно это заведение закончил, например, Дмитрий Тымчук), на месте которого в настоящее время появилась Академия сухопутных войск им. П. Сагайдачного, а с другой — талантливые гражданские военные корреспонденты, которые не имеют профильного образования, однако уже достигли серьезных успехов в данной сфере. На протяжении последних полгода Украине пришлось возрождать военную журналистику в условиях, когда конфликт уже длился, но системные изменения в сфере подготовки соответствующих специалистов пока что не произошли.

После закрытия специальности «военная журналистика» в Академии сухопутных войск подготовка таких специалистов в Украине была вообще прекращена. Однако в 2006 году в составе Военного института КНУ им. Шевченко была создана кафедра информационно-психологического противоборства, в пределах которой была попытка наверстать упущенное. В ноябре 2012 года ее трансформировали в кафедру военной прессы и информации, а в 2013-м — в кафедру зарубежной военной информации как структурное подразделение военного гуманитарно-лингвистического факультета. Сегодня кафедра готовит специалистов по четырем выпускным специальностям: «международная информация», «международные отношения», «связи с общественностью» и «журналистика».

В то же время, по словам начальника кафедры зарубежной военной информации ВИКНУ, кандидата исторических наук, доцента Якова Жаркова, в настоящее время на специальность «журналистика» ежегодно набирают... от пяти до восьми человек. Это и есть весь кадровый резерв Украины на этом направлении, поскольку другие вузы военных журналистов не готовят. «Нет смысла открывать новые кафедры, поскольку в Вооруженных силах Украины просто нет такого количества должностей, на которые могли бы претендовать выпускники-военные журналисты. Если необходимость в таких специалистах возрастет, достаточно будет увеличить госзаказ хотя бы до 18—20 мест», — объясняет Яков Жарков.

Будущие военные журналисты получают в ВИКНУ  дипломы бакалавра и магистра. Подготовка осуществляется в рамках сотрудничества между двумя вузами в структуре КНУ: преподаватели Военного института читают курсантам военные дисциплины, а профессии журналиста их обучают специалисты из Института журналистики. Количество учебных часов между этими двумя блоками разделено приблизительно поровну. «Все профессора из Академии сухопутных войск, которые отвечали там за это направление, давно переехали в Киев и продолжают делиться своим опытом с нашими курсантами, поэтому я категорически не согласен с мнением о том, что система подготовки военных журналистов в Украине была утрачена», — настаивает Яков Жарков. К тому же, если в ЛВВПУ готовили преимущественно специалистов для печатных изданий Вооруженных сил СССР, то выпускники Военного института должны быть готовы к работе в любых СМИ, в том числе и на телевидении. Напомним, что среди информационных структур Вооруженных сил Украины в настоящее время действует, в частности, и Центральная телерадиостудия Минобороны. Кроме того, в профессиональных специалистах нуждаются пресс-службы многочисленных силовых ведомств — в советское время подобных подразделений вообще не было. Кстати, лишь в структуре Управления прессы и информации Минобороны, согласно официальному сайту, действует три отдела и десять пресс-центров, каждый из которых возглавляет должностное лицо в звании не ниже подполковника. Сегодня встает вопрос эффективности работы такого гигантского аппарата, но это уже тема для отдельного серьезного разговора.

В то же время, кроме журналистов в погонах, в зоне АТО сегодня продолжают работать значительное количество их гражданских коллег. Некоторые из них, как, например, Андрей Цаплиенко или Артем Шевченко, уже имеют опыт подобной работы, другие же вынуждены учиться на собственных ошибках, что иногда создает слишком большие риски. В ВИКНУ для таких журналистов предусмотрены специальные курсы. Достаточно ли такой подготовки, для того, чтобы работать в зоне АТО и какая программа обучения военных журналистов является оптимальной, рассказали эксперты «Дня». Мнения разделились, однако все согласились с одним — Украина сегодня остро нуждается в профессиональных специалистах в этой сфере.

«ВОЕННЫХ ЖУРНАЛИСТОВ ДОЛЖНЫ ОБУЧАТЬ ВОЕННЫЕ ВУЗЫ»

Ян ИВАНИШИН, военный журналист, майор запаса, выпускник ЛВВПУ:

— Хорошо, что сегодня в Украине хоть кто-то пытается сохранить нашу специальность — лучше что-то, чем ничего. Очень прискорбно было наблюдать, как в Академии сухопутных войск она постепенно умирала и в конечном итоге стала вообще ненужной. По моему мнению, программа подготовки военных журналистов, которая существовала в СССР, — лучшая. Учиться на факультет военной журналистики ЛВВПУ своих курсантов отправляли около 30 стран. Помню, как командиры говорили, что мы — прежде всего военные и только потом — журналисты. Тогда мы пытались против этого протестовать, а сегодня я понимаю, что в этих словах был смысл. Военная подготовка была очень серьезной — у нас было не менее двух двухнедельных полевых выходов каждый семестр, на протяжении которых мы овладевали всеми видами оружия и боевой техники. Многие выпускники училища потом шли в войска на командирские должности. Такие журналисты несли бремя военной службы наряду с другими солдатами и изнутри знали систему, о которой писали, — приехав в военную часть, они не задавали глупых вопросов. Сегодня, когда возникла необходимость посылать журналистов в зону АТО, редакции ищут в своем штате наиболее опытных и «боевых» сотрудников, однако большинство из них не имеют специальной подготовки и вынуждены обучаться уже в процессе. Оптимальный вариант — когда канал или газета имеет в своем составе отдел, который занимается исключительно военной тематикой и в котором работают специалисты. Раньше такая практика была, и в этих отделах работали, в частности, и выпускники ЛВВПУ. Мне кажется, стоит ее возродить. Конечно, не все курсанты, получившие профессию военного журналиста, будут становиться звездами, но редакции могли бы выбирать лучших. По своему опыту могу сказать, что на таких специалистов, которые разбираются в теме и имеют доступ к войскам, всегда был спрос, в частности и в коммерческих медиа-компаниях. На мой взгляд, военных журналистов должны обучать все же военные вузы — краткосрочные курсы или отдельная программа в гражданском институт не способны обеспечить должный уровень подготовки. Кстати, не раз слышал от медиа-менеджеров мнение о том, что намного лучше принимать на работу человека, который имеет еще какое-нибудь образование, кроме журналистского. Автогонщик сможет рассказать об автомобиле, а банкир — о финансовой системе намного больше, чем любой журналист. То же касается и военной тематики. Важно почувствовать все на собственной «шкуре» хотя бы для того, чтобы понимать, почему военные принимают те или иные решения. Кроме того, такой человек всегда будет «своим» среди военных — его не будут воспринимать как «засланного казачка» или потенциальный источник проблем.

«ЧТОБЫ РАЗБИРАТЬСЯ В ВОЕННОЙ ТЕМАТИКЕ, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИМЕТЬ ПОГОНЫ»

Александр ПРИЛИПКО, журналист, колумнист «Дня», выпускник ЛВВПУ:

— На факультете военной журналистики ЛВВПУ готовили будущих пропагандистов советской идеологии в войсках. Конечно, сегодня журналистов следует готовить совсем иначе. Нет смысла выделять половину всего учебного времени на военные дисциплины. Ведь обязанность такого специалиста — не совершенное управление танком, а понимание проблематики танковых войск, умение отличить «Абрамс» от Т-80. К сожалению, сегодня военные журналисты в Украине часто не могут похвастаться подобными знаниями. В значительной мере сохраняется советский подход к этой профессии. По моему мнению, военный журналист — это не журналист для армии, это — прежде всего тот, кто может рассказать обществу об армии, то есть о той сфере, которая в любой стране стремится оставаться как можно более закрытой от остальных людей. Конечно, каждая, по крайней мере центральная газета, должна была бы иметь в своем штате обозревателя, который ориентируется в военной тематике, ведь она всегда остается актуальной. Журналистам, которые пишут сегодня из зоны боевых действий, часто не хватает профессионализма. Именно из-за этого в настоящее время ощущается нехватка правдивой информации. Считаю, что любая пропаганда и искажение всегда работают против общества. Если наши бойцы погибают, но нам об этом не рассказывают — это плохая тенденция, которая негативно влияет как на общество, так и на журналистику. Конечно, нельзя при этом и огульно обвинять во всех бедах военное руководство, провоцируя панику. В свое время в Конгрессе США были проведены специальные слушания, посвященные освещению операции в Ираке. В Украине нужно организовать нечто аналогичное — речь идет даже не столько об образовательных программах для журналистов, сколько о необходимости законодательного определения принципов освещения боевых действий. Убежден, что военным журналистом может стать любой журналист, если он в совершенстве освоит свой предмет. Оканчивать военный вуз для этого совсем не обязательно. Нужно повышать уровень профессиональных требований к журналистам, уметь красиво писать недостаточно — необходимо действительно разбираться в том, о чем рассказываешь читателям. Такой специалист, приехав, например, на блокпост, сразу поймет, правильно там организована оборона или нет. Все это, в действительности, — не такие уж и сложные вещи. Чтобы разбираться в них, совсем не обязательно иметь погоны. Эрнест Хемингуэй поехал в Испанию писать о гражданской войне обычным лейтенантом. Константину Симонову, перед тем, как отправить на фронт писать для газеты «Красная звезда», присвоили звание подполковника, но это не помогло ему стать Хемингуэем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать